Файл: Автоматизация продажи железнодорожных билетов в ОАО РЖД г. Москва.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 287

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих процессов.

К примеру, основным, относительно самостоятельным, элементам структуры АСУ перевозочным процессом на железных дорогах страны в настоящее время относятся:

Сеть диспетчерских центров управления перевозками;

Комплексы информационно-управляющих, интегрированных и информационно-справочных дорожно-сетевых АСУ;

Единая комплексная модель перевозочного процесса (ЕМПП);

Корпоративное хранилище информации (КХИ) о перевозочном процессе;

Различные АСУ управления технологическими процессами линейных подразделений;

Системы автоматического съема информации о перемещении подвижных единиц с устройств СЦБ станций и перегонов;

Системы автоматической идентификации подвижного состава (тягового подвижного состава, вагонов, контейнеров);

Прикладные комплексы задач, реализующие сквозные информационно-управляющие технологии на АРМ оперативно-диспетчерского персонала и других работников сетевого центра управления перевозками (ЦУП) и дорожных диспетчерских центров управления перевозками (ДЦУ), а также центр управления местной работой отделений (ЦУМР) и опорных центров (ОЦ). Центры управления перевозками ОАО «РЖД» и железных дорог являются важнейшим элементом автоматизированной системы управления перевозками грузов и пассажиров (АСУП) и призваны повысить качество оперативно-диспетчерского руководства перевозочным процессом на сети российских железных дорог.

Первое, что необходимо создать, это контекстную модель информационной системы, модель представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Контекстная диаграмма информационной системы Диаграмма состоит из следующих составляющих:

  1. Входные потоки: Данные о поезде (Номер поезда, сообщение, дата отправления и прибытия)

Данные о пассажире (ФИО, индивидуальный документ, льготы)

  1. Управляющие потоки: Законодательство РФ (ГОСТы, законы, указы, постановления и т.д.) Правила АО «ФПК» (корпоративные правила для работников ж/д касс) Антимонопольное законодательство

3. Ресурсные потоки: Кассир (Сотрудник кассы)


4. Выходные потоки: Отчет о продажах (Информация о продажах может быть выдана в виде отчета или таблицы). Эффективность сотрудника (Информация о эффективности сотрудника может быть выдана в виде отчета или таблицы)

Далее необходимо провести функциональную декомпозицию системы. Разбиение представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. - Диаграмма декомпозиции

После проведения декомпозиции контекстной диаграммы, на выходе мы получили шесть диаграмм декомпозиции. Разберём подробнее все блоки диаграмм декомпозиции.

1. Управление данными о поездах Входные данные получаем из входных потоков, а именно, «Данные о поездах». На основе поступивших данных заполняются соответствующие поля в программе. Эти данные заносит непосредственно кассир. Данный блок курируется законодательством РФ, правилами АО «ФПК» и антимонопольным законом.

2. Управление личными данными пассажира В справочнике, в соответствующие поля вводятся данные о пассажире: ФИО, документ, дата рождения. Ввод осуществляет кассир. Данный блок курируется законодательством РФ, правилами АО «ФПК» и антимонопольным законом.

3. Формирование проездного документа формируется проездной документ для того, чтобы пассажир мог продолжить путешествовать. Заполняется автоматически, после веденных данных.

4. Сверка данных о пассажирах после вывода проездного документа производится проверка данных пассажира, поезда и даты отправления. Данный блок курируется законодательством РФ, правилами АО «ФПК».

5. Выдача купленного проездного документа.

6. Отчет о продажах выводится полный отчет о проданных билетах за определенный период

Глава 2. Информационное обеспечение задачи

2.1 Информационная модель и её описание

Информационная модель процесса контроля качества данных представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Информационная модель.

  1. Проверка показаний за период и направление оборудования. Определение аномальных закупок.

Кассир обращается к форме контроля данных, задает направление оборудования, период и запрашивает информацию по заданным параметрам:


  • Значения процента неизвестных производителей,
  • Допустимое значения процента неизвестных производителей,
  • Коэффициент вариации,
  • Коэффициент корреляции,
  • Графики.

ИС на основании заданных менеджером проекта условий определяет и предоставляет запрашиваемые параметры по наименованию видов медицинского оборудования в рамках заданного направления и периода. Допустимое значение процента неизвестных производителей берется из справочника «Допустимый процент неизвестных производителей». Справочник «Допустимый процент неизвестных производителей» содержит наименование вида, допустимый процент неизвестных производителей по количеству и по цене. Менеджер проекта запрашивает закупки, в которых содержатся некорректные данные. ИС предоставляет список закупок.

  1. Отредактировать закупку.

Редактирование закупки включает в себя корректировку производителя медицинского оборудования, корректировку стоимости медицинского оборудования, подтверждение корректности оборудования. Менеджер проекта обращается к форме с информацией по закупке и редактирует закупку. ИС предоставляет данные из таблицы «Закупки» и также изменяет соответствующие данные, которые изменял менеджер проекта. На диаграмме в таблице «Закупки» объединено 2 таблицы: общая информация по закупке и оборудование закупки.

  1. Проверить неизвестных производителей.

ИС по расписанию рассчитывает процент неизвестных производителей по наименованию вида медицинского оборудования. Если значение превышает допустимое значение, то ИС ставит задачу менеджеру проекта, ответственному за направление, к которому относится наименование вида оборудования.

  1. Проверить аномальные стоимости.

