Файл: Проведение аср при авиакатастрофах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида:

  • первые - проводимые членами экипажа,

  • вторые - организуемые наземными службами.

Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

После вывода из зоны бедствия пострадавших, спасатели приступают к сбору останков погибших для их дальнейшего опознания. Если в результате авиакатастрофы все люди, находящиеся на борту воздушного судна погибли, то спасатели обязаны осуществить поиск и сбор останков погибших, "черных ящиков" и обеспечить сохранность ценностей.

При тушении пожаров в летательных аппаратах вне территории аэродрома, может возникнуть трудность доставки к месту пожара (аварии) пожарных автомобилей и огнетушащих веществ, а также значительное удаление от водоисточника.

До прибытия на место катастрофы председателя комиссии по расследованию запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением внешнего осмотра, фиксации следов движения воздушного судна по грунту, эвакуации раненых и погибших.

Перемещение воздушного судна до прибытия комиссии по расследованию допускается только в случаях, если оно упало на железнодорожную, шоссейную, водную магистраль или на аэродром и препятствует безопасному движению транспортных средств или посадке других воздушных судов.

ЭТАПЫ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ АВИАКАТАСТРОФАХ

Этапы поисково-спасательной операции включают:

  1. поступление первых сведений;

  2. начальные действия;

  3. планирование;

  4. оперативные мероприятия;

  5. завершение.

Этап 1. Поступление первых сведений

Пути поступления первичной информации (сигнала) могут быть как строго регламентированными, так и по случайным каналам связи.

Важным является промежуток времени между началом развития опасной ситуации и моментом, когда об этом становится известно государственной системе поиска и спасения.

Информация об исчезновении объекта поиска (ОП) проходит в двух вариантах. Либо потерявшийся объект имеет канал связи с «Большой землей» и может сообщить о своем состоянии и положении, либо такого канала нет и подозрение о том, что что-то случилось, появляется у заинтересованных лиц только по прошествии предполагаемого срока возвращения плюс еще какое-то время.


Задержка сигнала о пребывании воздушного судна в состоянии бедствия обычно не превышает нескольких десятков минут.

Канал прохождения информации о бедствии имеет значение для скорости реагирования. Если это официальный канал – в действие, как правило, вступают планы ликвидации ЧС и процесс поисково-спасательной операции идет без задержек. Если канал случайный – тратится время на проверку достоверности информации, доведения ее до лиц, принимающих решение. Возможны задержки по причине нежелания должностных лиц и граждан реагировать на ситуацию. Особенно этим славятся органы внутренних дел, традиционно отказывающих в проведении оперативно-розыскных мероприятий в течение первых трех суток с момента исчезновения человека. При поступлении первых сведений первоочередная и обязательная обязанность сотрудника, принимающего сообщение – установить надежный канал обратной связи с информатором. Несоблюдение этого требования приводило и приводит к потерям времени и ценной информации.

Этап 2. Начальные действия

Начальные действия – предварительные действия, предпринимаемые с целью оповещения сил ликвидации ЧС и получения дополнительной информации. Этот этап может включать в себя оценку и классификацию информации, аварийное оповещение средств, проверку средств связи, и, в экстренных случаях, немедленное осуществление соответствующих мероприятий, относящихся к другим этапам. Начало «начальных действий» должно определяться назначением РПСР.

Процедура первоначального сбора информации требует соблюдения ключевого условия, выполнение которого кардинальным образом влияет на конечный результат: проводить ее должен специалист, который в дальнейшем будет РПСР, имеющий достаточный опыт и представляющий себе картину предстоящей работы. Это исключает потери и искажение информации при передаче ее другому лицу. Замена руководителя при проведении работ настоятельно не рекомендуется.

Для соблюдения этого условия предпочтителен следующий алгоритм действий:

  1. Диспетчер при поступлении сигнала выясняет основные сведения о ЧС:

  • Сведения о заявителе;

  • Канал обратной связи;

  • Предположительное место, дату, время начала бедствия (исчезновения);

  • Дату, время, до истечения которого объект поиска должен был прибыть в определенное место (выйти на связь);

  • Техническое состояние пропавшего транспортного средства.


  1. Диспетчер передает сведения соответствующему руководителю, который назначает РПСР.

  2. РПСР приступает к дальнейшему сбору информации.

Сбор информации включает:

  • составление списка информаторов, который может в дальнейшем пополняться;

  • опрос (желательно независимый) каждого информатора;

  • сбор информации из дополнительных источников, которые могут быть самыми разнообразными.

Оповещение и повышение степени готовности, так же как и выдвижение сил и средств в район поисков возможно на этапе первоначальных действий, если имеется уверенность в необходимости их применения и предварительный план хотя бы в голове РПСР.

Этап 3. Планирование

Планирование поисковых работ имеет целью создание перечня мероприятий по установлению местоположения ОП. При первоначальном планировании должен быть сформирован план первого поискового периода.

Процесс планирования при проведении поисков непрерывен. План поисков корректируется при поступлении любой значимой информации и по окончанию каждого поискового периода.

После того, как собраны сведения, руководитель поиска должен выработать одну или несколько версий поведения ОП и развития ситуации и в соответствии с этими версиями определить район поисков. Основные наиболее значимые данные при планировании – маршрут ОП, последнее известное местоположение, возможные опасности на пути следования, эксплуатационное состояние и возможности ОП, его возможное поведение, условия внешней среды на месте происшествия.

