Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92
Таким образом, можно выделить следующие условные шаги в подготовке материала:
Это примерная структура. Для каждого аналитика она может иметь индивидуальный характер.
Кроме того, аналитическое исследование представляет собой творческий процесс, который в целом плохо регламентируется.
Есть несколько прикладных аналитических приемов, которые часто применяются при подготовке материала: компиляция (при срочности можно использовать чужие разработки, но со ссылкой); сравнительный анализ (сравнение с предыдущим периодом, ситуацией в других странах); анализ статистических данных (важно набрать хорошую статистику по теме); социологические методы (полевое исследование населения, экспертный опрос, фокус-группы); экстраполяция (для построения прогнозных моделей); контент-анализ СМИ (для выявления отражения какой-либо проблемы в
СМИ);
SWOT – анализ (выявление сильных и слабых сторон какого-либо субъекта, угроз и возможностей);
«мозговые атаки» (для группового обсуждения проблемы).
5) Передача отчета.
Правильное оформление аналитического документа имеет важное значение. Эту сторону обычно мало оценивают. Но, как показывает практика, хорошо оформленный материал дает где-то около 10 процентов успеха аналитики.

93
Фотографии, выделение цветом, схемы, графики делают материал более читабельным и презентабельным. Нужно чувствовать потребителя, учитывать его эстетические вкусы.
В целом можно условно вывести следующую формулу успеха аналитического материала:
Таким образом, обобщая сказанное, требования к аналитическому отчету можно свести к следующему: оценка ситуации (а не описание проблемы); лаконичность; простой, ясный язык; глубина, разносторонность; прикладной характер; реалистичность; законченность.
То, что здесь отмечено, может показаться общеизвестным. Отчасти это справедливо, так как в аналитике очень трудно передать некоторые подходы, критерии, методику. В целом нужно понимать, чувствовать аналитический материал. Это обычно приходит с опытом. Кроме того, нужно иметь в виду, что бывают свои секреты (методика, наработки, подходы) у каждого профессионального аналитика, которые обычно не распространяются.
* * *
Несколько слов о критериях оценки аналитического материала. В целом, если обобщать, можно вывести два типа материалов, которые можно оценивать как более или менее удачные:
Первый тип. Очень тщательная проработка, большой объем переработанной информации, комплексность, детальность, добротность. Формула такого материала выглядит следующим образом:
Хороший материал = хороший фактаж + разобрана проблема +
комплексность.
Второй тип. Небольшой по объему, но очень интересный и глубокий по идеям материал, с яркими нестандартными предположениями, выводами. Берет глубиной идей. Наполнен идеями. Текст, если можно так выразиться, афористичен в целом.
Второй тип материалов встречается реже и требует высокого профессионализма.
Но любой средний аналитик должен в обязательном порядке готовить первый тип материалов. Отсюда следует, что в целом аналитике можно научить.
Аналитика - это на 70% ремесло, это во многом набор приемов.


94
Хороший аналитик = 70% навыки, опыт + 20% творчество,
креативность + 10% талант.
Теперь в отношении сроков подготовки аналитических материалов.
Здесь многое зависит от профессионализма и подготовленности аналитика.
Примерные сроки такие: быстрый горячий материал - 1-2 дня.
Ситуативная аналитика - 10-15 дней. Комплексная аналитика - от 1 до 3 месяцев.
При этом аналитик должен уметь писать в различных стилях. Это может быть образный и витиеватый стиль, может быть сухой канцелярский язык, может быть своеобразный разговорный стиль.
* * *
Общая структура аналитического центра достаточно стандартна и в обобщенном виде выглядит следующим образом: аналитики; информационная служба; технический персонал.
Структура аналитического центра
Хорошие аналитики - это штучный товар, поэтому если в одной структуре
3-4 хороших и 3-4 посредственных аналитика - это достаточно неплохой уровень.
Технического, информационного, обслуживающего персонала должно быть где-то в два раза больше. Большая нагрузка лежит на информационной службе. Она должна работать очень четко и синхронно с аналитиками.
Содержательные работники не должны тратить время на сбор информации, они должны приступать только с этапа ее обработки.
В целом в аналитическом центре должно быть четкое разделение труда, правильное распределение обязанностей, функций.

