Файл: Конституционные характеристики Российского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Демократическое государство

1.1 Понятие, типы и виды демократии

В современной науке определение сущности демократии остается проблемой в силу наличия разнообразных подходов к решению данного вопроса. В рамках современной политологии предложено несколько определений понятия демократии.

Во-первых, под демократией понимается прямое или осуществляемое через выборных представителей и потому косвенное публичное управление обществом через личное участие большинства его членов.

Во-вторых, демократией называют государство, страну или сообщество, управляемое демократическим правительством, избранным путем демократических выборов.

В-третьих, демократия в качестве политического режима может определяться как правление большинства.

В-четвертых, демократия представляет собой восприятие и реализацию в общественных отношениях принципа равенства прав и свобод граждан, позволяющих обеспечивать каждому гражданину равные возможности самореализации в политических отношениях как наиболее сложной и ответственной сфере общественных отношений.

В современной науке сформировалось множество подходов и представлений о демократии, каждый из которых по-своему раскрывает ее сущностное содержание и потому заслуживает внимания. Как подчеркивает М.Н. Марченко, у такого внутренне противоречивого понятия как демократический политический режим не может быть единственно верного определения, раскрывающего все его характерные черты и отражающего таким образом его целостное содержание[1].

Усложняется решение данной проблемы тем, что в науке отсутствует также универсальное определение носителя власти при демократии, в качестве которого выступает такое широкое понятие как «народ». Аналогичная ситуация складывается и с определением понятия «власти», которое также подвержено изменениям в связи с развитием общественных отношений. Еще одним практическим барьером в выработке научного определения демократии является актуальность злоупотребления данным понятием как, в первую очередь, пропагандистским и идеологическим феноменом, распространение которого мешает сосредоточиться на изучении демократии как объективного явления в развитии общества.

Анализ исторических форм демократии показывает распространенность злоупотреблений публичной властью со стороны господствующих слоев общества, обладающих прямым доступом к власти и мощными экономическими и административными ресурсами контроля за ее осуществлением. Однако, одним из ведущих социально-политических механизмов поступательного исторического развития демократии к современному состоянию, характеризующимся ростом благосостояния широких слоев населения, является заинтересованность этих господствующих слоев в допуске к механизмам политической власти все большего числа представителей других слоев населения с целью обеспечения стабильности своего положения в обществе, прямо зависящего от многочисленности социальной базы существующего правопорядка. Очевидно, что оптимальным способом обеспечения поддержки в обществе для политической элиты является предоставление широким слоям общества политических прав и свобод, обеспечивающих для их субъектов заинтересованность в развитии и процветании данного общества.


Следовательно, усиливающаяся в течение развития западного типа общества иллюзия всеобщей доступности власти в демократическом обществе и государстве, ее «народности», всеобщей справедливости и универсальности внедряемая в сознание и подсознание масс политической элитой демократических государств являлась мощным стимулом социальной активности широких народных масс, обеспечивающей технический и социальный прогресс таких обществ.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию[2].

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов.

Представительная демократия, содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д.

Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Так, в частности, на современном этапе выделяют[3]:

Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;

Имитационная демократия – вид демократии, при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;

Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;


Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

Таким образом, демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти. В качестве ведущей сущностной черты демократии при рассмотрении ее практического значения для реализации интересов всех членов общества предлагается выделить наличие претендующего на власть политически сплоченного и организованного «народа», состоящего из различных социальных сообществ и групп, все представители которых осознают общность политических интересов. Именно из этого осознания как духовно-идеологической основы политического сотрудничества формируется присущая демократии ценность равенства всех перед законом, ассоциируемая с социальной справедливостью. Отсюда можно дать следующее определение понятия демократии.

Демократия представляет собой политический режим как совокупность методов осуществления публичной власти, призванных обеспечить реализацию политических прав и свобод граждан через следование принципам организации и деятельности органов публичной власти, которые состоят в их выборности, подотчетности, гласности, сменяемости, коллективности руководства.

1.2 Принципы демократического государства

По общепринятому мнению, принципы есть не что иное, как основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.п. Что касается принципов демократии, то они представляют собой основу всего демократического строя, определяют сущность политического режима. А именно данные принципы являют собой абстрактные постулаты, применяемые в любом человеческом сообществе, и конкретно к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества. Демократические принципы – есть составные части демократии как общечеловеческой ценности.

В общепринятой классификации приводится 6 принципов демократии, однако необходимо учитывать также разнообразность общественных явлений, темпы мирового политического и социального развития, которые, вне всякого сомнения, способствуют появлению и формируют предпосылки для формирования новых принципов и различных модификаций изначальных. Итак, вот они:


Принцип верховенства большинства при уважении к правам меньшинства.

