Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

209
Сыграть в ящик.
Руководство по изготовлению компромата на телевидении
Телевидение меняется: в теленовостях рассказывают об избитых
журналистах, на НТВ Венедиктов и Парфенов обсуждают отставку
Лужкова, в «Останкино» осторожно говорят о грядущей оттепели.
Возможно,
вскоре
уйдет
в историю
и главное
достижение
отечественной телеотрасли нулевых — программы-расследования,
способные утопить любого публичного персонажа и удержать
у телевизора даже слепого, ко всему безразличного зрителя. Елена
Ванина
расспросила работников
федеральных
каналов и
составила для грядущих поколений учебник по созданию идеального
фильма-компромата
Красочный отказ героя давать интервью почти всегда смотрится
эффектней, чем само интервью
Биография героя
Даже в самой идеальной биографии найдутся темные пятна, которые возможно истолковать двояко. Отмечайте все черты героя, на которые впоследствии можно будет надавить. Главное — понять, какое место в биографии героя максимально уязвимо и найти подходящих людей и видеоматериалы, которые работают на вашу версию.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Фильм «Дело ЮКОСа» ровно так сделан: там страшным голосом говорят: у ЮКОСа и Ходорковского были связи с Хож-Ахмедом
Нухаевым, то есть с чеченской мафией. И никто, естественно, зрителю не объясняет, что чеченцы и ЮКОС если и были когда-то связаны, то это было до того, как в ЮКОС пришел Ходорковский. Зрителя главное напугать, в детали никто не вдается.
Другой пример — пианистка Полина Осетинская ни в какую не хотела говорить о своем детстве, про то, как ее бил отец. Но в какой-то момент я у нее увидел книжку про Освенцим, мы про это поговорили — и использовали в сюжете про ее детство. За кадром говорится: «Отношения с отцом у Полины были непростые». И тут она: «Замученные, голодные». В конце сюжета мы объяснили, что к чему, но в первые секунды это выглядело шоком. А потом она сама начала рассказывать, что папа ей еды не давал».
Интервью с героем
Попытайтесь взять интервью у главного героя, не называя настоящей темы фильма или сюжета. Если у героя плохие отношения с вашей программой, каналом или продакшен-компанией, назовитесь представителем самой лояльной герою компании. Тему для интервью предложите максимально интересную самому герою. Дальше, поместив слова героя в нужный вам контекст, вы сможете извлечь из них нужный вам смысл.


210
Сотрудник телеканала «Россия-1»: «Условно говоря, ты делаешь фильм, который валит Ходорковского. И понятно, что он вряд ли даст тебе интервью.
При этом если ты скажешь, что ты небольшая продакшен-компания, которая снимает фильм о развитии нефтедобычи в России, небольшой шанс у тебя есть.
Ну а дальше все будет зависеть от того, что ты скажешь за кадром до и после его слов».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Лужков для фильма «Дело в кепке» никогда не будет говорить о том, сколько он потратил денег на пчел. И вообще ничего говорить не станет. Значит, в таких случаях надо представляться программой о пчеловодстве и вообще не говорить с ним про деньги. Он всего-то сказал в интервью: «Пчелы страдали от смога». Перед этим в тексте говорится: «На пчел были потрачены миллионы, а москвичи задыхались и умирали в больницах». И тут идет реплика Лужкова: «Но ведь пчелы страдали от смога!» Все, больше ничего не нужно».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Если вы хотите сделать сюжет про героя как про педофила, можно просто во время интервью спросить у него: «Ой, а вы кого хотите — мальчика или девочку?» В смысле, ребенка. Все, что он вам ответит, подойдет. Типа: «Ну я, вообще-то, мальчика, но жена настаивает, чтоб девочка была». Отрезаете про жену — и готов синхрон».
Вопрос без ответа
Еще один способ выставить героя в невыгодном свете. Приехать с камерой к его офису, дому или даче и вместо интервью записать экспрессивный вопрос журналиста, обращенный к закрытой двери, молчащему домофону или отъезжающей машине. Чем яростней журналист пытается войти в контакт с героем (кричит и просит выйти, спрашивает, зачем герой совершил то или иное преступление или бежит за ним по улице) и чем пассивнее герой откликается на эти просьбы, тем ярче будет эффект. Этот эпизод наглядно демонстрирует испуг героя и нежелание отвечать за свои поступки.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Был случай, когда федеральный судья обвинялся в изнасиловании. Корреспондент поехал к нему и бегал возле подъезда с криком: «Зачем вы изнасиловали девочку?» Оператор все это снимал.
Естественно, судья не вышел. Но интервью судьи было уже не нужно, а нужен только вот этот один единственный крик корреспондента. Можно еще снять погоню за героем. Кричать ему вслед: «Почему вы не хотите ответить на простой вопрос?!» Естественно, это сработает в сто раз лучше, чем скучный бубнеж героя
«я никого не насиловал».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Глеб Пьяных — король таких вопросов.
Важно задать острый вопрос из серии «куда вы потратили 7 миллиардов». И что бы герой в кадре ни ответил, он уже будет выглядеть странно. «О каких 7 миллиардах идет речь?» — дурацкий ответ. Либо он должен накидываться с кулаками, что не всем хочется делать, либо молчать. Ну вот они и получают за свое молчание».


