ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой ______________________________
Тема: «Проведение АСР при авиакатастрофах».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время _________ (ч.)
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний и навыков проведения аварийно-спасательных работ при авиакатастрофах; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета.
Литература, используемая при проведении занятия:
Федеральном законе от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусеспасателей».;
Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ" (направлен указанием МЧС России от 26.05.2010 N 43-2007-18); интернет ресурсы.
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
Проблема безопасности полетов на воздушном транспорте очень актуальна, так как авиационные происшествия не прекращаются. Для проведения поиска требуется значительное количество времени и тратятся человеческие ресурсы, потому что поиски длятся достаточно длительное время. Нередко пилоты и пассажиры вертолетов гибнут не от полученных ранений во время аварии, а от болевого шока и обморожения.
В воздушном пространстве Земли ежедневно совершают полеты много летательных аппаратов, в том числе самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дельтапланы. Они служат для выполнения различных целей: перевозка пассажиров, грузов, выполняют научные, военные и специальные задания.
Авиационное происшествие – событие, происшедшее во время полета и связанное с нарушением нормального функционирования воздушного судна, экипажа, персонала служб обеспечения и управления полетами, воздействием внешних геофизических факторов, которое привело в гибели людей, находящихся на борту воздушного судна, значительному его повреждению или утрате.
Авария – авиационное происшествие, не связанное с гибелью людей, находящихся на борту воздушного судна, при котором воздушное судно получило такие серьезные повреждения, при которых его восстановление является нецелесообразным.
Авиакатастрофа – авиационное происшествие, при котором разрушение воздушного судна, функционирование его систем или воздействие внешних геофизических факторов повлекло гибель одного или нескольких лиц из числа находящихся на борту, а также если смерть явилась результатом авиационного происшествия и последовала в течении 10 суток с момента этого происшествия.
Поисково-спасательные работы – вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия – человека, группы людей, воздушного судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой медицинской или иной помощи и доставка их в безопасное место. Поиск предшествует спасанию и является отдельной разновидностью аварийно-спасательных работ.
Руководитель поисково-спасательных работ – лицо, назначенное для координации поисково-спасательных операций в конкретном районе.
ОСОБЕННОСТИ АВАРИЙ НА АВИАТРАНСПОРТЕ
ЧС на авиатранспорте обладает рядом особенностей, которые заключаются в высоких скоростях передвижения воздушных судов, наличии на борту достаточно большого количества горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ, нахождении людей в замкнутом пространстве салонов воздушных судов, отсутствии эффективных мер воздействия непосредственно на авиасудне, терпящем бедствие.
ЧС на авиатранспорте могут возникнуть на стоянке, при взлете, в крейсерском полете, при заходе на посадку и при посадке по разному виду причин.
Основные поражающие факторы при ЧС на авиатранспорте:
-
удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов; -
воздействие высокой температуры из-за возникновения пожаров, взрывов; -
воздействие потоков жидкостей (газов), которые находятся под высоким давлением; -
воздействие химически и биологически опасных веществ; -
воздействие ионизирующих излучений; -
воздействие электрического тока; -
недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании); -
нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.
Отличительные особенности авиатранспортных аварий:
-
Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения в пути следования в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, потере контроля, нередко к гибели; -
Могут происходить в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи; -
Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств; -
Несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших; -
Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ; -
Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы; -
Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в том числе в связи со спецификой лечения, а при невозможности - необходимость разворачивания временного полевого госпиталя; -
Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям; -
Организация поисков останков погибших, а также вещественных доказательств катастрофы; -
Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ АВИАКАТАСТРОФАХ
АСР при авиакатастрофах в зоне аэропорта
Если ЧС на авиатранспорте происходит в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушного судна возлагается на старшего авиационного начальника аэродрома с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.
Проведение аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно- спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, полиции, аварийно- спасательных служб.
Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям ИКАО все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.
Поэтому для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные, запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.
