Файл: Особенности развития самооценки у младшего школьника Самооценка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности развития самооценки у

младшего школьника

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е.

осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к

окружающим и самому себе.

Показателями сформированности самооценки являются:

 умение перед началом работы спланировать ее;

 умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

 умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

 умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-

символическим изображением;

 умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Для чего нужна оценка? Для того чтобы подвести итог, оценить результат. Кто оценивает в школе? Учитель. Всегда ли учитель оценивает правильно? Нет, оценка бывает субъективна. Выставляя оценку ребенку, он сравнивает еѐ со своей и соглашается или нет! Когда же мы до выставления своей оценки предлагаем

ребѐнку оценить свою работу, заметно, как он начинает смотреть на неѐсовершенно другими глазами, он начинает еѐ видеть как бы со стороны.

Самооценка помогает детям определить границы своего знания не знания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще

предстоит решить в учебной деятельности.

Чтобы оценивание было эффективным, учителя должны регулярно привлекать к этому процессу детей, помогая им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить учащимся и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале

урока. На доступном для детей языке учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников, чему они научатся и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока.

В процессе всего урока учащимся даѐтся устная и письменная обратная связь на их ответы и работы, в которой учитель показывает, насколько в них достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.


Выделяют пять компонентов умений самоконтроля и самооценки:

1.Умение планировать и конструировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности.

2.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным познавательным маршрутом.

3.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.

4.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно–познавательную деятельность.

5.Умение оценивать собственную учебно-познавательную деятельность и её результаты с выходом в рефлексивнуюпозицию.

Рефлексия- умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы сущности:

- физическую (успел - не успел)

- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

- интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал).

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля и самооценки

оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости ее

выполнения, конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный результат не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении.

1.Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа.

2.Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения, неравенства. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4.Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.



5.Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске.

6.В тех темах, в которых возможно, проводить наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении лабораторных работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности – другим способом), иногда непосредственным измерением искомой величины.

7.Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.

Подводя итоги, можно заключить, что важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться. Самоконтроль у школьника - это способность контролировать себя, сделал ли он то или иное действие. А самооценка - это способность оценивать качество выполнения того или иного действия. Исходя из этого, эти два понятия тесно переплетаются друг с другом и формируются контроль и самооценка у младших школьников также совместно.

Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование адекватной самооценки - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

В заключение приведу мнения учащихся о внедрении новых подходов в оценивании:

  • мне нравится оценивать самого себя и исправлять отметки;

  • мне нравятся новые правила и то, как выставляются отметки. Мне более понятны оценки словами учителя, но отметки, полученные в баллах в оценочных листах более интересны и тоже хорошо понятны;

  • мне нравится, что отметку я ставлю сам и задания выбираю сам;

  • больше всего мне нравится самооценка и наши листы оценивания.