211
Вломиться к герою
Один из способов получить живое видео с героем, не устанавливая в его квартире, подъезде или офисе скрытых камер, — неожиданно вломиться в офис или домой к герою под видом социальных или государственных служб.
Представьтесь либо представителем налоговой службы, либо сотрудником комиссии по делам несовершеннолетних, либо частным детективом. Действуйте максимально быстро и нагло, пока герой не сообразит, что к чему, и не начнет требовать документы или выставлять вас за дверь. Весь разговор с героем необходимо снимать на ручную или скрытую камеру. Любительское видео со сбивающейся картинкой, где герой отвечает запинаясь или требует пришедших выйти вон, при монтаже можно выдать за оперативную съемку.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Есть великие продюсеры, которые могут вломиться в квартиру к герою с маленькой камерой под видом комиссии по делам несовершеннолетних. Дальше они начинают жестко его прессовать: «Вот тут у вас, говорят, мальчик бывает, да? А что он делает? Так, играет, понятно. А где он сидит, покажите». Потом из этого видео можно нарезать все что угодно, потому что в такой ситуации человек всегда испуган. К нему пришел какой-то непонятный представитель власти, и он в любом случае в кадре будет выглядеть неуверенно».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Есть такой человек, которого называют
«Паша с телевидения». Он пришел к Любови Слиске, когда ее ограбили, под видом следователя, показал какую-то левую корочку и начал записывать показания. Запись никуда не пошла, но была феноменальная: она под камеру перечислила все миллионы, которые у нее украли, шубы, бриллианты, деньги. А наш продюсер ходила к родственнице Сергея Зверева под видом переписчика населения. Целое интервью взяла, а про камеру сказала, что это ее начальство обязало всех фиксировать. Ничего, поверили».
Оператор,
снимающий
фильм-расследование,
обязан
владеть
искусством скрытой съемки и даром убеждения, позволяющим доказать
героям, что камера на самом деле выключена
«Камеру выключи»
Одно из важнейших телеискусств — умение не выключать камеру, когда этого требуют герои. Талантливый оператор может снять все что нужно, спрятав камеру под стол, поставив на пианино или даже держа на плече. Главное — вовремя погасить красный огонек на камере и придумать оправдание, которое убедит героя, что вы на самом деле ничего не снимаете. Как показывает практика, чем более нелепые объяснения придумывают журналисты, тем охотнее им верят.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Мы скрытно снимали семью алкашей, в которой мать дочку продала за бутылку водки. Пришлось с ними выпивать, а за столом сидел оператор, который не просто все это дело снимал, а еще и перефокусировку со стакана на мамашу делал, панорамы какие-то. Когда они


