Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 517
Скачиваний: 2
1) публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права:
- она распространяется на все общество,
- носит публично политический характер,
- ей присущи легитимность, легальность и т.п.,
- опирается на государственное принуждение,
- осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками, правоохранителями и т.п.),
- имеет возможность регламентировать деятельность негосударственных политических объединений, отменять их решения и постановления,
- обладает исключительным правом на установление законных налогов и
сборов;
2) суверенность (независимость от иных видов властей);
3) легитимность (в правовой доктрине выделяют следующие типы легитимности):
- традиционный (выделяют геронтологическую (власть старейшин),
- патриархальный (власть вождя племени),
- харизматический (основана на личной преданности людей вождю),
- рациональный (базируется на демократических процедурах власти).
В современной правовой доктрине принято выделять два основных подхода к пониманию государственной власти:
1) конфликтологический, сторонник которого приводят борьбу за ограниченные ресурсы, где существует внутреннее напряжение, подрывающее политическую жизнь;[29]
2) функционалистский, сторонники которого придают главное значение формам сотрудничества, где политическая система представляется как целостная система.[30]
Государственная власть играет огромную роль в жизнедеятельности людей. Именно с государственной властью становилась и развивалась человеческая цивилизация. Государственная власть, отражая общую волю всех граждан, еще и оказывает организующее влияние на все общество.
Таким образом, государственная власть – это публично политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Без государственной власти существование государства невозможно, поскольку отсутствие власти влечет возникновение анархии, хаоса, что представляет собой антипод государства.
Какое-либо самоуправление в государстве также невозможно, поскольку историческая практика показывает, что власть должна быть единой на всей территории, стабильной и подкреплена средствами принуждения, что при самоуправлении в корне невозможно.
Поскольку государство представляет собой инструмент социального компромисса, оно должно смягчать и преодолевать противоречия между различными слоями населения и общественными силами, обеспечение общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
Государство сочетает в себе и классовое, и общечеловеческое начало, государство одновременно является и организацией политической власти общества, и его единственным официальным представителем как внутри себя, так и на международной арене. Следовательно, государство должно обеспечивать выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
В современных реалиях на первое место выходит приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы. Российская Федерация подхватила данный тренд, который в настоящее время наиболее ярко проявляется в набирающей обороты толерантности, а также в стремлении государства поддержать нуждающиеся слои населения в непростых экономических условиях, вызванных ситуацией в Украине, наложением на Россию санкций Евросоюзом и США из-за волеизъявления жителей Крымского полуострова о присоединении к Российской Федерации, падением цен на нефть и, конечно же, распространением новой коронавирусной инфекции, которое оказало беспрецедентное влияние на всю без исключения планету.
3.4 Неразрывная связь государства с правом
Соотношение и взаимосвязь государства и права следует анализировать, исходя из следующих трех аспектов:
- общие аспекты права и государства;
- разница между правом и государством;
- взаимодействие между ними.
Взаимосвязь государства и права обусловлена тем, что они всегда существуют вместе, вместе возникают, развиваются и функционируют.
И право, и государство представляют собой политические явления, которые возникают в результате политического расслоения общества и являются основными инструментами управления политически дифференцированным обществом.
Связующим звеном между правом и государством, безусловно, является власть. Право и государство взаимодействуют друг с другом, помогая решать общие задачи, зависят друг от друга.
Государство зависит от права, нуждается в нем и не может без него обойтись в решении своих задач и осуществлении своих функций. Право делает законным существование государства как властной организации общества, закрепляет формы государственного правления и устройства. Право регламентирует возникающие в государственном механизме внутренние правоотношения, закрепляет структуру государства.
Аппарат государства, форма государства, компетенция органов государственной власти и должностных лиц также закрепляется при помощи права. Право при помощи законодательных и подзаконных актов юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.
Право является незаменимым общесоциальным регулятором, его использование связано с объективными факторами, находящимися вне государства. Право вводит функционирование государства в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. Такая подчиненность государства праву способствует формированию демократического правового государства.[31]
Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.[32]
В отсутствие права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражать свою волю, добиваясь согласия в обществе.
В то же время нельзя игнорировать тот факт, что право также зависит от государства, как и государство от права. Эта зависимость проявляется в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.
Так, определенные нормы, правила в соответствии со своим содержанием формируются в социуме и выступают в качестве правовых притязаний общества. В то же время эти складывающиеся в обществе правила становятся юридическими нормами лишь после их официального оформления государством, которое определяет санкции за их нарушение.
