ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Шифр № 181712
Контрольная работа
Управление в АПК
на тему: Стили управления
Понятие, цели и задачи управления предприятием
Студентки Боковой Е.В
Группы ЭЗБ51ЭФ
Направление подготовки /специальность 38.03.01 Экономика
Финансы и кредит
Проверил (а):___________________/А.Н Греков/
Мичуринск 2023.
Содержание
Введение | 3 |
1. Стили управления | 4 |
2. Понятие, цели и задачи управления предприятием | 10 |
Список использованной литературы | 15 |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Управление в АПК – дисциплина, изучающая теоретические основы формирования и функционирования системы управления АПК, функции и структура органов управления на всех уровнях иерархии, технология управления сельскохозяйственными формированиями, проблемы подготовки руководящих кадров и эффективности менеджмента.
Объектами управления в АПК выступают отдельные лица или коллективы работников, а так же отдельные процессы природные, материальные, финансовые, трудовые, весь потенциал предприятия, объединения, отрасли и всего АПК.
Предметом науки управления является совокупность общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе управления на разных уровнях и в различных звеньях социально-экономической системы.
Управление АПК должно учитывать особенности сельского хозяйства, как центрального звена АПК: земля - главное средство производства, территориальная рассредоточенность отрасли, сезонный характер производства, многообразие форм собственности и др.
Цель изучения дисциплины «Управление в АПК» - наряду с реализацией требований, установленных в Государственном стандарте к подготовке студентов по вопросам управления, изучение основных достижений теории и практики управления в АПК в целом и отдельных его отраслях.
Задачи:
- научить студента анализировать систему управления предприятием и его отдельными подразделениями,
- разрабатывать предложения по ее совершенствованию для повышения эффективности управления, получить определенные навыки в практике управления, научиться основам управления персоналом.
1.Стили управления
Стиль управления – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения .
Определить стиль управления можно 2-я способами :
1. Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля управления, который использует начальник по отношению к подчиненным.
2. С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации.
Так же можно рассматривать стиль руководства как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя» .
Различают следующие стили управления .
1) Стиль управления ориентированный на задачу. Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить, при этом руководитель:
- порицает недостаточную работу;
- побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;
- придает особенное значение объему работы;
- руководит железной рукой;
- обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;
- побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;
- требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.
Такие руководители:
- часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;
- позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».
2) Личностно-ориентированный стиль управления. При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. Руководитель:
- обращает внимание на здоровье сотрудников;
- заботится о хороших отношениях со своими подчиненными;
- обращается со своими подчиненными как с равноправными;
- поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;
- заступается за своих сотрудников.
Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.
Стилю управления присущи три проблемы:
- результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино,
- абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда,
- ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.
3) Авторитарный стиль управления. При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.
Типичные признаки авторитарного стиля управления :
- руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;
- руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует следуют ли его распоряжениям и насколько.
Требования к авторитарно управляющему руководителю:
- высокая сознательность;
- высокий самоконтроль;
- дальновидность;
- хорошая способность к принятию решений;
- пробивная способность.
При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию.
Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.
Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.
Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.
4) Корпоративный стиль управления. При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.
Типичные признаки корпоративного стиля управления :
- руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль,
- руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.
Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от индивидуальных привилегий;
- способность и желание делегировать полномочия;
- служебный надзор;
- контроль результатов.
Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.
5) Управление методом делегирования полномочий. Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность .
Для того чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:
- делегирование сотрудникам задач;
- делегирование сотрудникам компетенций;
- делегирование сотрудникам ответственности за действия;
- исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;
- установление порядка регулирования исключительных случаев;
- исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;
- обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;
- принятие руководителем ответственности по руководству;
- создание соответствующей информационной системы.
Преимущества управления методом делегирования:
- разгрузка руководителя;
- возможность быстрого принятия грамотных решений;
- сотрудникам передаются компетенции и ответственность за действия;
- содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.