Файл: Проведение аср при авиакатастрофах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утверждаю

Начальник

ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с группой ______________________________
Тема: «Проведение АСР при авиакатастрофах».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время _________ (ч.)
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний и навыков проведения аварийно-спасательных работ при авиакатастрофах; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета.
Литература, используемая при проведении занятия:

Федеральном законе от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусеспасателей».;
Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ" (направлен указанием МЧС России от 26.05.2010 N 43-2007-18); интернет ресурсы.

Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5 мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.


Проблема безопасности полетов на воздушном транспорте очень актуальна, так как авиационные происшествия не прекращаются. Для проведения поиска требуется значительное количество времени и тратятся человеческие ресурсы, потому что поиски длятся достаточно длительное время. Нередко пилоты и пассажиры вертолетов гибнут не от полученных ранений во время аварии, а от болевого шока и обморожения.

В воздушном пространстве Земли ежедневно совершают полеты много летательных аппаратов, в том числе самолеты, вертолеты, планеры, воздушные шары, дельтапланы. Они служат для выполнения различных целей: перевозка пассажиров, грузов, выполняют научные, военные и специальные задания.

Авиационное происшествие – событие, происшедшее во время полета и связанное с нарушением нормального функционирования воздушного судна, экипажа, персонала служб обеспечения и управления полетами, воздействием внешних геофизических факторов, которое привело в гибели людей, находящихся на борту воздушного судна, значительному его повреждению или утрате.

Авария – авиационное происшествие, не связанное с гибелью людей, находящихся на борту воздушного судна, при котором воздушное судно получило такие серьезные повреждения, при которых его восстановление является нецелесообразным.


Авиакатастрофа – авиационное происшествие, при котором разрушение воздушного судна, функционирование его систем или воздействие внешних геофизических факторов повлекло гибель одного или нескольких лиц из числа находящихся на борту, а также если смерть явилась результатом авиационного происшествия и последовала в течении 10 суток с момента этого происшествия.

Поисково-спасательные работы – вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия – человека, группы людей, воздушного судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой медицинской или иной помощи и доставка их в безопасное место. Поиск предшествует спасанию и является отдельной разновидностью аварийно-спасательных работ.

Руководитель поисково-спасательных работ – лицо, назначенное для координации поисково-спасательных операций в конкретном районе.

ОСОБЕННОСТИ АВАРИЙ НА АВИАТРАНСПОРТЕ

ЧС на авиатранспорте обладает рядом особенностей, которые заключаются в высоких скоростях передвижения воздушных судов, наличии на борту достаточно большого количества горючих, взрывоопасных и ядовитых веществ, нахождении людей в замкнутом пространстве салонов воздушных судов, отсутствии эффективных мер воздействия непосредственно на авиасудне, терпящем бедствие.

ЧС на авиатранспорте могут возникнуть на стоянке, при взлете, в крейсерском полете, при заходе на посадку и при посадке по разному виду причин.

Основные поражающие факторы при ЧС на авиатранспорте:

  • удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;

  • воздействие высокой температуры из-за возникновения пожаров, взрывов;

  • воздействие потоков жидкостей (газов), которые находятся под высоким давлением;

  • воздействие химически и биологически опасных веществ;

  • воздействие ионизирующих излучений;

  • воздействие электрического тока;

  • недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);

  • нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

Отличительные особенности авиатранспортных аварий:

  • Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения в пути следования в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, потере контроля, нередко к гибели;

  • Могут происходить в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи;

  • Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

  • Несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;

  • Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ;

  • Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы;

  • Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в том числе в связи со спецификой лечения, а при невозможности - необходимость разворачивания временного полевого госпиталя;

  • Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям;

  • Организация поисков останков погибших, а также вещественных доказательств катастрофы;

  • Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.


АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ АВИАКАТАСТРОФАХ

АСР при авиакатастрофах в зоне аэропорта

Если ЧС на авиатранспорте происходит в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушного судна возлагается на старшего авиационного начальника аэродрома с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

Проведение аварийно-спасательных работ осуществляют аварийно- спасательные команды, в которые входят расчеты от различных служб: диспетчерской, стартовой, пожарно-спасательной, пожарно-стрелковой, медицинской, инженерной, спецтранспорта, перевозок, полиции, аварийно- спасательных служб.

Первоочередные мероприятия по спасению людей при ЧС связаны с эвакуацией пассажиров с воздушного судна. Согласно требованиям ИКАО все пассажиры должны покинуть воздушное судно в случае ЧС на борту через выходы, расположенные на одной стороне, за 90 секунд.

Поэтому для эвакуации людей должны использоваться все основные, служебные, запасные двери. Эвакуацию людей можно проводить через разломы в фюзеляже, специальные люки, сделанные спасателями, грузовые люки, форточки в кабине экипажа. Необходимо помнить, что конструкция замков аварийных выходов обеспечивает возможность их открытия как изнутри салона, так и снаружи, то есть эту работу может выполнить спасатель.

