Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация перевозок на воздушном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
Кафедра №23
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация перевозок на воздушном транспорте»
(наименование дисциплины) тема: «Степени свободы воздушного пространства в двухсторонних соглашениях о международных воздушных перевозках между Россией и другими государствами-членами ИКАО»
Выполнил:
Студент ФАИТОП
2 курс 201 уч.гр. ОПУВТ, 0220.0070
(курс, группа) (профиль, шифр)
_________________
Тимошенко А.А.
(подпись)
(ФИО)
Проверил:
старший преподаватель кафедры №23
(ученая степень, звание, должность)
_________________ Забелина В. Н.
(подпись)
(ФИО)
И
______________
(оценка)
Санкт-Петербург
2021 г.

2
Содержание
Содержание ........................................................................................................................ 2
Введение ............................................................................................................................. 3
1 часть ................................................................................................................................ 5
1. Степени свободы и структура воздушного пространства ................................... 5 1.1. Первая свобода воздуха ............................................................................................. 6 1.2. Вторая свобода воздуха ............................................................................................. 8 1.3. Третья свобода воздуха .............................................................................................. 9 1.4. Четвертая свобода воздуха ...................................................................................... 10 1.5. Пятая свобода воздуха ............................................................................................. 11 1.6. Шестая свобода воздуха .......................................................................................... 13 1.7. Седьмая свобода воздуха ......................................................................................... 15 1.8. Восьмая свобода воздуха ......................................................................................... 16 1.9. Девятая свобода воздуха .......................................................................................... 19
2. Двусторонние соглашения о международных воздушных перевозках между
Россией и другими государствами-членами ИКАО ............................................... 19 2.1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении ......................................... 20 2.2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Венгерской республики о воздушном сообщении ....................................................... 23 2.3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительстве республики Куба о воздушном сообщении .................................................................. 27 3. Снятие ограничений по седьмой степени свободы для полетов иностранных
авиаперевозчиков в Санкт-Петербурге .................................................................... 29 4. Соглашение об общем авиационном пространстве между Украиной и
Европейским Союзом ................................................................................................... 31 2 часть ............................................................................................................................... 33
Перевод ............................................................................................................................. 33
Заключение ..................................................................................................................... 40
Список использованных источников ........................................................................ 41


3
Введение
На сегодняшний день воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении доступности населенных пунктов различных стран. Режим открытого неба позволяет приземляться в аэропортах самолетам авиаперевозчиков, которые не зарегистрированы в стране. Всего существует девять категорий режима открытого неба, это так называемые степени свободы воздушного пространства. Речь идет о наборе правил гражданской коммерческой авиации при международных перевозках, который дает право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой и приземляться на ее территории.
Первые пять свобод воздушного пространства были приняты еще в 1944 году в рамках Чикагской конвенции. Позже появились еще четыре авиационные свободы. В настоящее время свободы воздуха официально сформулированы Международной организацией гражданской авиации
(ИКАО, специализированное подразделение ООН, устанавливающее нормы гражданской авиации) в «Руководстве по регулированию международного воздушного транспорта».
Свободы воздуха позволяют самолетам совершать перелеты над территориями других стран на коммерческой основе. Но ни одно авиационное предприятие не заинтересовано в получении только права совершать полеты в воздушном пространстве других стран. Оно заинтересовано в том, чтобы осуществлять перевозки международного следования и получать за них соответствующие доходы. Для этого авиапредприятие должно иметь право высаживать, выгружать и брать на борт пассажиров, грузы и почту на территории тех стран, в которые оно совершает полеты. Правое регулирование свобод воздуха осуществляется на основе двусторонних соглашений государств об обмене коммерческими правами, в которых особое внимание уделяется объемам и тарифам перевозок.

