ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления
«НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра общественных финансов
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дисциплина: Казначейская система исполнения бюджета РФ
Ф.И.О студента: Коротаева Елизавета Вячеславовна
Специальность:
38.05.01
Экономическая безопасность
Специализация: Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Номер группы: сЭПО001
Номер зачетной книжки: 201689
Проверил: Черепкова Татьяна Николаевна, канд. эконом. наук, доцент
Новосибирск 2023
2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................................... 3 1. Нормативно-правовая база деятельности Федерального казначейства РФ................................. 5 2. Администрирование информационных систем............................................................................ 7 3. Казначейское сопровождение ....................................................................................................... 8 4. Казначейский контроль ................................................................................................................. 9 5. Последствия реформы бюджетных учреждений ........................................................................ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................................... 14
Список использованных источников ............................................................................................. 15
3
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный бюджет является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Его доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы
- удовлетворению общегосударственных потребностей.
В связи с этим большое значение и актуальность приобретает организация эффективного механизма исполнения бюджета и контроля за распределением и расходованием бюджетных средств, так как неэффективные методы исполнения бюджета сами становятся источником дестабилизирующих экономику факторов.
Как свидетельствует международная практика в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития и имеющих самое различное политическое устройство, исполнение бюджета целесообразно осуществлять через органы казначейства.
При введении казначейской системы исполнения бюджета повышается устойчивость финансовой системы в процессе реализации основных направлений единой финансовой, налоговой и социально-экономической политики, на основе прогноза социально-экономического развития и сводного финансового баланса территории и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Система органов федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее, как отмечают у нас в стране и за рубежом, развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы.
На современном этапе основными проблемами организации
4 казначейской системы являются:
необходимость дальнейшего совершенствования процедуры доведения бюджетных данных от главных распорядителей до получателей бюджетных средств;
недостаточная обеспеченность пользователей необходимой информацией;
недостаточное уделение внимания проведению комплекса антикоррупционных мероприятий.
необходимость разработки концепции оптимизации органов
Федерального казначейства.
В данной расчетно-графической работе мы проанализируем нормативно-правовую базу деятельности казначейской системы, администрирование информационных систем и рассмотрим пути решения проблем организации казначейской системы.
5 1. Нормативно-правовая база деятельности Федерального казначейства РФ
Федеральное казначейство
(Казначейство
России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, осуществлению полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейскому обслуживанию, казначейскому сопровождению, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного
(муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений), а также по начислению выплат по оплате труда и их перечислению, внешнему контролю деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
(федеральный государственный контроль (надзор), контролю (надзору) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществлению полномочий оператора государственных информационных систем в установленной сфере деятельности.
6
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации устанавливает:
- правила организации и функционирования системы казначейских платежей по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
- порядок казначейского обслуживания;
- общие требования к порядку открытия и ведения лицевых счетов;
- порядок открытия казначейских счетов;
- порядок открытия и ведения лицевых счетов;
- порядок обеспечения органами Федерального казначейства наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей;
- порядок прогнозирования движения средств на едином казначейском счете;
- порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета
(бюджета субъекта Российской Федерации) по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (бюджета субъекта
Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
7
- порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации;
2. Администрирование информационных систем
ГИС
ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу
«единого окна».
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) предназначена для того, чтобы госорганы, которые оказывают определенный перечень услуг, могли обратиться к ней для выяснения факта оплаты налогового сбора или пошлины физлицом за эти услуги. Помимо этого, государственные организации или муниципалитет, перечислив сумму, которая должна быть направлена физлицом в бюджет, должны в сжатые сроки отправить сведения, необходимые для перечисления денег, в систему.
Основной целью системы считается соединение в одном месте информации обо всех платежах граждан, которые принимают госучреждения и муниципальные организации. В системе размещена информация о следующих платежах: За муниципальные и государственные услуги. За услуги, оказанные госучреждениями и муниципальными организациями, где были размещены государственные или муниципальные заказы или задания. За государственные и муниципальные услуги, являющиеся обязательными для предоставления. За источники формирования дохода бюджетов. Есть и другие
8 услуги, оплату которых можно проследить в ГИС ГМП. Штрафы ГИБДД, услуги Росреестра, пошлины и штрафы ГУВМ МВД и иные, предусмотренные законодательством РФ.
