Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство всегда играло важную роль в жизни общества и отражало уровень его развития, становясь этаким зеркалом человечества.

Даже с этой точки зрения институт государства представляет собой необычайный интерес для юристов, не говоря уже о том, что развитие общества и его институтов представляет собой естественный, динамичный и даже хаотический процесс, результатом которого стало государство в том виде, в котором оно существует в данный момент времени.

Вопросы о государстве, его концепции, его природе и его роли в обществе долгое время были одними из основных и острых вопросов для обсуждения в государственных исследованиях, поскольку общество и государство неотделимы друг от друга. Государство – это не только часть нашей истории, но и часть окружающей действительности, которая постоянно и динамически развивается в режиме реального времени.

В то же время понимание процессов, происходящий в современном государстве, а также между различными государствами, невозможно без понимания того, что же такое государство и как оно развивалось.

Понятие государства раскрывается через его признаки. Именно этим и обусловлена актуальность данной темы. Более того, понимание феномена государства необходимо любому профессиональному юристу либо иному специалисту, который по роду своей профессии обязан взаимодействовать с государственными органами. Для этого необходимо понимать природу государства, его устройство и порядок функционирования. Все это невозможно без четкого понимания, что же такое государство и как его отличить от иных общественных институтов.

Целью работы является уяснение понятия государства и его признаков для получения четкого понимания феномена государства, исследование его природы и назначения в современном мире, в постоянно меняющихся условиях, в сложной международно-политической ситуации, а также выявление наиболее подходящего современному государству определения.

Задачами исследования являются раскрытие государства как способа организации жизни общества через его признаки. Данные задачи предполагается решить следующими способами:

1) изучить специальную литературу по заданному предмету исследования;

2) проанализировать и раскрыть понятие и сущность государства через его признаки;

3) дать наиболее оптимальное и соответствующее современным реалиям понятие государству на основе мирового юридического опыта.


1. Понятие государства

Вопросы понятия и сущности государства, его роли в обществе и значении для человечества на протяжении многих веков относятся к числу остродискуссионных в государственно-правовой доктрине, что обусловлено, в первую очередь, сложностью, многогранностью и масштабностью данного явления.

Предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества, под чем понимается определенный тип социальных, духовных, экономических, юридических, политических, культурных и прочих отношений и связей между людьми, объединенных по территориальному признаку, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, защита и т.д.). Именно необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования.

Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях.

Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов. Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Государство вправе легально применять силу.

Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности.

Однако в то же время единое понятие государства в настоящее время отсутствует.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова под государством понимается основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры[1].

Совершенно очевидно, что данное понятие не вмещает и десятой доли определения столь многоликого явления, как государство. Не зря столько великих ученых государство- и правоведов как в России, так и за рубежом в разное время на протяжении длительного времени бились над созданием понятия государства.

С точки зрения Цицерона «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»[2].


Известный русский юрист П.И. Новгородцев писал, что «государство не есть только классовое господство, это прежде всего публично-правовое регулирование частной и общественной жизни».[3]

Несколько иную точку зрения высказывал известный правовед Н.М. Коркунов, который утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».[4]

Для австрийского социолога и правоведа Л. Гумпловича государством является «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка». Л. Гумплович определяет государство как «организацию господства меньшинства над большинством», организацию властвования в интересах правящей группы. С точки зрения Л. Гумпловича государство есть естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок.[5]

Крупный французский правовед Л. Дюги считал, что понятие «государство» состоит из четырех элементов:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенная территория;

3) суверенная власть;

4) правительство.[6]

Как мы видим из вышеприведенных определений, среди ученых-государствоведов велись жаркие дискуссии относительно того, что же представляет собой государство, и в определенный момент времени видные ученые разуверились в самой возможности сформулировать его понятие.

В частности, немецкий философ М. Вебер писал, что «государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, т.е. исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», т.е. в наши дни – государствам или союзам, которым исторически предшествовали современному государству».[7]

К. Маркс и Ф. Энгельс также не остались в стороне и внесли существеннейший вклад в формирование понятия государства.

При исследовании государства К. Маркс исходил из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Данная теория оказала существенное влияние на определение, данное государству К. Марксом.


Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.

Также в своих научных трудах К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что государство – «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».[8]

Таким образом, в понятие государства включается экономический аспект, в то время как до этого ученые по большей части исходили из охранительных и политических соображений.

Однако автором самого краткого, но в то же время самого противоборствующего определения государства принадлежит Ф. Энгельсу, который обозначил его следующим образом: «государство есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим».[9]

Данное определение впоследствии было несколько видоизменено В.И. Лениным, который написал в одном из своих трудов, что «государство это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».[10]

Определение, данное государству В.И. Лениным, хотя и является довольно емким, однако выводит на первый план насильственную сторону государства, в то время как К. Маркс выделял экономическую составляющую.

Если обратиться к определениям государства, даваемым современными учеными, то наибольшее значение придается управленческой функции.

Так, например, В.К. Бабаев полагает, что «государство это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны».[11]

Согласно определению Л.И. Спиридонова, под государством понимается политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.[12]


В.В. Лазарев полагает, что государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.[13]

С точки зрения Е.Г. Шабловой государством является выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.[14]

Резюмируя вышеизложенное, в современной правовой доктрине государство чаще всего определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всего общества в пределах своей территории. В данном определении, которое хотя и включает в себя все основные черты государства и в целом вполне приемлемо, имеется один существенный недостаток – слабая связь государства и общества, в то время как государство является продуктом развития общества, и эту связь игнорировать нельзя.

Для устранения данного недостатка профессоры В.М. Корельский и В.Д. Перевалов разработали следующее определение понятия государства, согласно которому под государством понимается политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан и правопорядок.[15]

Как мы видим из данного определения, оно включает в себя все существенные черты государства и в то же время куда более подходит современному обществу, нежели более ранние определения.

Это наблюдение имеет крайне важное значение: человечество не стоит на месте и постоянно развивается. В результате эволюционного развития человечество для управления общественными процессами выработало систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.