95
Современная аналитика должна быть технически оснащенной. В этом отношении аналитика - вещь затратная. Хорошие компьютеры, сканеры, факсы, выделенная линия Интернет, телефоны, спутниковое телевидение - это не роскошь, а инструменты для аналитической работы.
Необходимо иметь хорошую базу данных. Нужен большой подписной фонд на СМИ.
В любой аналитической структуре должна быть своя база данных. Она должна быть четко структурированной и удобной. База может быть в двух формах, в электронной, структурированной тематически, и бумажной, традиционной. Понятно, что она должна постоянно пополняться, обновляться.
* * *
Один из наиболее актуальных вопросов – подготовка аналитиков.
Сегодня фактически аналитиков нигде не готовят. Все в основном или сами сформировались на практическом опыте или приходят из науки. В этом плане научная база сильно помогает в аналитике.
Мы стараемся готовить аналитиков на рабочем месте. Практика показывает, что в среднем уходит один год на подготовку среднего аналитика.
Обучение идет по индивидуальному принципу. Но при этом аналитик должен многому учиться сам. Аналитическая структура - это не образовательное учреждение. Идет постоянный рабочий процесс, и каждый новый сотрудник должен смотреть на других и учиться сам. Конечно, в ходе подготовки материалов мы его подправляем, направляем, подспудно объясняем и обучаем.
В целом подготовка аналитиков – очень сложный и трудоемкий процесс, и многие его до конца не проходят. Но еще раз хочу подчеркнуть, что аналитика - это ремесло и ему можно научить.
Есть ряд характерных ошибок аналитиков, которые нужно учитывать в работе: осознанное или неосознанное ухудшение реальной ситуации.
Приукрашивание сложностей. Некоторые аналитики любят выглядеть "круто", любят искать запутанные интриги, козни "теневых сил" и т.д. Многие аналитики страдают своеобразным "комплексом Макиавелли". В действительности в мире многие вещи бывают гораздо проще и естественнее. искать проблему там, где ее нет. Если есть поручение написать материал по конкретной теме, нередко аналитики сами выдумывают проблему в этой сфере. не видеть главного. Главное, как было отмечено, - это системообразующее, детерминирующее.
Нужно уметь отвлекаться от второстепенного, деталей. поверхность в погоне за оперативностью. Отсутствие системности, глубины. отсутствие идей. Нужно писать, если можно так выразиться, не словами, а идеями, мыслями.
* * *


96
Таким образом, в данном материале изложены некоторые подходы к аналитической работе в государственных структурах. Конечно, сложно передать всю полноту аналитической работы в одном материале. Но данный материал, надеюсь, может внести свой вклад в обсуждение данной проблематики среди заинтересованных кругов, тем более, что осмысление и создание цельной методики аналитической работы как в системе государственного управления, так и коммерческих структурах сегодня становится одной из актуальных задач, которая в целом коррелируется с общей тенденцией увеличения значимости аналитического, интеллектуального труда в современном обществе.
Автор: Ашимбаев М.С., директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан
7. Рисунки и схемы:
Аналитическое сопровождение процесса принятия решения.

97

98
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Тема 10. Методы и технологии аналитической деятельности
1. Базовые определения:
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА – компьютерная система, содержащая знания об определенной слабо структурированной и трудно формализуемой предметной области, способная предлагать пользователю разумные варианты решений в своей сфере компетенции.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ − метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.
2. Задание к данной теме:
1. Познакомиться с электронным ридером по теме 10, прочитать рекомендованную литературу. Подготовить вопросы преподавателю.
2. Разработайте план-проспект аналитической записки (доклада) по закрепленной за вами проблеме, теме. Разработку направьте руководителю по сети аналитической группы.
3. Содержание темы:
Средства сбора информации. Средства хранения данных. Экспертные системы. Системы искусственного интеллекта и интеллектуального анализа данных. Средства структурирования и визуализации данных. Электронные помощники аналитика. Системы гибридного интеллекта. Средства снижения размерности массива измерений. Инструментальные средства представления и доведения результатов информационно-аналитической работы.
4. Рекомендованная литература:
Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно- аналитической работе − М.: ООО Изд. Яуза. – 2001, глава II. (LMS).
Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. − Москва: Издательство
«Русаки». – 2004, глава 3.1. (LMS).
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: − Альпина бизнес букс. – 2007. (LMS)/