212 потребовали, чтоб он камеру на пол-то поставил, мы не придумали ничего умнее, чем сказать: «Это невозможно, потому что должен всегда сохраняться определенный угол, иначе аккумуляторы оттекут, и камера уже никогда больше не включится».
Контрагенты
Для того чтобы построить обвинительную линию, вам будут необходимы хотя бы несколько человек, которые готовы открыто обвинять героя. Чаще всего у таких людей — контрагентов — есть какой-то личный мотив (разногласия по бизнесу, юношеская обида, зависть). Составьте список людей, которые окружают или окружали героя, и посмотрите, кому из них может быть выгодно свидетельствовать против него. Самый проверенный способ — искать среди однокурсников, соседей, коллег или родственников. Также, если это публичная персона, всегда обращайте внимание на людей оппозиционных взглядов
(конкурирующая партия, бывший соратник по партии/группе/бизнесу) — чаще всего такие люди также согласятся открыто выдвигать обвинения. Обязательно поговорите с контрагентами о прошлом героя, чтобы показать, что дурные привычки появились у него с ранних лет. Даже одна жесткая фраза от близкого к герою человека усилит любое обвинение, которое вы выдвигаете.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Аркадий Мамонтов, «Россия-1»: «Почему люди дают информацию? Первое — это личный мотив, чаще всего — месть, а на втором месте стоит выгода. Значит, как говорили римляне, — смотри, кому выгодно».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Человек обижен, возможно, на что-то другое, но его всегда можно раскрутить, потому что внутренне он все равно желает герою зла. Пусть скажет неоднозначно: «Он, конечно, мой друг и человек неплохой, но он человек со странностями».
Вы отрежете все и оставите только «он человек со странностями». И дальше вам нужно будет найти нейтральных людей, которые готовы просто свидетельствовать, что его видели в этих самых «странных ситуациях».
Идеальные контрагенты — бывшие друзья, которые остались в провинции, а человек уехал и стал звездой. Вот, например, друг детства Валерия Леонтьева, который теперь всем каналам говорит, что Леонтьев в детстве был геем. В провинции у каждой звезды найдется такой обиженный. Там как считают: плохие уехали, хорошие остались».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Часто, кстати, это неожиданно происходит.
Записываешь с кем-то невинное совершенно интервью, а он вдруг: «Да вообще вы многого не знаете». Эпохальное было интервью с певицей Анастасией, ни о чем вообще. Но поскольку она в процессе набухивалась, то в финале вдруг ни с того ни с сего начала признаваться в дикой ненависти к Алле Пугачевой, которая всю жизнь ее задвигала. И это интервью в золотую копилочку пошло. Есть синхроны, которые на века. Например, у Пугачевой это фраза «Кто во всем виноват? Музыканты, евреи и педерасты», у Березовского — «Человек в кепке — врун, болтун и хохотун». Ими все пользуются потом».

213
Позитивные свидетели
Обязательно поговорите с несколькими людьми из близкого окружения героя, которые уважают и ценят его, не уточняя, что вы готовите фильм-разоблачение.
В процессе интервью аккуратно подведите к нужным вам темам и задавайте вопросы таким образом, чтобы даже самый искренний ответ свидетеля в фильме мог прозвучать двояко.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Например, вы хотите обвинить человека в педофилии. Контрагент вам говорит: «Да он педофил!» Дальше вы находите сердобольную бабушку-соседку, которая умильно говорит: «А у него все время в квартире мальчики, ребятишки, он добрый такой». Даете это сразу после слов контрагента, и главным свидетелем против героя становится именно эта бабушка, потому что она искренняя».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Ну вот про Леонтьева я сюжет делал. Все, кто про него говорил, начинали с безмерного к нему уважения, а заканчивали тем, какой он пластичный, как он любит женственные наряды, какой он мягкий. И манеры обходительные, и вообще он такой необычный — «ну на эстраде». И тут же даешь школьную учительницу, которая без всякой задней мысли вспоминает, как он любил своего одноклассника: «С Андрейкой они были не разлей вода. Все делали вместе. И из дома, и домой. Вот дружить умел!» «Дружить умел» ты на хрен вырезаешь, а до этого все отлично. И никто ничего плохого сказать не хотел.
Самый обычный человек может выглядеть крайне таинственно, если
снять его в темной комнате и правильно подсветить. То же касается и
предметов — в схожей ситуации даже обычный булыжник будет
выглядеть необычно
Раскрутить собеседника
Даже самая сенсационная информация, сказанная в камеру спокойным тоном, в подобных фильмах работает плохо. Для того чтобы добиться максимального эффекта, попытайтесь вывести интервьюируемых из равновесия. Используйте методы психологического давления: разозлите собеседника, нагрубите ему или, наоборот, войдите в доверие.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Человек спокойно говорит: «Тут хранятся останки жены, которую я убил». Вы включаете дурака: «Подождите, я не понимаю, какие вообще останки? Чьи?»
Он начинает чуть раздражаться. Вы продолжаете: «Подождите, вы можете нормально сказать, что это такое тут лежит? Мне в Москве сказали, что тут что- то интересное, а вы даже и объяснить толком не можете!» В итоге человек выходит окончательно из себя и орет тебе в камеру: «Да как вы не понимаете-то, тут лежат останки жены, которую я убил!» Берете и отрезаете ровно то, что нужно.