Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 501

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76
(С)
Новые законодательные акты
Низкая
(малая вероятность)
(Н)
НР
НТ
НЛ
Дефолт
В поле немедленного реагирования попадают угрозы изменения таможенных правил и привлекательность рынка для новых конкурентов.
Угрозу прихода в отрасль новых конкурентов компания может уменьшить путем увеличения своей доли рынка и развития бренда, что требует большего внимания к развитию маркетинга и достаточному его финансированию. Угроза повышения таможенных пошлин и изменения правил ввоза товаров может быть частично снижена путем применения стратегии диверсификации и введения в ассортиментный ряд товаров, в меньшей степени подверженных данной угрозе.
Матрица возможностей, показала, что на поля наиболее благоприятных возможностей попадает возможности роста рынка, и программы властей по развитию производства и торговли товарами для малоимущих слоев населения.
Возможности, предоставляемые растущим рынком, и положение компании в числе лидеров отрасли обуславливают применение одной из стратегий роста.
Преимущества государственных программ, стимулирующих развитие сектора товаров низшей ценовой категории, существенно важны при развитии сети магазинов компании, но их использование осуществимо только при наличии или развитии соответствующего уровня личных связей и выделении сотрудника отвечающего за данное направление в компании.
Таблица 4
Анализ возможностей, предоставляемых рынком
Вероятность использования возможностей
Влияние возможностей
Сильное (С)
Умеренное (У)
Малое (М)
Высокая (В)
ВС
Рост рынка
ВУ
ВМ
Средняя (С)
СС
Программы властей по развитию сектора товаров низшей ценовой категории
СУ
Стабилизация экономики
Избыток товара у поставщиков
СМ
Низкая (Н)
НС
НУ
НМ

77
ЭТАП 4.
Особенно важен для выработки правильных стратегический действий, хотя используется нашими компаниями крайне редко. С учетом выявленных возможностей и угроз выделяются основные взаимно влияющие группы
«Возможности – сильные/слабые стороны» «Угрозы – сильные/слабые стороны» и составляется соответствующая матрица.
Эта фаза а позволяет сделать стратегические выводы из проделанного анализа, точно структурировать проблемы и задачи, стоящие перед компанией и найти пути их решения с учетом имеющихся и предполагаемых ресурсов. Именно эта фаза анализа определяет стратегические цели развития компании.
Таблица 5
SWOT Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон
Описание СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
Известно сть торговой марки, 10 лет опыта
Надежные партнеры, с обширными возможно- стями
Ноу-хау сети магазин ов
Демотиви- рующая компенса- ционная политика
Узкий ассорти- мент
В
О
З
М
О
Ж
Н
О
С
Т
И
Рост рынка
Рост за счет положи- тельного имиджа
В условиях дефицитно сти товара становится устойчивы м преиму- ществом
Незаинете
- ресованно сть персонала в увеличени и продаж, будет препятств о-вать использо- ванию роста рынка


78
Политика благоприя т- ствования развития товаров для малоимущ их слоев
Рост сети магазин ов за счет предоста в-ления торговы х площаде й на льготны х условиях


У
Г
Р
О
З
Ы
Изменени е таможенн ых правил
Угроза потери рентабе ль- ности.
Необход
-имо ввести другие группы товаров
(диверси
- фикация
)
Новые игроки
Менее опасны при наличии хорошей репутаци и надежнос ти и качества