Суть данного принципа заключается в том, что все важные решения принимаются исходя из мнения большинства, которое имеет избирательные права. Этот механизм работает не только при выборах государственного масштаба (например, выборы Президента, выборы в высшие органы государственного управления), но и в случаях, когда необходимо решить вопросы регионального и местного значения (выборы в местные органы управления).

По факту круг лиц, представляющих большинство проголосовавших, есть основная масса взрослого населения. Но существуют исключения, например, в РФ помимо недееспособных граждан, не могут реализовать свое избирательное право лица, находящиеся в местах лишения свободы согласно приговору суда (ст.32 Конституции РФ)[4].

Принцип представительного характера власти Представительство в демократическом режиме обусловлено неосуществимостью равного участия всех граждан в управлении государственными делами. Неэффективно создавать общенародные органы государственной власти. Данный принцип сочетается с другим принципом – принципом делегирования, и нередко они воспринимаются комплексно, неотрывно друг от друга. Исключается прямое участие большинства граждан в принятии государственных решений. Предполагается передача полномочий выбранному лицу и, следовательно, осуществление власти через представителей. В качестве яркой иллюстрации можно привести Совет Федерации, в который входит, в том числе по два представителя от каждого субъекта российской федерации (один из представительного органа, другой из исполнительного), которые должны работать от имени всех тех, кто избрал их на этот пост.

Невозможно отрицать, что принципы представительства и делегирования способствуют возникновению других способов участия населения в политической жизни для удовлетворения различных общественных интересов, например, создание объединений, составляющих структуру современного гражданского общества, цель которого прорабатывание предпочтений и требований граждан. Из всего вышеописанного следует, что делегирование полномочий должно осуществляться лицу или лицам, которых выбрало большинство. Тогда очевидным становится следующий принцип демократии

Принцип выборности власти. Выражается в законодательном закреплении всеобщего избирательного права, подразумевающего свободные тайные и регулярные выборы, образование партий и объединений. Демократические страны в своем законодательстве устанавливают всеобщее избирательное право, за исключением случаев предусмотренных законом. Электоральный процесс обеспечивается строго установленной своевременностью и периодичностью проведения выборов. На основании общепринятых положений о демократических выборах, они должны быть равными, всеобщими, прямыми и проходить посредством тайного голосования. Этот принцип устанавливает, что представители власти неизменно избираются и нередко высшие лица назначают и освобождать от должности своих заместителей лично[5].


Таким образом, гарантируется отсутствие монополизации власти какой-либо политической силой. Как было уже ранее сказано – все принципы демократии действуют «в связке» и логично исходят друг из друга. Такова цепочка: источник власти в демократическом государстве – народ, передающий при необходимости часть своих политических прав определенным лицам или группам лиц, реализующим эти права от его имени. Подобная передача возможна только лицу или лицам, которые были выбраны большинством. В этом и проявляется наглядность сообщающегося действия демократических принципов. Далее необходимо сказать еще о двух принципах, без которых невозможно полноценное существование.

Властные функции передаются в строго определенном порядке, закрепленном Конституцией государства. Следовательно, получаем - принцип конституционализма. Исходя из него, конституция обладает высшей юридической силой в сравнении с остальными правовыми нормами. Все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены, как правило, именно в ней. Что касается непосредственной регламентации, то в Конституции любого демократического государства прописан порядок избирательного процесса, полномочия конкретных лиц, определения большинства. Далее закономерно завершает перечень принципов – политико-правовое равенство граждан, которое заключается в равноправии граждан, когда речь идет о голосовании и оказании влияния на процесс принятия решений, выдвижении своей кандидатуры на различные должности, доступе к ресурсам власти. Этот принцип устанавливает, что все вышеупомянутые права не будут ущемлены, в том числе ограничениями, связанными с какими-либо отличиями, привилегиями. В сущности, все это значит введение общегражданских стандартов политической реализации прав человека. Наглядно этот принцип можно наблюдать в законодательствах различных стран: Ст.7.1 Конституции Австрии: «Все граждане равны перед законом. Преимущества рождения, пола, сословия, класса и вероисповедания не допускаются».

Ст. 18 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Таким образом, сформированные в обществе условия позволяют осуществить переход от авторитарного режима к полиархии, который в современной политологии получил название «демократический транзит», проще говоря, переход к демократическому режиму. Надо отметить, что принципы демократии в целом корреспондируют принципам демократического режима, что вполне закономерно и объяснимо, ведь демократический политический режим является по факту производным звеном объемного понятия демократии