Реализуются правовые нормы в основном при помощи властного содействия органов государства, издающих правоприменительные акты. Например, юридический факт владения гражданином недвижимым имуществом возможен только после того, как специальный государственный орган зарегистрирует переход к нему такого права. Или, например, получение пособия по безработице возможно только после того, как другой государственный орган в установленном законом порядке признает гражданина безработным и присвоит ему соответствующий статус.
Охрана юридических норм от нарушений также обеспечивается государством, которое устанавливает специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяя процедуры его работы. Органы полиции, прокуратуры и т.д. создаются государством, а не правом, однако именно они способствуют реальному исполнению правовых норм на территории государства.
Соответственно, применительно к государству и праву в контексте организации жизни общества все же следует говорить о взаимодействии того и другого.
Согласно принципу верховенства права, истинная ценность современного государства выявляется лишь в соотносимости с правом. В этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[33]
В правовой доктрине обсуждается вопрос, возможно ли осуществление государственной власти неправовыми, насильственными средствами. С теоретической точки зрения это наверняка возможно в виде исключения и отступления от общих принципов государственного регулирования.
Однако если посмотреть с практической точки зрения, то в настоящее время на мировой арене отсутствуют государства, осуществляющие свою власть ненасильственными, неправовыми средствами, и это вполне объяснимо. Так, государство, хотя и является явлением неодушевленным, состоит из людей. Люди осуществляют свою бытовую, профессиональную, творческую и иную деятельность на территории государства и в тесном взаимодействии с ним. Государственная власть осуществляется также людьми.
Человек по своей природе непредсказуем, его желания, действия и жизненные ценности меняются с возрастом, под влиянием симпатий, антипатий и психотравмирующих ситуаций, политических и иных событий, профессиональных амбиций и т.д.
Жизненные ценности и моральные установки разных людей и социальных групп существенно различаются.
Следовательно, для того чтобы в государстве поддерживался правопорядок, необходимо принуждение, которое будет распространяться на всех без исключения людей, в том числе и на лиц, осуществляющих государственную власть. Источником принуждения является законодательство, устанавливающее правила социального и правового поведения и закрепляющее ответственность виновных за правонарушения.
Идеальной моделью государства является правовое государство, в котором все без исключения люди имеют права и гарантии, но в то же время несут ответственность за нарушение закона. Соответственно, в конечном счете именно право является способом закрепления государственной власти, позволяющим государству существовать.
В то же время, рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и то, что их взаимодействие протекает не всегда мирно. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание неправовых законов.
Не хотелось бы умалять значение других признаков государства, однако в современном мире, где высшей ценностью является человеческая жизнь, взаимосвязь государства с правом, его функционирование с точным соблюдением законодательства принимает первостепенное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе настоящего исследования мною были сделаны следующие выводы:
1) несмотря на то, что вопрос о понятии государства возник много веков назад, он не утратил своей актуальности до настоящего времени, и до сих пор в правовой доктрине отсутствует единое общепринятое определение государства. Это объясняется не только многогранностью данного понятия, но и динамичностью развития общества, при которой те или иные аспекты выступают на первый план. В современном мире во главу угла постепенно встает общечеловеческий, гуманистический аспект, что указывает на высокую развитость современного общества. При этом не исключено, что через некоторое время понятие государства будет дополнено иными характеристиками, поскольку, как уже неоднократно указывалось выше, развитие общества и, следовательно, государства, не стоит на месте;
2) если проанализировать понятие государства, в разное время даваемыми разными учеными-правоведами (от Аристотеля и Цицерона вплоть до современных деятелей государственно-правовой науки), то можно проследить историю развития человеческого общества от древности до наши дней. Это указывает на уникальность государства как института организации общества. Едва ли можно вспомнить второе столь значимое понятие, на основании только лишь определений которого прослеживался путь развития человека от глубокой древности до наших дней;
3) каждое конкретное государство уникально, оно имеет много специфических черт, отличающих его от всех других государств. В то же время каждому государству, независимо от времени его существования, присущи некие общие черты – признаки, которые объединяют Древний Рим с современными Соединенными Штатами Америки, Османскую Империю и современную Российскую Федерацию, Древнюю Грецию и современную Доминиканскую Республику и т.д. Таким образом мы наблюдаем связь времен и явлений, что само по себе уникально.
В заключение хотелось бы привести понятие, которое на мой взгляд, в наибольшей мере отражает сущность современного государства.
Итак, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность, правопорядок и независимость в пределах определенной территории.