Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 521

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку процесс развития человечеств является динамичным, государство меняется вслед за обществом и его потребностями. Соответственно, определение государства также не может оставаться статичным и постоянно меняется на протяжении развития человечества. В тот или иной период во главу угла становятся те или иные черты государства, которые имеют наибольшее значение на том или ином этапе. Так, начале превалировал охранительный аспект, затем его сменили политический, экономический, а еще позднее – социальный и, наконец, управленческий аспекты.

Особенно наглядно это можно увидеть на основании того, как менялось понятие государства по мере развития общества. Определения государства, данные учеными из разных стран от Аристотеля до В.В. Лазарева, показывают нам, как менялось государство на протяжении истории человечества.

Вместе с тем для более точного понимания такого явления, как государство, нам необходимо разобраться, в чем же заключается его сущность и важность для общества.

2 Сущность государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Говоря более простым языком сущность – это внутреннее содержание, свойства кого чего-нибудь, открываемые, познаваемые в явлениях.[16]

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Сущность государства – это его смысл, главное и глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Ввиду того, что в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то понять сущность государства необходимо, в первую очередь, для того чтобы выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

Сущность государства представляет собой весьма устойчивую категорию, которая, в то же время, может измениться под влиянием тех или иных факторов и процессов. Эти изменения в течение какого-то времени могут не проявлять себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.


Так, первоначально возникшее государство по своей сущности представляло и выражало интересы всего общества. Однако в дальнейшем человечество разделилось на социальные слои и группы, которые через какое-то время осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях. Данное осознание послужило толчком для изменения сущности государства, которое стало выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) формальный, т.е. то, что любое государство представляет собой организацию политической власти;

2) содержательный, т.е. то, чьим интересам данная организация служит, какие приоритеты устанавливает в своей политике.[17]

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальном аспекте, то получится, что сущность древнего рабовладельческого государства тождественна сущности современного государства, что в корне неверно, поскольку главным в сущности государства является его содержательная сторона.

В юридической науке выделяется несколько подходов к сущности государства, особый интерес среди которых представляют следующие:[18]

1) классовый (марксистский);

2) демократический.

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этот класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается прежде всего как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства членов общества. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данный тезис марксистской теории, вносящий серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получил развития и был предан забвению.


Также необходимо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления и принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство рассматривалось как «полугосударство», надобность в котором в недалеком будущем отпадет. Социалистическое государство характеризовалось как орудие выражения интересов большинства населения. Действительность, однако, была иной. Государство во всех бывших социалистических странах выражало и проводило в жизнь интересы правящей партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления лиц, несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества.

На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить всех и не в состоянии учесть все интересы, но он способен устранить их противостояние и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым подходом.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, данный подход подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.


Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В правовой доктрине укоренилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.

Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это обусловлено множеством факторов: национальными традициями, особенностями исторического прогресса, религиозной, культурной, этнической спецификой, географическим положением, климатом и пр.

В то же время вполне очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У тоталитарного же государства тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.

Сущность и назначение государства и проявляются в его функциях и задачах. Под функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие от задач государства, которые могут носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т. д.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления социальных противоречий ненасильственным путем, а при помощи достижения общественного компромисса. Поскольку современное государство связано по большей части не с классовой борьбой, а с общесоциальными потребностями и интересами, что, в свою очередь, предполагает разумное и осознанное сотрудничество между представителями различных социальных групп, интересы которых могут быть прямо противоположными.


Справедливости ради следует отметить, что государство не утратило классовость. Напротив, в настоящее время имеется существенный разбег между доходами тех или иных социальных групп, и классовое напряжение в некоторых странах, в том числе и в России, усилилось. Во многом этому способствовало развитие цифровых технологий и социальных сетей, а также распространение в мире новой коронавирусной инфекции COVID-19. В то же время мы видим, что государство старается примирить представителей разных социальных групп ненасильственными способами (повышение прожиточного минимума, введение «налога на роскошь», запрет двойного гражданства для представителей власти, предоставление нуждающимся мер социальной поддержки и т.д.

Таким образом, оба подхода дополняют друг друга, и анализ сущности государства требует их совместного применения. Игнорирование того или иного подхода делает характеристику сущности государства однобокой и лишает возможности ее правильного понимания.

3 Признаки государства

Понятие государства, как и любого другого предмета или явления, конкретизируются при раскрытии его признаков, характеризующих его качественную, а не количественную сторону.

Применительно к государству его признаки позволяют безошибочно отличить его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества (политические партии, общественные объединения (в том числе международные), профессиональные союзы и т.д.). Говоря иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

В действующем российском законодательстве отсутствует легальное определение государства, Конституция Российской Федерации раскрывает понятие государства через его признаки.[19] Данное обстоятельство вполне оправдано с практической точки зрения, поскольку законодательство является продуктом деятельности государственных органов, а не наоборот. Иными словами, государство первично по отношению к законодательству, в связи с чем какая-либо необходимость описывать данное понятие в нем отсутствует.

В теории же государства и права признаки государства делятся на основные и дополнительные (факультативные). Основные признаки присущи всем государствам без исключения, факультативные же не являются обязательными и присутствуют далеко не у всех государств в мире, их набор может меняться от государства к государству.