Файл: Искусство дизайна.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 814

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Онлайн-школа №1 


ТЕМА: Искусство дизайна

реферат по <Искусство>

выполнил ученик 8 Е класса

Николаев Даниил Андреевич

проверила: Торшина А.А.
Санкт-Петербург

2022-2023 уч. год

Оглавление

Введение 3

Заголовок 1.Альтернативные определения термина 4

Заголовок 2.История 5

Заголовок 3.Объект дизайна 8

Заголовок 4.Основные категории обьекта дизайна 8

Заголовок 5.Соотношение дизайна и искусства 8

Заголовок 6.Виды дизайна 12

Заголовок 7.Отрасли дизайна 20

Заключение 23

Литература 24

Введение

Людей всегда привлекало красивое и комфортное: мебель, одежда и обувь, предметы быта и т.д. Вспомните наши черные футляры, новую полиграфическую продукцию, дизайн украшений и подарков (было такое, что вы, увидев совсем не дорогую безделушку, очень хотели её купить, потому что у нее хороший дизайн и неплохое качество). Дизайн-это художественное конструирование. Дизайн (от английского слова design) означает проектировать, чертить, проект, план, рисунок, цель, намерение, творческий замысел, расчет, конструкция, а также эскиз, рисунок, узор, композиция, произведение искусства. Дизайнеры - это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей. Слово «дизайн» впервые упомянул в одной из своих работ итальянец К.В. Скьер. К любому объекту можно подойти с дизайнерской точки зрения. Нельзя сказать, что в Дизайне важнее - художественная составляющая или же техническая. Эти части равнозначны. Хорошего дизайна не получится, если эти части гармонично не сочетаются. Вот еще одно определение Дизайна, предложенное Томасом Мальдонадо, утвержденное VI Конгрессом ИКСИД:

«Дизайн» - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.


Выбранная мной тема очень актуальна в современном мире. Так как дизайн-это неотъемлемая часть нашего общества. Моя цель узнать действительно ли дизайн имеет большое значение в жизни современного общества. Мои задачи найти как можно больше информации, узнать об истории и развитии дизайна, познакомиться с видами дизайна. Я буду использовать книгу А.Н. Лаврентьева «История дизайна», Тома Питерса «Дизайн», а так же другие книги и журналы на тему дизайна.

Заголовок 1. Альтернативные определения термина

Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) -это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем случае дизайнером (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Дизайн-творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Дизайн-искусство компоновки, стилистики и украшения.

Для дизайна актуально множество направлений.

Дизайн-творческий процесс создания вещи, в котором эстетика определяет содержимое (суть), а технологии форму вещи.

Дизайн-неразрывная взаимообусловленная связь эстетики и технологий, в которой эстетика задает содержание (суть) вещи или процесса, а технологии их форму.

Заголовок 2. История

Можно предположить, что это произошло еще во времена наскальных рисунков и пещерных людей. И действительно, не смотря на то, что понятие дизайна возникло гораздо позже, истоки его возникновения лежат во времена наших предков. Такой, еще только зарождавшийся вид творчества можно отнести к монограмме. В переводе с греческого языка монограмма значит то же самое, что и простая линия. Наскальные рисунки как раз выполнены в подобном стиле. Естественно, что наши предки, оставляя следы на стенах своих пещер, даже и не подозревали, что они занимаются дизайном интерьера, оформлением своего жилища. Позже монограмма стала обозначать знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно это инициалы, которые ставят на предметах обихода для указания на их владельца. Монограмма выполняется шрифтом, имитирующим свободное написание от руки или напоминающее резьбу по дереву или камню с последующими доработками, которое, как правило, выполняется пером, кистью или фломастером, а затем обрабатывается компьютером. Такая композиция редко состоит только из букв. Она может быть дополнена контуром любой формы. В виде монограммы выполняются и товарные знаки. В этом случае за счет вида шрифта и дополнительных элементов можно выразить область применения товарного знака. А для разработки монограммы могут использоваться не только буквы, но слова и целые фразы, которые сейчас принято называть слоганами.



На протяжении многих веков все предметы, окружавшие человека, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на рубеже ХIХ в. возникла потребность «наполнить жизнью» предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Все предметы теперь создаются машинами. Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, «то», чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно «поместить» в каждом из тысячи предметов, производимых машиной. Кустарное производство - ручной труд, примитивные орудия труда, примитивная технология, мало серийное производство. В нем учитывались все потребности человека к вещи: полезность, удобство, красота, дороговизна. Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие и производились в малом количестве 6 принципов работы кустарного дизайнера: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический.

Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Не мало важную роль сыграла японская эстетика и любовь к прекрасному. Нужно отдать должное японским производителям, ведь их товары всегда отвечают двум главным требованиям: практичность и красота. В соответствии с произведениями японского дизайна, создание форм должно быть продуманным и завершенным. Еще одна отличительная черта японского дизайна - это одушевленность вещи.

Индустриальное производство - с приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с
ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штаты чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. В 1785 г. в Англии начало развиваться индустриальное машинное производство. Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов. Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его возможностями.

Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются ещё в самом начале развития общества. Поиск точной даты рождения дизайна невозможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий.

Принято выделять два основных направления в становлении дизайна: Российское (ВХУТЕМАС) и Германское (БАУХАУЗ). В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа - БАУХАУЗа.

Заголовок 3. Объекты дизайна

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение.

Заголовок 4. Основные категории объекта дизайна

  • Образ-идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера.

  • Функция-работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.

  • Морфология-строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера.

  • Технологическая форма-морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии.

  • Эстетическая ценность-особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.


Заголовок 5. Соотношение дизайна и искусства

Вопрос о соотношении дизайна и искусства является весьма запутанным и неоднократно обсуждался в течение долгого времени.

Художники и дизайнеры создают визуальные композиции, используя при этом общую базу знаний, преследуя похожие цели и используя схожие приемы. Это дает возможность считать дизайн такой же творческой профессией, как и другие профессии из сферы искусства.

В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформули­ровано следующим образом - проектная художественно-техническая деятельность по раз­работке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объектами промышленного дизайна являются промышленные изделия (произ­водственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).

Первыми дизайнерами были архитекторы и художники, которые осознали новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массового машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде - главным образом украшать быт верхушки общества.

Хотя о дизайне сказано и написано уже достаточно много, однако еди­ной точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано. Дело в том, что достаточно часто «дизайн» означает собственно деятельность худож­ников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности ху­дожника по решению задач промышленного производства.

Рассматривая различные проявления дизайна, мы убеждаемся, что практика дизайна постоянно расширяется, в его сферу входят выставочный дизайн, полиграфический дизайн, дизайн одежды, ставший модным в нашей стране ландшафтный дизайн, рынок услуг непредметного дизайна, составляющий большую часть дизайна. Буквально в последние десятилетия по­явился как отдельный вид творчества компьютерный дизайн. Таким образом, проектирование промышленных изделий давно уже является не един­ственной, а часто и не основной задачей дизайнера.

За последние два десятилетия практика дизайна необычайно усложни­лась, и провести границу между дизайном и другими областями професси­ональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Проектирование принципиально новых про­мышленных изделий; косметические изменения во внешнем облике про­мышленной продукции без серьезного изменения ее технических характе­ристик;