ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Недостатки управления методом делегирования:
- руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;
- могут быть утверждены иерархические отношения;
- сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;
- установление иерархических отношений «по горизонтали».
Таким образом, эффективность управления не зависит от стиля управления, а это значит, что способ принятия решений не может выступать в качестве критерия эффективного управления. Иначе говоря, управление может быть эффективным или неэффективным вне зависимости от того как, каким образом руководитель принимает решение - авторитарно или коллегиально.
2. Понятие, цели и задачи управления предприятием
Слово «менеджмент» означает управление, руководство, а также администрацию, дирекцию или орган, аппарат управления производством, т.е. коллективом людей или организацией. Ведь организация — это сообщество объединившихся и взаимодействующих людей для достижения определенной общей цели, которую ни один из них не может достичь в одиночку. В последнее время это называют синергией (от греч. зупеща — сотрудничество, содружество), означающей также, что организация есть нечто большее, чем простая сумма ее составляющих. Из сказанного следует, что понятие «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами и объектами (предприятиями, фирмами и т.п.), действующими в рыночных условиях (Рис. 6).
Рис. 6. Основные категории теории управления
Управление существовало с давних времен, когда возникла необходимость в совместном решении трех задач:
- поддержание порядка (организованности) в сообществе и установление общих правил поведения;
- изыскание и производство необходимых и распределение имеющихся ресурсов (орудий труда, одежды, пищи), устройство жилищ;
- защита от диких зверей и врагов.
Указанные задачи разрастались и дифференцировались с учетом усложнения экономической деятельности людей, приведшей впоследствии к промышленной революции, появлению и росту количества фабрик, возникновению проблем повышения эффективности труда, производства и управления. С того времени усилиями специалистов совершенствовались методы и способы производства, организации и управления и именно к тому периоду относят возникновение науки управления.
Предметом исследований специалистов и ученых являлись отношения, возникавшие между субъектами и объектами управления производственными процессами. Обобщенную формулировку этих отношений и предмета исследований дал К. Маркс: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов». Когда множество людей вовлечены в определенную деятельность, они должны работать вместе таким образом, чтобы их индивидуальные способности были соединены с наибольшей пользой с точки зрения назначения организации. Поскольку разные люди имеют разные возможности и разные интересы, то при разделении труда целесообразно привлекать наиболее квалифицированных, подготовленных к различной деятельности (финансы, сбыт, техническое развитие и др.) людей. При этом обязательно должно быть единство цели, на достижение которой направлены усилия работников организации.
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления — организации. Вообще цель — мысленное предвосхищение, а значит, и идеальное описание результата деятельности.
Деятельность — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс их достижения с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются важным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
Организующая роль — это организация и направление средств достижения целей на результат. Мотивирующая роль — это мотивация (побуждение) к деятельности людей на достижение цели. Но и сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее значение. Контролирующая роль — это сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы.
Главная цель, ради которой создана и функционирует организация, называется миссией.
Цели следующих уровней служат средствами для достижения целей предыдущих уровней и так далее до формулировки на самом нижнем уровне задач. При этом индивидуальные цели определяют цели более высокого уровня и наоборот.
Задачи — те же цели, но, если цели лишь потенциально могут быть достигнуты, а могут оказаться и недостижимыми в силу определенных условий и неблагоприятных факторов, то задачи решаются обязательно, если известны количественно-определенный результат решения и способ, есть ресурсы для решения задачи и исполнитель, владеющий способом решения.
Цели классифицируются по уровню (народнохозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
Основными требованиями к целям являются:
- согласованность и совместимость;
- реалистичность (достижимость);
- понятность для исполнителя;
- гибкость (обратная связь).
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей организации в связи с меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление.
Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный рост на основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех сторон деятельности. Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям; гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач. Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей по иерархии и выявление связей между целями и средствами их достижения (Рис. 7).
Главная цель (миссия организации) разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит ее достичь. Например, чтобы получить прибыль, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели.
Недостатком дерева целей является статичность иерархии целей, хотя на достаточно большом отрезке времени состав целей, их иерархия и характеристики меняются. Практически это решается с учетом динамики процессов, путем применения информационных технологий и др.
Для целей и задач сначала определяются сроки выполнения, ресурсы, прежде всего капитальные вложения, и затем формируются специальный орган, его структура, механизм и технология программно-целевого управления.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа:
- работа с людьми;
- работа с предметами;
- работа с информацией.
Цели организации связаны практически со всеми категориями управления (рис. 8).
Рис. 7. Дерево целей и задач
Уровень 0 — главная цель (миссия); уровень 1 — подцели или цели уровня 1 (средства по отношению к главной цели); уровень 2 — цели уровня 2 или подцели, которые необходимо решить для достижения целей уровня 1; уровень л — задачи и показатели, необходимые для решения задач уровня л.
Рис. 8. Связь целей организации с основными категориями теории управления
Список используемой литературы
-
Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с. -
Бурко, Р. А., Соколкова, В. Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 313-315. -
Вукович Г. Г. Управление персоналом: теория и методика / Г. Г. Вукович // Экономика Профессия Бизнес. – 2019. – № 4. – С. 20-25. -
Гасанова, А.А. Управление персоналом в системе управления организацией / А.А. Гасанова // Инновационная наука. – 2019. – №11. –С. 50-53. -
Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – №5. – С. 23-26. -
Горина, М. С. Управление персоналом предприятия и методы оценки его эффективности / М.С. Горина // Modern Economy Success. – 2019. – № 3. – С. 15-22. -
Горленко, О. А. Управление персоналом : учебник для вузов / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 249 с. -
Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации : учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, Л.Н. Кибанова – Москва: КноРус, 2021. – 360 с. -
Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика. делопроизводство в кадровой службе: учеб.-практ. пособие / М.В. Ловчева, Е.Н. Галкина, Е.В. Гурова ; под ред. А.Я. Кибанова. – М. : РГ-Пресс, 2021. – 78 с. -
Репина, Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е. А. Репина. — М.: Академцентр, 2019. — 240 c.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети
Интернет
-
https://www.consultant.ru -
https://www.garant.ru/