4
Цель курсовой работы: рассмотреть степени свободы воздушного пространства в двухсторонних соглашениях о международных воздушных перевозках между Россией и другими государствами-членами ИКАО
Задачи:
- Изучить каждую степень свободы и структуру воздушного пространства;
- Рассмотреть пример снятия ограничений по седьмой степени свободы для полетов иностранных авиаперевозчиков в Санкт-Петербург;
- Ознакомиться с двусторонними соглашениями между Россией и другими государствами-членами ИКАО;
- Выделить различия в двусторонних соглашениях между Россией и другими государствами-членами ИКАО;
- Ознакомиться с соглашение об общем авиационном пространстве между
Украиной и Европейским Союзом.
В качестве объекта исследования: свободы воздуха. Предмет исследования: степени свободы воздушного пространства в двухсторонних соглашениях о международных воздушных перевозках между Россией и другими государствами-членами ИКАО
При этом используются только теоретические методы исследования.


5
1 часть
1. Степени свободы и структура воздушного пространства
«Свободы воздуха» или «Свободы воздушного пространства»– это термин в международном воздушном праве, определяющий коммерческие права, предоставляемые государствами иностранным авиакомпаниям на осуществление над своей территорией коммерческой деятельности воздушного транспорта, то есть перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов на коммерческой основе (рис.1).
Рисунок 1 – Свободы воздуха

6
В результате разногласий по поводу степени либерализации авиации, заложенной в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, также известной как Чикагская конвенция США призывали к принятию стандартизированного набора правил, о которых страны могли договариваться между собой, однако большинство других стран были озабочены доминирующим положением, которое могли занять крупные американские авиакомпании в мировой авиации, если не будут приняты строгие правила. В рамках конвенции удалось создать многостороннее соглашение, в котором соглашение о двух первых свободах, известное как Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (IASTA) или «Соглашение о двух свободах», было открыто для подписания любыми странами. К концу 2017 года Соглашение было подписано 133 странами. Бразилия, Индонезия, Китай
(за исключением Гонконга и Макао), Кыргызстан, Молдова, Таджикистан,
Туркменистан, Белоруссия и Россия не присоединились к соглашению, а
Канада вышла из него в 1988 году.
Стороны договорились о том, что третья, четвёртая и пятая свободы подлежат урегулированию в рамках двухсторонних соглашений между странами, однако «Соглашение о международных авиаперевозках», также известное как «Соглашение о пяти свободах», также было открыто для подписания любыми желающими странами. С тех пор были добавлены некоторые другие «свободы». Не все они признаны на официальном уровне, однако соглашения о них были включены в международные двухсторонние договоры.
1.1. Первая свобода воздуха
Первая свобода воздуха — право осуществлять транзитный полет без посадки на территории иностранного государства, предоставляющего это право (рис.2).

7
Рисунок 2 – Первая свобода воздуха
DOC 9626 ИКАО: Первая «свобода воздуха» - право или привилегия в отношении регулярного международного воздушного сообщения, предоставляемые одним государством другому государству или государствам, осуществлять пролет через его территорию без совершения посадки (рис.3).
Рисунок 3
– Схема первой свободы воздуха
Страны-участницы Соглашения о транзите по международным воздушным линиям предоставляют эту и вторую свободы другим странам- участницам, при условии использования транзитным воздушным судном выделенных воздушных коридоров.
Например: полёт из Испании в Германию, проходящий над воздушным пространством Франции


8
1.2. Вторая свобода воздуха
Вторая свобода воздуха — право выполнять транзитный полет через территорию иностранного государства с возможной посадкой в технико- эксплуатационных целях (дозаправка, техобслуживание) без права выгружать или брать на борт пассажиров, багаж, почту и грузы.
Право распространяется на остановку в одной стране для дозаправки или другого обслуживания по пути в другую страну (рис.4).
Рисунок 4 – Вторая свобода воздуха
DOC 9626 ИКАО: Вторая «свобода воздуха» – права или привилегии в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству или государствам, осуществлять посадку на его территории в некоммерческих целях (рис.5).
Рисунок 5
– Схема второй свободы воздуха