99
5. Самоменеджмент: управление здоровьем.
6. Практикум аналитика:
Приемы и методы аналитической работы
(попытка систематизации)
1. Методы разработки схемы (структуры) аналитического материала
(записки, отчета, доклада)
1.1. Работа по прототипу (взять за образец готовый, уже апробированный материал)
1.2. Разработать схему материала индивидуально, ориентируясь на «проблемные узлы» темы и цели заказчика
1.3. Провести мозговой штурм – командное обсуждение схемы-структуры отчета и плана-графика работы по нему
1.4. Наметить 2-3 ротации схемы-структуры отчета и плана работы в зависимости от накопления фактического материала и углубления в понимание темы.
2. Методы систематизации и первичной обработки аналитической
информации
2.1. Составление и ведение тематических (хронологически) папок или досье
2.2. Сведение данных в таблицу
2.2. Составление картотеки данных
2.3. Составление и ведение базы (архива) данных
2.4. Группировка источников по их значимости для аналитического исследования
(полнота, надежность, достоверность)
2.5.
Выделение значимой информации, находящейся в источнике
(реферирование, аннотирование, заполнение карточек)
3. Приемы и методы анализа полученных данных


100 3.1. Работа с текстовыми источниками
Анализ источников по схеме
Выделение в источнике смысловых единиц, значимых с позиций аналитического исследования
Обобщение данных, полученных из различных источников
Сравнение данных, полученных из различных источников
Выявление противоречий в различных источниках и их объяснение
Формирование собственной версии на основе информации из различных источников
Контент-анализ источников методами социологии
Лексический анализ текстов
Частотно-статистический анализ текстов
Поиск заимствований и прототипов с использованием компьютерной техники
3.2. Работа с числовыми (количественными) данными
Систематизация количественных данных, оценка их значимости для аналитического исследования
Сведение количественных данных в таблицы
Построение на основе количественных данных графиков и моделей
3.3. Схематизация
Составление интеллект-карт
Разработка графов Ишикава
Составление схем мыследеятельности
3.4. Моделирование
Графическое моделирование
Компьютерное моделирование
Игровое моделирование
3.5. Ситуационный анализ
3.6. Стратегический анализ и концептуальное проектирование
4. Приемы и методы написания итогового аналитического материала
4.1. Разработка генеральной схемы и плана-графика работы над итоговым аналитическим материалом
4.2. Закрепление разделов за исполнителями, написание материала по разделам
4.3. «Перекрестное опыление» - обмен написанными разделами для взаимной критики и креатива

101 4.4. Написание всего материала конкурирующими группами или исполнителями с последующим обсуждением и выбором наиболее перспективного варианта, который принимается за основу
4.5. Итерация вариантов: последовательное обсуждение и критика вариантов аналитического материала.
4.6. Образование «электронной» рабочей группы с обменом информацией по электронной почте или через рабочий сайт.
5. Приемы и методы организации аналитической деятельности
5.1. Создание аналитического подразделения
5.2. Создание ситуационной комнаты или центра
5.3. Создание аналитической группы (временного творческого коллектива)
5.4.
Создание очно-заочной электронной рабочей группы
(обмен промежуточными материалами – по электронной почте или через рабочий сайт группы, обсуждение – очное)
5.5. Ведение многоаспектного аналитического архива, рассчитанного на перспективные потребности
5.6. Составление и ведение тематического аналитического сайта
6. Приемы и методы активизации мыслительной деятельности
6.1. Интеллектуальные разминки и разогревы
6.2. Тренинги
6.3. Деловые игры
6.4. Организационно-деятельностные игры
7. Интеллектуальные карты:
Методы и технологии аналитической деятельности.
Некоторые современные методы и технологии аналитической деятельности.