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru) предназначена для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.
Единая система, взаимодействуя с другими информационными системами, обеспечивает:
публикацию сведений об осуществляемой госзакупке;
доступ контролирующим органам ко всей требуемой информации;
возможность подать заявку на участие в закупках в электронном формате;
контроль за достоверностью всех сведений, находящихся в ЕИС.
3. Казначейское сопровождение
Казначейское сопровождение - это осуществление операций по зачислению и списанию целевых средств на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка
России, и отражение их на лицевых счетах, открытых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в таких территориальных органах в установленном порядке.
Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, предоставляемые с целью исполнения обязательств по заключенным с участниками казначейского сопровождения:
государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее в настоящей главе - государственные контракты);
9
договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, договорам о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии с БК РФ, договорам о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в настоящем подпункте (далее в настоящей главе - договоры (соглашения);
контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений).
4. Казначейский контроль
Рассмотрим пример обзора нарушения – принятие бюджетных обязательств в объеме, превышающем доведенные лимиты бюджетных обязательств. Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-
459/2017 рассмотрел случай превышения Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области лимита бюджетных обязательств.
Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и экологии
Магаданской области министерство возглавляет министр, обеспечивая соблюдение финансовой дисциплины. Поэтому к ответственности был привлечен министр, который, являясь должностным лицом, наделенным организационно-распределительными функциями, в нарушение ч. 3 ст. 219 БК
РФ принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что 16 мая 2017 года на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Магаданской области от 24 апреля 2017 года № 183 в отношении министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Минприроды Магаданской области, Министерство) проведена выездная проверка по соблюдению
10 условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», проверяемый период с 01 января по 31 декабря 2016 года (л.д. 20-21, 36).
В ходе проверки установлено, что 18 апреля 2016 года Минприроды
Магаданской области в лице министра природных ресурсов и экологии
Магаданской области Митькина В.И. заключено с муниципальным образованием «Сусуманский городской округ» дополнительное соглашение
№ 1 к Соглашению от 14 марта 2016 года № 6 о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования «Сусуманский городской округ» субсидии на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности (л.д. 44).
В соответствии с пунктом 1 данного дополнительного соглашения размер субсидии, предоставляемой в 2016 году за счет средств федерального бюджета, составил 119 212 000, 00 рублей.
Таким образом, Минприроды Магаданской области приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии за счет средств федерального бюджета на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений в сумме 119 212 000,00 рублей по ЦС 1731050160 ВР 522.
Между тем на момент заключения дополнительного соглашения лимиты бюджетных обязательств по ЦС 1731050160 ВР 522 отсутствовали, так как были доведены Минфином Магаданской области только 25 апреля 2016 года расходным расписанием № 11 на лицевой счет распорядителя средств областного бюджета № 01472200700. Как получателю средств областного бюджета лимиты бюджетных обязательств доведены до Министерства 26 апреля 2016 года расходным расписанием № 0000000000035 (с л/с №
11 01472200700 на л/с № 03472200700), то есть через 8 дней после принятия министерством бюджетных обязательств.
Таким образом, Митькин В.И., являясь должностным лицом, наделенным организационно - распределительными функциями, допустил ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, а именно в нарушение части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации принял бюджетные обязательства в размере, превышающем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
Рассмотрим пример закупки: изготовление и поставка экстемпоральных лекарственных средств на сумму 499 990,00 р.
Из изученного мною контракта я делаю вывод о том, что под расширенное казначейское сопровождение контракт не попадает. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению - обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки в соответствии со ст. 96 Федерального закона от
05.04.2013 №44-ФЗ.Антидемпинговые меры применяются в соответствии со ст. 37 Федерального закона о 05.04.2013 №44-ФЗ.Условия независимой гарантии установлены в соответствии со ст. 45 Федерального закона от
05.04.2013 №44-ФЗ.
Согласно условиям контракта, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
5. Последствия реформы бюджетных учреждений
Сравнительная характеристика типов учреждений
Тип учреждения
\
Ср. критерий
Бюджетное учреждение
Автономное учреждение
Казенное учреждение