Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 2
Так, среди факультативных имеет смысл выделить такие признаки государства, как:
1) государственная символика (флаг, герб, гимн), которые предназначены для обозначения носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству;
2) государственный язык (один или несколько), призванный обозначить принадлежность его носителей к данному государству и облегчить государственный документооборот;
3) национальная валюта, выступающая средством платежей на территории конкретного государства;
4) признание государства международным сообществом государств, его международной правосубъектности и т.д.
К основным признакам государства относятся:
-
- территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах;
- государственный суверенитет;
- публичная (государственная) власть;
- неразрывная связь государства с правом.
На основных признаках государства имеет смысл остановиться поподробнее.
3.1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах
В догосударственном обществе принадлежность того или иного индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем весьма часто род не имел строго определенной территории и перемещался с одного места в другое, что объясняется особенностями жизнедеятельности общества догосударственного периода.
В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение, и ему на смену пришел принцип его территориальной организации.[20]
В отличие от догосударственного способа организации жизнедеятельности общества государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а проживающее на данной территории население получает статус его подданных или граждан.
Территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий, как власть, территория и общество (население) и показывает, что государство, каким бы оно ни было (крупным, средним или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым и т.д.), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому мировое государство, мировая публичная власть (мировое правительство), о котором часто говорится в средствах массовой информации, представляет собой не более чем утопию, основанную на недостаточном знании предмета дискуссии.
Таким образом, из вышеизложенного становится понятно, что государство неразрывно связано с территорией, на которой оно расположено, и с населением, которое на ней проживает. Без территории и населения существование государство в принципе невозможно, именно поэтому данный признак государства относится к числу основных и в большинстве научных трудов указывается самым первым.
Необходимо отметить, что с организацией населения по территориальному признаку сопряжено не только возникновение государства, но и формирование отдельных стран, под которыми понимается определенная территория, местность, обладающая определенными историческими, политическими, культурными, этническими, физико-географическими и иными особенностями, на которой проживает ее население.
Как мы видим из данного определения, понятия «страна» и «государство» весьма схожи, что также указывает на взаимную связь с точки зрения человеческого фактора.
Согласно правовой доктрине, под государственной территорией понимается часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре элемента, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом:
1) наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф;
2) водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили;
3) воздушное пространство, т.е. воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета;
4) приравненные к территории государства экстерриториальная зона (посольства и консульства) и имущество (автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота) и т. д.).
В силу ч.1 ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Далее в ч.ч.2, 2.1. Конституции Российской Федерации закрепляется суверенитет Российской Федерации на континентальный шельф, исключительную экономическую зону, а также право Российской Федерации на защиту своей территориальной целостности и запрет на призывы к отчуждению территорий Российской Федерации.[21]
Понятие «население» законодатель в Конституции РФ не раскрывает, однако использует его по всему ее тексту, а в преамбуле к ней применяется понятие «народ».
Таким образом, из анализа Конституции Российской Федерации мы видим, что Российская Федерация не только располагает собственной территорией и населением, но и государственным суверенитетом, о чем речь пойдет ниже.
3.2 Государственный суверенитет
Под суверенитетом понимается политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Следовательно, государственный суверенитет – это:
- его верховенство среди всех иных властей;
- неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права;
- необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства;
- свойство, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма;
- обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права качество.
Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются только им самим. Государство без суверенитета государством не является.
Конституционное право различает несколько видов суверенитета:
- государственный;
- национальный;
- народный.
Поскольку темой настоящего исследования является суверенитет как признак государства, не имеет смысла останавливаться на национальном и народном суверенитете и следует сосредоточить внимание на суверенитете государственном.
Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания».
В современной России носителем суверенитета является ее народ (ч.1 ст.3 Конституции Российской Федерации), а сам суверенитет распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4 Конституции Российской Федерации).[22]
Суверенитет по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.[23]
В то же время в юридической литературе принято выделять такие свойства суверенитета, как верховенство и независимость государственной власти.
Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории и означает:
1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
2) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
В то же время верховенство государственной власти не означает ее неограниченность, и в демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем.[24]
3.3 Государственная власть
Само слово «власть» широко употребляется не только в научной литературе, но и в повседневной, обыденной жизни.
Если рассуждать о власти применительно к обыденной жизни, то можно охарактеризовать ее как подчинение воли одного человека воле другому на основании принуждения.
Что касается определения власти в науке, то этот вопрос является весьма сложным и дискуссионным.
В толковом словаре русского языка слово «власть» означает:
1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле;
2) политическое господство, государственное управление и его органы; лица, облеченные правительственными административными полномочиями.[25]
Феноменом власти является то, что она осуществляется исключительно в обществе и невозможна во взаимоотношениях между животными, где подчинение обусловлено привычкой, инстинктом или условным рефлексом.[26]
Справедливости ради следует заметить, что и в отношениях между людьми подчинение (повиновение) не всегда обусловлено властью. Например, восхищение женской красотой или произведением искусства, или токсические отношения в семье больше похожи на зависимость, воздействие, влияние, но никак не на власть, поскольку отсутствует волевой характер отношений.
Возникновение власти указывает на качественное развитие человеческого общества, которое переходит на новый этап взаимодействия между собой, который характеризуется упорядоченностью общественных отношений, поскольку власть – это способность, возможность и право оказывать воздействие на людей с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения.[27]
Под государственной властью принято понимать разновидность социальной власти.
Социальная власть, в свою очередь, это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах.[28] Социальная власть является неотъемлемой частью любой организованной, целенаправленной и более или менее устойчивой общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, государства, общества и т.д.).
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и упорядоченности. Таким образом, власть представляет собой системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Таким образом, государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: