Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 503
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
86
Понимание предмета аналитики обогащается изучением его функций. В этом контексте функции политической аналитики, которая объединяет в себе внешнеполитическое и внутриполитическое направление, можно свести к следующему (больше относится к системе государственной власти): оценочная (дает оценку тем или иным актуальным событиям. Например, произошло создание нового общественного объединения. Аналитик дает оценку, комментарий этому событию). исследовательская (проводит анализ каких-либо проблем, процессов.
Например, исследование проблем казахской диаспоры за рубежом). прогнозная (дает прогнозы развития ситуации, общие перспективные тренды. Например, изучение развития геополитической ситуации в Центральной
Азии после расширения присутствия здесь США). рекомендательная (дает рекомендации по поведению в возникшей или перспективной ситуации. Например, как решить конфликтную ситуацию между профсоюзами). предупреждающая (предостерегает от возникновения каких-либо угроз, проблем. Например, ситуация с техногенной безопасностью в Казахстане). направляющая (задает общий вектор для действий, размышлений.
Например, глобализация и ее влияние на Казахстан). информирующая (подспудно информирует о тех или иных событиях. К примеру, текущая ситуация в Индии и Пакистане).
Одним из принципиальных вопросов является отличие аналитики от науки. Существует точка зрения, что «аналитика – это ослабленная наука». В таком подходе есть определенный резон, но, конечно, с учетом некоторой доли юмора.
Действительно, в аналитике используются осознанно или неосознанно научные методы. Но они упрощены, используются произвольно и выборочно.
Политическая аналитика близка к прикладной политологии. Но политическая аналитика в отличие от прикладной политологии более поверхностна. Но это я говорю не для того, чтобы снизить значимость политической аналитики, а для того, чтобы подчеркнуть ее практический
характер.
Несколько ключевых отличий политической аналитики от науки: ситуативность, актуальность (аналитика – это реакция на актуальные события). прикладной характер (аналитика должна служить в конечном итоге подспорьем для принятия тех или иных решений). выборочный срез исследуемого объекта (не обязательно детально изучать всю совокупность рассматриваемой проблемы). краткость (в отличие от научного исследования аналитика должна быть краткой, четкой). нередко поверхностный характер по сравнению с наукой (наука изучает более глубинные процессы). стилевая разница (у аналитики должен быть простой, ясный язык, без излишней перегрузки научной терминологией). мало ссылок (в науке это одно из обязательных правил).
Таким образом, политическая аналитика (ПА) в системе власти – это в конечном итоге инструмент для принятия решений.
87
* * *
Существуют в целом следующие разновидности политической аналитики: конъюнктурная; академическая или исследовательская; журналистская; разведывательная.
Конъюнктурная аналитика - дает оценку происходящим событиям. Не бывает глубокой. Главная задача - дать быструю оценку происходящих или произошедших событий. В основном поверхностна, легковесна.
Академическая или исследовательская аналитика - это разновидность более глубокой аналитики, предназначенной для исследования тех или иных актуальных событий. Например, проблема распространения терроризма и экстремизма в Центральной Азии или развитие межэтнической ситуации на юге Казахстана. Это направление аналитики близко к науке. Но в отличие от науки носит более практический и прикладной характер.
Журналистская аналитика в последние годы динамично развивается.
Представляет собой комментарий тех или иных актуальных событий. Как правило, не утруждает себя глубиной исследования. Часто политизирована, в ряде случаев имеет заказной характер. Сильная сторона - оперативна.
Разведывательная аналитика - передача информации и ее оценка спецслужбами; учитывая ее закрытый характер на ней не будем останавливаться.
Можно в обобщенном виде изложить следующие виды аналитической продукции:
быстрый комментарий, первый анализ (как правило, 2-3 страницы).
88 ситуативная аналитика (может быть оценочная, прогнозная, предупреждающая). комплексное исследование актуальных проблем с практическими рекомендациями, предложениями.
Они изложены по возрастающей сложности. Наиболее трудоемким является третий уровень. Он близок к науке. Профессиональный аналитик должен уметь работать со всеми из этих материалов, должен уметь готовить все типы аналитической продукции.
* * *
Одним из ключевых является вопрос по методике исследования в аналитике. Как анализировать проблему? Какие методы в аналитике применять?
Какую последовательность анализа выстроить? На что обратить первостепенное внимание? У каждого аналитика на эти вопросы имеются свои ответы. Но в конечном итоге правильные ответы на эти вопросы лежат в области научных методов.
В политической науке, прежде всего западной, есть сложившаяся методология исследования. Их более или менее аналитик должен знать или, по крайней мере, интуитивно чувствовать.
Можно выделить три группы методов, используемых в политическом познании: общенаучные, социально-гуманитарные и специально-
научные. Эти методы в той или иной степени и в несколько упрощенном варианте используются в политической аналитике.