79
Заключительным этапом становится формулировка основных стратегических направлений с учетом их важности. Она основывается на результатах матриц 3,4 и 5.
Стратегические возможности и угрозы, которые требуют концентрации всех необходимых ресурсов для их реализации и соответствующие угрозы, требующие повышенного внимания и тщательного постоянного мониторинга, относятся к самой приоритетной части. Они должны находиться под постоянным контролем высшего руководства компании.
Возможностям, позволяющим ранжирование по мере освобождения требуемых ресурсов и угрозам, требующим контроля, предоставляется средний приоритет. Контроль руководства высшего и среднего звена, инвестирование из собственных или доступных кредитных источников.
Возможностям или угрозам текущего порядка дается низший приоритет.
Они находятся под контролем линейного менеджмента, используются собственные источники финансирования (по мере возможности)
Полученные результаты формулируются в стратегию компании, ее цели и задачи.
Вышеперечисленные матрицы составляются на основе качественных экспертных оценок.
Подведем итоги
1.Для осуществления базового варианта SWOT анализа необходимо сначала выбрать основные параметры, влияющие на развитие ситуации и/или успешность организации на рынке
Приоритетом служат ключевые факторы успеха. Рассматриваем также основные возможности и угрозы, которые могут повлиять на компанию или рассматриваемую ситуацию.
2. Оцениваем представленность выделенных факторов в компании.
Ориентиром для оценки работы компании по выделенным параметрам служат ожидания клиентов и достижения ближайших конкурентов и лидера рынка.
Результаты оформляются в матрицу (Таблицы 1 или 2).
3. Проводим оценку возможностей и угроз по вероятности их наступления и степени влияния на рассматриваемую ситуацию. Результаты заносятся в Таблицу 3 и 4.
4. Проводим анализ взаимовлияния возможностей и угроз окружающей среды и сильных и слабых сторон компании. Анализ регистрируем либо в описательной форме либо в таблице ( Таблица 5).
5. Ранжируем выявленные факторы по степени их важности и оформляем окончательные результаты анализа.
По мере освоения метода можно начинать использовать экспертные бальные и статистические оценки (Таблицы 6,7 и8).
Автор: Кадышева Е.В., ген. директор ООО «СОС Консалтинг»
Ист: http://www.sos-consulting.ru/ru/akt/akt3/


80
7. Интеллектуальные карты и рекомендации:
Формы представления результатов аналитической деятельности.
Примерная схема аналитической записки.
Правила построения статьи или выступления (см. в приложениях).
Правила организации профессиональной конференции (см. в приложении).
Альбом аналитических схем и образцов (см. в приложении).

81

82

83
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Тема 9. Аналитическая информация и принятие решений
1. Базовые определения:
РЕШЕНИЕ – формирование стратегии и последовательности действий для достижения некоторой цели; выбор одной или нескольких альтернатив из нескольких возможных вариантов; процесс (алгоритм) осуществления выбора.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности.
ЛИЦО, ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ (ЛПР) – должностное лицо, в компетенцию которого входит принятие окончательного решения; несет всю полноту ответственности за содержание и юридическую полноценность принятого решения.
ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ – формализованный либо неформализованный порядок действий, связанных с подготовкой, обсуждением и оформлением принятого решения.
2. Задание к данной теме:
1. Познакомиться с электронным ридером по теме 9, прочитать рекомендованную литературу. Подготовить вопросы преподавателю.
2. Разработайте пакет итоговых предложений (рекомендаций) по результатам проведенного Вами анализа. Пакет предложений (рекомендаций) направьте по сети руководителю аналитической группы.
3. Содержание темы:
Проблема принятия решений. Процедуры принятия решений.
Использование аналитической информации в принятии решений. Лицо, принимающее решение. Оценивание эффективности принятого решения.
4. Рекомендуемая литература:
Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. − Москва: Издательство
«Русаки». – 2004. − глава V. (LMS).