ИС по расписанию рассчитывает коэффициент вариации и коэффициент корреляции по наименованию вида медицинского оборудования. Расчёт производится за период: последний выпущенный месяц минус 12 месяцев. Если наблюдаются аномалии, то ИС ставит задачу менеджеру проекта, ответственному за направление, к которому относится наименование вида оборудования.

2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования

Классификатор — это механизм (элемент модели), описывающий определенные черты структуры и поведения системы. К классификаторам относятся классы, типы данных, интерфейсы, подсистемы. Наиболее общими классификаторами являются классы. Все прочие классификаторы определяются относительно их сходства с классами, с учетом их ограничений по содержанию или использованию. При этом каждый вид классификатора представлен в метамодели своим собственным классом. Большая часть свойств класса есть и у классификаторов, однако каждый из них имеет свои ограничения.


В процессе проектирования задачи были использованы классификаторы, информация которых однозначно идентифицирует объекты классифицируемого множества и признаки классификации, объективно отражает существующие отношения между объектами и обеспечивает сопоставимость показателей по качественным и количественным признакам.

К кодируемым объектам железнодорожного транспорта относятся стан­ции, диспетчерские участки, отделения дороги, страны, грузы, грузоотправи­тели, грузополучатели, вагоны, контейнеры и т.д.

На сети железных дорог станции кодируются в системе единой сетевой разметки (ЕСР) цифровыми кодами, используемыми при оформлении перево­зочных документов в различных автоматизированных системах управления [3].

Для кодирования станций вся сеть железных дорог разбита на 99 районов. Сетевые районы сгруппированы так, что каждый из них расположен в преде­лах одной дороги. В каждый район входит крупная опорная станция (обычно сортировочная или большая участковая) и не более 99 станций, открытых для грузовых операций. Нумерация районов возрастает с запада на восток. Пер­вый район расположен на Кольском полуострове, в Карелии, с опорной станцией Петрозаводск, последний район 99-й - на острове Сахалин.

Шестизначный код станции составляется следующим образом: первые две цифры означают номер сетевого района, вторые две - номер станции внутри района, пятая с правой стороны несет информацию о том, открыта или закры­та она для выполнения грузовых операций. Если открыта, то пятый знак 0.

Шестой знак, дополнительный, считается защитным (кодовой защитой), позволяющим обнаружить ошибки при передаче информации. Много оши­бок выражается в искажении одной цифры, потере или приписке лишней цифры, перестановке цифр в коде и т.д. Защитный знак определяется мето­дом контрольных чисел.

В каждом сетевом районе имеются резервные номера для сохранения стабильности единой сетевой разметки.

Вторая цифра для всех вагонов, кроме прочих, начинающихся с 3, означа­ет осность: цифры от 0 до 8 означают четырехосные, 9 – восьмиосные ваго­ны, у шестиосных - 6, у транспортеров - 9. По отправлении поезда со станции оператор при дежурном по путям вво­дит в ЭВМ сообщение об отправлении поезда.

На каждый сформированный поезд станция составляет натурный лист формы ДУ-1, являющийся основным технологическим документом, исполь­зуемым для организации обработки вагоно-потоков на станциях.

Натурный лист является первоисточником для:


■ учета наличия вагонов на станциях;

■ определения вагонооборота;

■ учета перехода поездов, вагонов и контейнеров с дороги на дорогу, с отде­ления на отделение;

■ заполнения маршрута машиниста о массе состава и условной длине поезда;

■ передачи информации о подходе поездов и грузов;

■ розыска грузов.

Для обработки натурных листов на ЭВМ в форме ДУ-1 предусмотрены данные в виде цифрового или алфавитно-цифрового кода. Число знаков в каждой графе должно соответствовать заданному числу нулей. На станциях формирования натурный лист составляется не менее, чем в трех экземплярах.

Первый экземпляр вкладывается в пакет с перевозочными документами, второй вручается машинисту, третий остается в делах станции и используется для учета работы и передачи информации.

Натурный лист, составленный на станции формирования (первый эк­земпляр), должен следовать с поездом до станции назначения или расформи­рования. Натурный лист должен составляться четко, ясно, без исправлений, с за­полнением всех граф. Номера вагонов должны быть записаны в последова­тельности, совпадающей с фактическим расположением вагонов в поезде. Очень важным условием является правильность подсчета итоговых данных. Подписывает его ответственное лицо – дежурный по станции, дежурный по парку отправления или оператор СТЦ по обработке поездной информации. Подпись и фамилия должны быть разборчивыми и заверены штемпелем станции.

При составлении натурного листа с использованием вычислительной тех­ники следует руководствоваться действующей Инструкцией ЦЧУ/4895, в которой детально изложены порядок заполнения сведений о грузовом поез­де, вагонах, итоговых данных и порядок заполнения натурного листа пасса­жирского поезда.

Номер поезда в натурном листе заполняется в соответствии с тем номе­ром, который указан в журнале движения поездов формы ДУ-3. Если в поез­де имеются вагоны со взрывчатыми веществами, то к номеру поезда добавля­ются буквы ВМ (2001ВМ), для тяжеловесных поездов - буква Т, длинно-со­ставных - Д, соединенных – СП и т.д.

В графе «Станция формирования» указывается название станции и пер­вые 4 знака кода станции по единой сетевой разметке.
Седьмая цифра несет информацию о наличии переходной площадки. Ес­ли седьмая цифра 9, то переходная площадка имеется, в остальных случаях она отсутствует.

Восьмая цифра представляет собой кодовую «защиту» или контрольный знак, защищающий номер вагона от искажений при передаче информации. Для нахождения контрольного знака используется способ расчета с модулем к = 10. Весовой ряд при этом имеет вид 2 12 1....