Первая общенаучная группа методов состоит из двух основных компонентов или подгрупп познавательных средств: логико-эвристических приемов и философско-аксиологических принципов изучения политической жизни. В данном случае речь идет о таких хорошо известных всякой науке научных методах, как индукция и дедукция, анализ и синтез, диагноз и прогноз, определение и классификация, сравнение и аналогия, дескриптивно-конкретное описание и абстрактно-объяснительная интерпретация, наблюдение и эксперимент, статистический анализ и логико-математическое моделирование, верификация и фальсификация и т.д.
Второй компонент общенаучных способов познания связан с философско-мировоззренческими принципами и оценочно-аксиологическими критериями, из которых явно или неявно исходит каждый ученый в любой области научного знания. Например, политолог может быть ориентирован на методологическую базу принципов диалектики или системного подхода, структурного функционализма или информационно-энтропийного анализа, которые служат для него определенной системой координат в виде оценочных критериев и общеметодологических принципов.
Особенность второй группы методов состоит в том, что инструменты этого рода используются в основном в социально-гуманитарных дисциплинах. К ним относятся методы историко-сравнительного и синхронно-компаративного исследования, анализа документов и источников, а в последнее время в большинство общественных наук проникли принадлежавшие ранее лишь психологии тесты и шкалирование, тогда как из социологии - зондажи
89 общественного мнения, культурологии - методы изучения стереотипов и традиций, из лингвистики и семантики - приемы анализа знаков и символов и т.д.
Что же касается третьей группы специально-научных методов, то к ним можно отнести те приемы, которые уже наработаны в самой политологии - модификация или комбинирование нескольких изложенных выше компонентов в особый инструментарий, используемый лишь при анализе политических объектов.
В качестве примеров можно привести имитационное моделирование политических ситуаций с использованием элементов теории игр или рейтинговые экспертные оценки политических лидеров со шкалированием, или многомерно- статистический сравнительный анализ государств и партий, который осуществим лишь с использованием компьютерной техники (здесь использована статья
А.А.Дегтярева «Методы политических исследований», Вестник Московского университета, серия 12, № 6, 1996).
Эти методы нелишне будет знать любому аналитику, так как он, осознанно или нет, их использует в работе. Конечно, хорошо, когда все эти методы могут использоваться осмысленно и системно.
* * *
Теперь рассмотрим в общих параметрах, как правильно организовать аналитическую работу и как готовятся аналитические отчеты.
Можно условно выделить несколько этапов в аналитической
работе:
Шаг 1. Сбор информации.
Шаг 2. Обработка, отсев, добор, оценка информации.
Шаг 3. Осмысление ситуации, выявление факторов, тенденций.
Шаг 4. Написание отчета.
Шаг 5. Передача отчета и реакция на него.
1) Сбор информации.
Одна из важных стадий в работе. Здесь может возникнуть две трудности: отсутствие необходимой информации или ее перебор (перебор информации также опасен для аналитика). Уровень аналитика демонстрируется, когда материал пишется на минимуме информации. Отсутствие информации подстегивает воображение, а это бывает очень важным для нахождения причинно-следственных связей, прогнозирования ситуации, подготовки рекомендаций и т.д. Но для этого аналитик должен изначально быть глубоко погруженным в тематику. Для начинающих аналитиков писать на минимуме информации может только навредить.
Важно получить информацию из нескольких источников. При этом аналитику часто не нужны детали. Он выявляет общие тенденции, крупные содержательные блоки исследуемого объекта. А для этого большинство необходимой информации сегодня имеется в открытых источниках.
Нужна информация СМИ, то есть нужна подписка на все необходимые издания, на информационные агентства, Интернет, необходим доступ к редким книгам и т.д. Для анализа мировой ситуации нужно перерабатывать большой массив иностранных источников.
Со временем приходит опыт, знание, где находится необходимая информация по конкретной теме, что, естественно, сильно экономит время.
90 2) Обработка информации.
Обработка начинается с того, что всю информацию нужно пересортировать, просмотреть и одновременно делать выборку необходимой.
В последнее время много стало намеренной дезинформации по тем или иным проблемам. Идет искажение информации, много "слухов", предположений и т.п. Учитывая все это, одной из важных задач является перепроверка информации. В целом должна быть поставлена система перепроверки информации, основывающаяся на тщательном сопоставлении информации и дедуктивных методах. Но многое здесь определяет опыт и интуиция аналитика.
Нужно отсекать второстепенную информацию, выбирать наиболее важное. Для этого нужно научиться видеть главное. На первый взгляд, это кажется простым и очевидным, но на практике многие начинающие аналитики не могут увидеть наиболее важное, ценное. Под главным мы подразумеваем системообразующее, детерминирующее, наиболее актуальное или в некоторых случаях до сих пор неизвестное.
Можно составлять таблицы типа "известно" - "неизвестно". Не обязательно ее оформлять, это можно проделывать мысленно. Таблица помогает сделать добор необходимой информации.
На этом уровне проделывается достаточно трудоемкая работа. И в этой работе мало творчества. Но в конечном итоге качество проделанной на данном этапе работы напрямую отразится на уровне аналитического отчета.
Одним из важных моментов является умение работать с информацией.
Нужна верная стратегия работы с информацией. Не стоит к этому относиться как к механическому «перелапачиванию» фактов. Нужно помнить, что успех аналитики на 50 процентов зависит от качественной информации.
3) Осмысление ситуации.
С этого этапа начинается непосредственно творческая работа. Нужно читать, анализировать, включать воображение, "фантазировать". Попробовать на ситуацию посмотреть нестандартно. Некоторым помогают различные игры - разновидности "мозговой атаки".
На этой стадии можно накидать первоначальную структуру материала.
Но здесь не должно быть жесткой привязки. Структура не должна быть неизменной, так как это на последующих этапах может сузить поле для творческих новаций в работе.
Очень важное значение имеет видение ситуации комплексно, системно.
Для этого нужно как бы мысленно приподняться над проблемой и постараться увидеть ее цельно.
Необходимо увидеть то, что скрывается за внешней оболочкой проблемы. Этому часто помогает схематическое изложение проблемы. Можно попробовать на бумаге нарисовать общую конструкцию, скелет исследуемой проблематики. Она может быть примитивной, но схема помогает увидеть внутреннее содержание проблемы. Схема как бы сканирует изучаемую проблему, выявляет несущие конструкции. С помощью схем можно обнажить внутреннюю сущность проблемы, увидеть то, что скрыто, не проглядывается при первом анализе.
Аналитик на этой стадии как бы открывает "третий глаз". Хотя это не "третий глаз" в буддийском понимании, это элементарная логика и абстрактное научное мышление.
91 4) Написание отчета.
Прежде всего, нужно помнить, что аналитический материал в большинстве случаев не передает информацию, не описывает ситуацию. Он
должен давать оценку, комментарий каким-либо событиям, должен помочь их правильно понять, показать, как нужно действовать.
Есть несколько требований к материалам. Прежде всего, должен быть простой и ясный язык. Не следует усложнять, перегружать стиль. Можно писать просто, ясно, но глубоко. Простота - это не значит отсутствие глубины.
Не следует писать вещи, которые можно по-разному трактовать (если, конечно, намеренно не преследуется эта цель). В материале не должна быть двусмысленность. Нужна осмысленность того, что пишешь. В мыслях должна быть цельность, ясность. У некоторых аналитиков не бывает законченности в материале, что, естественно, снижает качество материала. В этом плане законченность в тексте - это показатель уровня зрелости аналитика.
Важное значение имеет уровень читабельности материала. Отчет должен читаться легко и быстро. В тексте должна быть своеобразная интрига. Следует избегать излишней перегруженности научным стилем.
Материал должен нести в себе новизну, быть неожиданным, по мере возможности ярким.
Примерная структура аналитического документа (имеет условный характер и описывает нашу собственную, иногда используемую методику) может выглядеть следующей.
Начинать следует с информативного описания проблемы. Своеобразное первое знакомство, несколько фактов, немного информативности. Например, забастовки в малых городах: сколько человек, лозунги, лидеры, сочувствующие и т.д.
Это вводная часть, своеобразная разминка, на ней не стоит долго останавливаться. Она подготавливает читателя к аналитике.
Дальше оценочная часть. Расчленение проблемы на составляющие.
Анализ составляющих. Раскрытие проблемы. Здесь важно схватить сущность.
Увидеть, что "спрятано", что не видно, что внутри. Образно говоря, абстрактным мышлением "увидеть" обратную или внутреннюю сторону вещей.
Дальше анализ причин и факторов. Четко их структурировать.
Социально-экономические, политические, этнические и т.д. факторы. Динамика, сравнение с прошлыми годами.
Когда расписываешь, желательно структурировать, группировать мысли, идеи. Так они легче и быстрее усваиваются потребителем аналитической продукции.
Обогатит эту часть материала использование при необходимости социологических исследований. Хорошо помогают диаграммы, таблицы. Они экономят время читателя.
Дальше выход на тенденции и прогнозы. Когда сомневаешься, можно строить несколько сценариев развития ситуации. Это даст вариативность, снизит степень ошибки.
Дальше выход на рекомендации. Они должны быть конкретные и по существу. Следует избегать деталей, избегать нереальных предложений, избегать затратных рекомендаций. Рекомендации должны быть свежими, давать новые мысли читателю аналитического материала.