Файл: Буквы Э, э. Звук Э. Как люди научились летать.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Буквы Э, э. Звук «Э». Как люди научились летать»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с новой буквой (звуком) через изучение истории возникновения воздушного транспорта.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с новыми звуками; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах; читать слова с новыми буквами;

Развивающие:

- развивать речь, словесно - логическое и наглядно - образное мышление, умение различать мягкие и твёрдые согласные;

  • развивать умение работать в паре, самостоятельно, делать выводы;
    Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с новым звуком, буквой Э, э; формировать умение бегло, осознанно и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты; формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач.

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД):уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь высказывать своё мнение, уметь исправлять результаты своих действий..

(Коммуникативные УУД): уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учиться работать в паре, группе; уметь принимать решение, брать ответственность за свои решения.

(Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Организационная структура урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

И за парты тихо сели.
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
2. Сообщение темы и цели.

- С давних-давних времен человек мечтал взлететь в небо. Люди с тоской смотрели на летающих птиц и действительно стали придумывать, изобретать для себя крылья.

- Рассмотрите рисунки на с.56. Что изображено на иллюстрациях?(различные летательные аппараты).

- Попробуйте с соседом разобраться, какие летательные аппараты там изображены, какие у них названия. Какие приспособления на ваш взгляд самые старые?

- Но изобретательные люди не сдавались и придумали воздушный шар. Позже изобрели первый аэроплан. А спустя некоторое время появились известные нам самолеты, аэробусы, вертолеты. И не так давно человек полетел в Космос. И первым отважным человеком, совершившим полёт в космос, стал наш соотечественник, космонавт нашей страны. Кто знает его ФИО?(Юрий Алексеевич Гагарин).

- Весь мир был в изумлении, узнав, что нашей стане удалось покорить космос. Вся страна, все граждане тогда и до сих пор испытывают чувство гордости за первого космонавта на земле, за то, что космонавт именно нашей страны первым покорил космос, еще говорят: «Открыл путь в космос».

- Что же он увидел из люка своей ракеты? Прочитаем в стихотворении с.57(читают шёпотом).

- Какой знак стоит в конце? Почему? Как надо читать?(восклицательный, с выражением).

- Кто прочтет вслух для всех?

- Конечно, быть космонавтом сложная и даже героическая работа. В космонавты годятся только полностью здоровые, выносливые и смелые люди. Кто знает, может кто-то из вас тоже когда-то будет космонавтом или пилотом самолета.

- Итак, мы с вами уже называли такие летательные аппараты, как АЭРОПЛАН и АЭРОБУС. Какой новый звук вы слышите в этих словах?([э]).

- Мы его уже подробно изучали? А букву, которая его обозначает, изучали?(нет, не изучали).

- Скажите цель нашего урока

(познакомиться с буквами Э э, звуком [э]).

3. Краткое повторение изученного.

Нам нужно проверить наши знания.

- Чем отличаются звуки от букв?(буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим).

- Давайте вспомним, какие бывают буквы?

- Давайте посмотрим на нашу ленту букв.

-Какие звуки мы с вами уже знаем? Назовите все гласные буквы; согласные.

- Получается: гласные верхнего ряда (А, О, У, Ы) – обозначают твердость согласных звуков, после которых они следуют. Гласные нижнего ряда (И) – обозначают мягкость согласных звуков, после которых они следуют.

Согласные звуки верхнего ряда – звонкие. Согласные звуки нижнего ряда – глухие. Всегда твердый – ж ш ц. Всегда мягкий – й ч.

Физминутка

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

4. Выделение изучаемого звука.

- Обратимся к учебнику на стр.57

- Кто изображён на иллюстрации? (женщина)

- Что делает? (кричит)

- Как думаете для чего? (заблудилась, зовет кого-то)

- Что же она слышит в ответ? (эхо)

- Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в слове? Почему?(хлопают 2 раза; потому что 2 гласные буквы)

- Назовите каждый слог по порядку (1 слог –э, 2 слог – хо).

- Назовите ударный слог (ударный слог – э).

- Назовите первый звук. Какой он?(первый звук [э]; гласный)

- Кто прочитает 2 слово? (экран)

Поработайте в парах, составьте схему к этому слову.

- Теперь потренируемся с вами в слышании звука. Когда услышите звук [э] – топните 2 раза.

Эскимосам эскимос

Эскимо в кармане нёс...

Эскимосы теперь знают:

Эскимо в кармане тает.

Давайте охарактеризуем этот звук. Какой он?

5. Знакомство с новой буквой.

Работа с демонстрационной карточкой (на доске, в учебнике).

- Посмотрите на демонстрационную карточку. На что похожа буква Ээ?

Это –Э

С открытым ртом

И большущим языком.


Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

- Алфавитное название буквы Ээ [э].

- Почему 2 буквы? (заглавная и строчная)

Нахождение буквы в кассе букв и на «ленте памяти»:

- Где живет буква? Что она приказывает?

6. Чтение слогов.

- А теперь давайте прочитаем с вами слоги с новой буквой (эх, эм, бэ, эн, вэ, эл, мэ, нэ)

1- Прочитайте сначала их самостоятельно (жужжащее чтение).

2-Теперь давайте прочитаем все вместе (чтение вслух).

3-Сейчас читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

- Что заметили? Буква Э смягчает согласные звуки? (нет).

Вывод. Буква Ээ обозначает твердость предшествующего согласного звука.

- Прочитаем это правило на странице азбуки и запомним (читают правило в азбуке).

7. Чтение слов в столбиках с пометами.

- Сейчас посмотрите внимательно на слова на с.57 (аэроплан, аэробус)

-Прочитайте слова про себя. Теперь прочитаем вслух.

- Кто знает, что такое аэроплан и аэробус? (аэроплан – то же, что и самолет; аэробус - пассажирский самолёт большой вместимости)

- В каком слове ударение падает на 3 слог? (аэробус)

- В каком слове количество гласных и согласных звуков одинаково?(аэроплан)

ФИЗМИНУТКА
Самолёты загудели,

Самолёты полетели,

Полетели, полетели,

На полянку тихо сели.

8. Чтение страниц азбуки.

- Посмотрите на стихотворение на стр. 56

1) Чтение шепотом с выделением звуков в слияния и вне;

2)Кто хочет прочитать нам это стихотворение вслух?

3)Что такое «метеорит»? (тело космического происхождения, упавшее на Землю)

- Как вы понимаете слово «вселенная»? (весь мир)

-Что вам нужно делать, пока летит ваш метеорит  ?

4) Итоговое выразительное чтение.

9. Работа в группах.

Найдите и подчеркните все слова , в которых есть буква Э.

Проверьте.

10. Итог урока, рефлексия.

- Итак, давайте же вспомним, с какой буквой мы сегодня познакомились?(сегодня мы познакомились с буквой Э э)

- Какой звук эта буква обозначает? (она обозначает гласный звук [э])

- Что нового узнали из истории полёта человека в небо?

- У каждого из вас на парте лежит 2 листа бумаги – красный и зеленый. Если вам понравился наш урок сделайте из зеленого листа самолетик, если не понравился, то из красного.