Если от деформации корпуса самолета заклинило двери, необходимо вскрыть фюзеляж с учетом прохождения по всей длине фюзеляжа электропроводов и трубопроводов гидросистемы высокого давления. Их повреждение вызовет дополнительные сложности. Оптимальные места для вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне. Эвакуацию пассажиров осуществлять с использованием трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей (автобусов).
Для аварийного покидания воздушного судна на его борту размещены:
-
надувные трапы; -
матерчатые желоба; -
спасательные канаты.
Пропускная способность надувного трапа ТН-2, ТН-3 до 100 чел. за 2,5-3 мин. Допускается одновременный спуск 2-х человек по надувному трапу и по матерчатым желобам - до 1 чел. Места размещения надувного трапа, матерчатых желобов в различных самолетах различные. Матерчатые желоба изготовлены из материала "плащ-палатка чехольная" и находятся, как правило, около выходов с правой стороны фюзеляжа. Над каждым аварийным выходом и над форточкой в кабине экипажа имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа.
Место спасателя при эвакуации - возле каждого аварийного выхода. В первую очередь производить эвакуацию детей, женщин и престарелых, а затем всех остальных пассажиров. Пассажиры без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносятся на носилках, брезенте и опускаются на веревках на землю.
После эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах, кабине экипажа и других служебных помещениях.
На сегоднешний день наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв. Пожар в воздухе (дым черного цвета) - крайне сложная, критическая ситуация для экипажа. Выброс любой жидкости на горячие части двигателей приводит к появлению белого дыма. У людей меньше шансов спастись и выжить, если начался пожар.
Необходимо помнить, что при пожаре на борту воздушного судна:
-
может произойти быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов; -
через очень короткое время после возникновения пламенного горения в салоне достигает смертельной концентрации ядовитые газы; -
возможно интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов; -
возможны взрывы баллонов со сжатым газом; -
быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета; -
работы по тушению пожара проводить в изолирующих индивидуальных средствах защиты, используя рабочую рукавную линию, заполненную раствором пенообразователя; -
эвакуацию пассажиров производить одновременно с тушением пожара; -
вскрытие фюзеляжа начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем через различные проделанные отверстия; -
эвакуацию целесообразно осуществлять с наветренной стороны.
Иногда деформация фюзеляжа и высокая температура, возникающая вследствие пожара, приводят к заклиниванию дверей и люков. В этих случаях спасатели приступают к вскрытию фюзеляжа. Места вскрытия не могут быть произвольными, поскольку по всей длине фюзеляжа проложены электропровода и трубопроводы гидросистемы высокого давления. Их повреждение может привести к дополнительным сложностям.
АСР при авиакатастрофах вне зоны аэропорта
В случае авиакатастрофы не в зоне аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушного судна, потерпевших бедствие, осуществляется руководством МЧС, руководителями управлений Федеральной Авиационной Службы, в зонах ответственности которых произошло авиационное происшествие.
Поисково-спасательные работы (ПСР) организуются в следующих случаях:
-
при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций; -
при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие а также сообщений других очевидцев бедствия; -
если в течении 10 мин после расчетного времени прилета воздушного судна не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин; -
если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась; -
при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки, или потери радиосвязи более чем на 5 мин, если радиолокационная проводка не велась; -
во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.
Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково- спасательных команд.
В первую очередь необходимо с помощью самолетов, вертолетов иназемных поисковых групп обнаружить место падения самолета (вертолета).
После приземления или высадки поисково-спасательному отряду немедленно приступить к эвакуации пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых бытовых условий, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи, успокоить людей и предотвратить панику.
Обстоятельства могут сложиться так, что нельзя будет использовать механизированный инструмент, поэтому быть готовым работать только ручным инструментом.
Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шасси, и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то выводить пассажиров целесообразно на поверхность крыльев, а затем с помощью веревок и канатов опускать на землю. После проверки на наличие пассажиров в салоне, подсобных и других помещениях, приступают к спасению воздушного судна и перевозимых грузов.
К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.