84
Теоретико-методологические основы системных информационно-аналитических исследований: Монография. / Под ред. д.ф.н., проф. А.И. Селиванова. — М.: −
ИПКгосслужбы. − 2004. (LMS).
Долматова Е.А. Роль аналитической функции в принятии управленческих решений // Закон и право.− 2007. − № 6, с. 91-94. (LMS).
Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов,
С.В.Егерев, А.Ю.Щербаков. – М. – 2009. (LMS).
5. Самоменеджмент: управление карьерой.
6. Практикум аналитика:
Аналитические методы в системе государственного управления
Проблема внедрения и развития аналитических методов в системе государственного управления сегодня достаточно актуальна. Все более увеличивается востребованность в аналитиках в государственных органах, так как с каждым годом возрастает значимость цельной системы анализа при принятии управленческих решений. Но при этом печальным фактом является то, что у нас нет каких-либо систем подготовки аналитиков, сформированных методик, квалифицированного преподавания этого направления интеллектуальной деятельности. Собственно, у нас еще не сформировалось единого мнения о том, что следует понимать под аналитикой, а также нет единства в видении принципиальных характеристик и отличий этого предмета.
Учитывая все эти моменты, Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК начал целенаправленное изучение предмета аналитики и приглашает всех заинтересованных экспертов, ученых, организации принять участие в данном проекте. Основная цель его заключается в развитии аналитической отрасли в Казахстане и формировании более или менее эффективной методики подготовки аналитиков.
Совместно с Фондом Сорос-Казахстан КИСИ уже провел в начале февраля этого года первый семинар для представителей государственных структур по аналитическим методам. Такого рода семинары мы предполагаем проводить и в дальнейшем, но уже с более широким кругом участников.
Данная же статья представляет собой в основных параметрах тезисы выступления, готовившегося для вышеотмеченного семинара (поэтому сразу хочу извиниться за несколько лекторский ее характер). Я хотел, не теоретизируя предмет, а на своем практическом опыте рассмотреть вопрос об организации аналитической работы в государственных структурах. Пытался также сделать не столько какие-либо содержательные прорывы в понимании аналитики, сколько упорядочить представления о ней и привести в определенную систему внутренние установки, которыми мы пользуемся в аналитической работе.
Хотелось уточнить некоторые оттенки, акценты в аналитической работе. Для


85 меня самого было важно структурировать свои внутренние представления об аналитике.
В начале также хотелось бы оговориться о том, что рекомендации, установки, которые имеются в приведенном ниже материале, направлены на аналитиков государственных структур. И они не могут рассматриваться как универсальные. Они, по всей видимости, мало подойдут для специалистов, занимающихся аналитикой в других сферах.
* * *
Итак, понятие «аналитика» в последнее время у всех на устах, оно стало достаточно функциональным в нашем обществе. Но что такое аналитика в более глубоком содержательном плане? На этот вопрос не многие смогут дать точные ответы.
Тем более даже для самих аналитиков ответ на этот вопрос очень непрост. Это связано с тем, что сегодня нет профессиональных школ аналитики, они только формируются, поэтому очень мало людей могут дать компетентные сведения об этом направлении интеллектуальной деятельности.
Я также столкнулся при подготовке данного материала с тем, что многие аналитические подходы мы применяем интуитивно, и они в большинстве не операционализированы, а также не упорядочены. У каждого аналитика есть свои методы, подходы, и очень сложно их передать другому. Этот факт подчеркивает, что аналитики стоят перед необходимостью упорядочения своих представлений об изучаемом предмете и изучения собственно себя, изучения своих познавательных действий.
Обобщая свой опыт аналитической работы на государственной службе, прихожу к мнению, что более или менее подходящим и функциональным определением политической аналитики является следующее: это система анализа внутриполитических и внешнеполитических событий, ситуации, процессов; это система анализа, с помощью которой можно делать прогнозы развития политической ситуации; это система анализа, позволяющая (рекомендующая) принимать те или иные решения в политической сфере.
Таким образом, политическая аналитика - это система анализа
определенных явлений, событий в политической сфере, посредством
которой можно принимать оптимальные для конкретной ситуации
управленческие решения.
Известно, что понятие аналитики исходит из понятия анализа. Само по себе понятие анализа в науке не новое. Оно происходит от греческого слова
«analysis» - разложение и расчленение.
В науке под анализом понимают процедуру мыслительного, а также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части.
Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин
«анализ» часто служит синонимом исследования вообще. В понятии аналитика его основная составная - "анализ" употребляется именно в таком широком контексте.