Если от деформации корпуса самолета заклинило двери, необходимо вскрыть фюзеляж с учетом прохождения по всей длине фюзеляжа электропроводов и трубопроводов гидросистемы высокого давления. Их повреждение вызовет дополнительные сложности. Оптимальные места для вскрытия отмечены на фюзеляже уголками желтого цвета на белом фоне. Эвакуацию пассажиров осуществлять с использованием трапов, приставных и пожарных лестниц, веревочных систем, корпусов крупных автомобилей (автобусов).

Для аварийного покидания воздушного судна на его борту размещены:

  • надувные трапы;

  • матерчатые желоба;

  • спасательные канаты.

Пропускная способность надувного трапа ТН-2, ТН-3 до 100 чел. за 2,5-3 мин. Допускается одновременный спуск 2-х человек по надувному трапу и по матерчатым желобам - до 1 чел. Места размещения надувного трапа, матерчатых желобов в различных самолетах различные. Матерчатые желоба изготовлены из материала "плащ-палатка чехольная" и находятся, как правило, около выходов с правой стороны фюзеляжа. Над каждым аварийным выходом и над форточкой в кабине экипажа имеются спасательные канаты, закрепленные к кронштейну фюзеляжа.


Место спасателя при эвакуации - возле каждого аварийного выхода. В первую очередь производить эвакуацию детей, женщин и престарелых, а затем всех остальных пассажиров. Пассажиры без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносятся на носилках, брезенте и опускаются на веревках на землю.

После эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах, кабине экипажа и других служебных помещениях.

На сегоднешний день наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв. Пожар в воздухе (дым черного цвета) - крайне сложная, критическая ситуация для экипажа. Выброс любой жидкости на горячие части двигателей приводит к появлению белого дыма. У людей меньше шансов спастись и выжить, если начался пожар.

Необходимо помнить, что при пожаре на борту воздушного судна:

  • может произойти быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

  • через очень короткое время после возникновения пламенного горения в салоне достигает смертельной концентрации ядовитые газы;

  • возможно интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

  • возможны взрывы баллонов со сжатым газом;

  • быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

  • работы по тушению пожара проводить в изолирующих индивидуальных средствах защиты, используя рабочую рукавную линию, заполненную раствором пенообразователя;

  • эвакуацию пассажиров производить одновременно с тушением пожара;

  • вскрытие фюзеляжа начинать с дверей, так как у них выше пропускная способность, чем через различные проделанные отверстия;

  • эвакуацию целесообразно осуществлять с наветренной стороны.

Иногда деформация фюзеляжа и высокая температура, возникающая вследствие пожара, приводят к заклиниванию дверей и люков. В этих случаях спасатели приступают к вскрытию фюзеляжа. Места вскрытия не могут быть произвольными, поскольку по всей длине фюзеляжа проложены электропровода и трубопроводы гидросистемы высокого давления. Их повреждение может привести к дополнительным сложностям.

АСР при авиакатастрофах вне зоны аэропорта

В случае авиакатастрофы не в зоне аэропорта руководство организацией работ по поиску и спасению экипажей и пассажиров воздушного судна, потерпевших бедствие, осуществляется руководством МЧС, руководителями управлений Федеральной Авиационной Службы, в зонах ответственности которых произошло авиационное происшествие.


Поисково-спасательные работы (ПСР) организуются в следующих случаях:

  • при получении сигнала бедствия с борта воздушного судна, а также при приеме сигналов аварийных радиостанций;

  • при получении доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие а также сообщений других очевидцев бедствия;

  • если в течении 10 мин после расчетного времени прилета воздушного судна не прибыло в пункт назначения и радиосвязь с ним отсутствует более 5 мин;

  • если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

  • при потере радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременном пропадании отметки радиолокационной проводки, или потери радиосвязи более чем на 5 мин, если радиолокационная проводка не велась;

  • во всех других случаях, когда экипажу воздушного судна требуется помощь.

Поисково-спасательные работы начинаются с момента подачи команды на вылет поисково-спасательного самолета (вертолета) и на выход наземных поисково- спасательных команд.

В первую очередь необходимо с помощью самолетов, вертолетов иназемных поисковых групп обнаружить место падения самолета (вертолета).

После приземления или высадки поисково-спасательному отряду немедленно приступить к эвакуации пассажиров из терпящего бедствие воздушного судна в безопасное место. От спасателей требуется не только спасение людей, но и создание им необходимых бытовых условий, защищающих от непогоды, оказание им первой медицинской помощи, успокоить людей и предотвратить панику.

Обстоятельства могут сложиться так, что нельзя будет использовать механизированный инструмент, поэтому быть готовым работать только ручным инструментом.

Если воздушное судно при аварийной посадке устояло на шасси, и нет времени на развертывание бортовых аварийно-спасательных средств, то выводить пассажиров целесообразно на поверхность крыльев, а затем с помощью веревок и канатов опускать на землю. После проверки на наличие пассажиров в салоне, подсобных и других помещениях, приступают к спасению воздушного судна и перевозимых грузов.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.