9
При дальних перелетах, во времена заключения Чикагской конвенции, недостаточная дальность полета самолетов вынуждала совершать множество промежуточных посадок. В настоящее время пассажирские авиалайнеры, в основном, совершают прямые перелеты. Но вторая свобода остается актуальной для грузовых авиакомпаний.
Например: полёт из Финляндии в Латвию с посадкой в Эстонии
1.3. Третья свобода воздуха
Третья свобода воздуха – право доставки на территорию иностранного государства и высадки на ней пассажиров, выгрузки багажа, грузов и почты, принятых на борт в государстве, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик (рис.6). Следовательно, она дает право иностранным авиакомпаниям повышать эффективность международных перевозок, обеспечивать максимальную загруженность воздушных судов на первом этапе полета.
Третья свобода была первой коммерческой свободой.
Предоставляется вместе с 4-ой свободой.
Рисунок 6 – Третья свобода воздуха
DOC 9626 ИКАО: Третьей «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок,

10 предоставляемых одним государством другому государству, осуществлять выгрузку на территории первого государства пассажиров, почты и грузов, взятых на борт в государстве регистрации перевозчика (рис.7).
Рисунок 7
– Схема третьей свободы воздуха
1.4. Четвертая свобода воздуха
Повышению эффективности международных воздушных перевозок служит и четвертая «свобода воздуха».
Четвертая свобода воздуха – право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию государства, чью национальную регистрацию (флаг) имеет авиакомпания перевозчик, а также адресуемые туда же грузы и почту (рис.8). Предоставляется вместе с 3-ей свободой. Третья и четвёртая свободы, как правило, предоставляются одновременно в рамках двухсторонних соглашений между странами.
Рисунок 8 – Четвертая свобода воздуха


11
DOC 9626 ИКАО: Четвертой «свободой воздуха» является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие в государство регистрации авиаперевозчика (рис.9).
Рисунок 9
– Схема четвертой свободы воздуха
1.5. Пятая свобода воздуха
Пятая свобода воздуха – право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту и право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране — партнере по соглашению (рис.10).
Рисунок 10 – Пятая свобода воздуха

12
Пятая свобода была необходимым условием дальних перелётов до начала 1980-х годов, когда прогресс в авиации и рост пассажиропотока позволил предложить беспосадочные перелёты на большие расстояния.
Зачастую авиакомпании планировали многочисленные остановки по пути к конечному пункту назначения, особенно на маршрутах между Европой и
Африкой, Южной Америкой и Юго-Восточной Азией. Пятая свобода также активно используется в Европе, Южной Америке, в Карибском бассейне, в
Северной Атлантике и в Тасмановом море. Пятой свободой также пользуются авиакомпании, желающие занять неиспользуемые или малоиспользуемые маршруты, либо авиакомпании, рейсы которых делают промежуточные остановки в соответствии со второй свободой.
DOC 9626 ИКАО: Пятой "свободой воздуха" является право или привилегия в отношении регулярных международных воздушных перевозок, предоставляемых одним государством другому государству, выгружать и принимать на борт на территории первого государства пассажиров, почту и грузы, следующие из третьего государства или в него (рис.11).
Рисунок 11
– Схема пятой свободы воздуха
В международной практике, однако, пятая «свобода воздуха» в ее полном объеме — перевозки в любые третьи страны — не предоставляется
(перечень третьих стран ограничивается), ибо это уменьшает возможности национальных авиакомпаний самим осуществлять перевозки пассажиров, грузов и почты.
Частичная 5-я «свобода воздуха» – «стоп-овер»:

13 1. Стоп-овер на маршруте: право авиакомпании перевозить пассажиров с остановкой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года в течении действия авиабилетов. После остановки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажиров в промежуточный пункт.
2. Стоп-овер вне маршрута: право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта, другим перевозчиком по одному и тому же авиабилету.
Примеры:

3 ноября 2011 года в аэропорту Владивосток введен режим «Открытое небо» для иностранных авиакомпаний включая полеты по пятой «свободе воздуха».

В ноябре 2014 году в аэропорту Калининград введен режим «Открытое небо» по пятой «свободе воздуха».

1 августа 2020 года пятая «свобода воздуха» вводится для всех международных аэропортов Узбекистана, за исключением аэропорта
Ташкент.
1.6. Шестая свобода воздуха
Шестая свобода воздуха — право осуществлять перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов между третьими странами через свою территорию, с возможной посадкой и высадкой пассажиров, выгрузкой или погрузкой багажа, почты и грузов (рис.12).
Рисунок 12 – Шестая свобода воздуха