Учитываются размер, форма и удаленность района поисков; имеющиеся в распоряжении ресурсы.

Руководитель поисков определяет:

  • Порядок выдвижения в район поисков поисково-спасательной группы;

  • Место расположения базового полевого лагеря (при необходимости);

  • Задание для каждой из задействованных на поисках групп на первый операционный период (период времени, в течение которого ПСГ выполняют назначенные им задания по поиску ОП).

Вопрос о необходимом количестве ресурсов (людей, техники и т.п.) является весьма сложным при планировании. С увеличением количества привлекаемых людей растет сложность управления и затраты, но повышается эффективность поисков. Применение авиации высокоэффективно по сравнению с наземными способами, но весьма затратно. Поэтому задача о потребном количестве ресурсов не имеет единственного решения, и каждый раз решение принимается, исходя из текущего момента. При проведении масштабных поисков может привлекаться большое количество добровольцев. Привлечением ресурсов должен заниматься координатор поисков.


Этап 4. Оперативные мероприятия

В состав оперативных мероприятий входит: входной инструктаж, подготовка к выезду, выдвижение поисково-спасательных групп в район поиска, оборудование (при необходимости) базового лагеря, проведение поисковых действий в районе поиска, спасение пострадавших, а также другие неотложные работы.

Поисковые действия могут приостанавливаться на темное время суток, в связи с плохими метеоусловиями, ограничивающими видимость и возможность использования авиации.

Перед началом оперативных мероприятий в районе поиска, РПСР должен определить место своей дислокации. При поисках морских и воздушных судов IAMSAR рекомендует ему находиться в спасательном центре, сотрудником которого, он, как правило, является и где сосредоточены средства связи, необходимые справочные материалы и техника для анализа ситуации и принятия решений. Однако при проведении операций, в которых преобладают наземные поиски, более предпочтительным может оказаться место базирования во временном полевом лагере. Это позволяет РПСР лично опрашивать информаторов и руководителей ПСГ, оценивать текущую обстановку и держать руку на пульсе событий.

Инструктаж руководителей групп следует проводить до выхода группы в район ПСР. Это возможно сделать по телефону или факсом.

После входного инструктажа руководители групп должны четко представлять обстоятельства ЧС, ситуацию в районе поисков и задачу, стоящую перед группой. До членов группы должна быть доведена точная информация о ЧС, обстановка на месте, погодные условия, задача, стоящая перед каждым, меры безопасности, планируемые сроки операции, необходимый объем индивидуального и группового снаряжения.

Подготовка к выезду ПСГ имеет большое значение, поскольку работы на природе проводятся на удалении от базы в автономном режиме и нужно заранее предусмотреть всевозможные повороты предстоящей операции. Если выезды на ЧС в черте города и ближайших пригородах носят обычно экстренный характер и требуют быстрого выезда на заранее укомплектованных аварийно-спасательных автомобилях, то реагирование на природные ЧС на большом удалении не так чувствительно ко времени, отводимому на подготовку. Часто она проводится во время сбора информации, принятия решения, всевозможных переговоров и согласований и может составлять малую часть продолжительности переброски группы в район ЧС.


В первую очередь руководитель группы, если он и РПСР не одно лицо, должен четко уяснить задачу, стоящую перед группой. Подготовка должна опираться на принцип наихудшего варианта развития событий. В частности, нужно предусмотреть изменение погоды, поломки снаряжения и транспорта, изменение обстановки в районе поисков, версий исчезновения пропавшего (например, вместо поисков в лесу может понадобиться работа на акватории).

Руководитель группы должен распределить внутри группы обязанности (если это не было сделано заранее, что бывает в группах постоянного состава), назначить ответственных за то или иное групповоеснаряжение. Как правило, назначается участник, отвечающий за средства жизнеобеспечения, за те или иные комплекты оборудования и т.п. Сам руководитель небольшой группы обычно берет на себя картографический материал, средства связи и навигации. Большую пользу приносят заранее заготовленные списки снаряжения и оборудования для выполнения той или иной задачи.

В идеале АСФ должно обладать не списками, а готовыми модульными комплектами оборудования, упакованными в стандартную тару и готовыми к немедленной погрузке в транспортные средства или же полностью укомплектованными машинами и вертолетами, однако такой метод предполагает многократное дублирование комплектов позволить себе такое могут только АСФ с богатым финансированием. Если группа оснащается на выезд со склада, руководитель должен сосредоточиться на проверке имущества и убедиться, что взято все необходимое в полном объеме. Разумнее потратить на 10 минут больше и ничего не забыть, чем выдумывать посреди тундры замену какому-нибудь переходнику или отвертке.

Индивидуальное снаряжение спасателей должно быть индивидуальным на деле. Получение снаряжения со склада в последний момент чревато неприятными последствиями.

Одновременно с планом заброски ПСГ в зону ЧС должен быть готов план ее возвращения.

Переброска ПСГ и работа в зоне ЧС должна основываться на принципе максимальной автономности. В первую очередь это касается независимости от различных взаимодействующих ведомств – стороннего транспорта, услуг по проживанию и питанию, снабжения на месте расходными материалами, оборудованием и т.п. Отсутствие автономности приводит к задержкам и простоям и даже могут полностью сорвать выполнение поставленной задачи. Группа в идеале должна располагать запасом топлива, продовольствия, элементов питания, расходных материалов на все время выполнения поставленной задачи плюс 10-30% на непредвиденный случай.