Файл: Реферат Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инженерно-экономический факультет

Кафедра «Экономическая теория»


РЕФЕРАТ

«Особенности поведения олигополистических фирм в России»


Студент:

гр. ПГСбд-11 Доброневский.А.Е.
Научный руководитель:

к.э.н., доцент Смоленская.С.В.


г.Ульяновск, 2022 г.
Содержание



Введение 3

Глава 1. 6

Анализ олигополии как рыночной структуры. Причины возникновения и модели олигополии. 6

Понятие и виды олигополии 6

1.1.Признаки олигополии 9

1.2.Причины возникновения олигополии 11

1.4 Модели олигополии 13

Глава 2. 14

Анализ олигополистической структуры российского рынка на примере сотовой связи и нефтяной промышленности. 14

Выявление особенностей российской олигополии 14

2.1. Анализ поведения фирм на олигополистическом рынке. 14

2.2. Анализ структуры олигополистического рынка в России на примере сотовой связи 19

2.3. Анализ олигополий в российской нефтяной промышленности. 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

1.Гусарова В.Ю. Основные направления развития инновационной теории // Аналитический вестник. - 2010. - №5. - С. 33-37 26

2.Нестеренко.А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. - 2011. - №1. - С. 57-73. 26

3.Пронин Н.Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник. - 2011. - №2. - С. 19-29. 26



Введение


Проблема модернизации Российской экономики и переход к усовершенствованной модели роста как стратегическая задача национального масштаба не может быть решена без создания полноценного института конкуренции. Он должен ориентировать каждый хозяйствующий субъект на эффективное экономическое поведение, принятие рациональных решений, применение современных технологий. Также институт конкуренции имеет такую функцию, как побуждение всех предприятий, компаний в каждой из промышленных отраслей компанию экономии природных богатств, более эффективному использованию ресурсов и оборудования, к применению продуктов научно-технического прогресса и внедрению инноваций в производство. Конкуренция позволяет снизить цены на товары и услуги, сделать их более доступными для каждого слоя населения, в том числе для малоимущих. Чтобы побеждать в конкурентной борьбе, производители вынуждены повышать качество своей продукции, стремиться к наиболее полному удовлетворению потребностей как отдельных индивидов, так и всего общества в целом.


Становление формирования принципов конкурентоспособного экономического развития весьма актуально для современной России. Но вместе с этим обладает и немалой сложностью. Это обусловлено тем, что в условиях Советского Союза наша экономика довольно долго функционировала как командно-административная структура. В то время как в США давно уже сформировалась рыночная структура, произошло множество кризисов и реформ, благодаря чему к сегодняшнему дню институт конкуренции там развит довольно сильно. У нас же формирование института конкуренции проходит более болезненно. Некоторые отрасли до сих пор полностью находятся в монопольном ведении государства. В качестве главной проблемы модели рыночной экономике в нашей стране можно назвать то, что главный фактор экономического роста – конкуренция производителей товаров и услуг - отягощается противодействующими тенденциями:

1. доминирование одних компаний над другими,

2. попытки консервирования монополизма даже в передовых, высокотехнологичных отраслях, которые по своей природе должны развиваться в условиях цивилизованной конкурентной борьбы.

Решение этой проблемы лежит в плоскости исследования мотивов и особенностей экономического поведения предприятий и факторов их рыночной конкурентоспособности. Поэтому выявление тенденций и закономерностей рыночного поведения хозяйствующих субъектов является одной из наиболее актуальных задач современных как теоретических, так и практических исследований. Решение данной проблемы позволить заложить основы разработки мер по эффективному противодействию монополизму на всех уровнях экономики: микроуровень и макроуровень.

Вместе с этим компании, которые доминируют в отрасли и обладают большей рыночной властью по сравнению с мелкими и разрозненными участниками, способны:

• устанавливать и поддерживать монопольно высокие либо монопольно низкие цены,

• проводить раздел рынков между собой,

• ставить барьеры, ограничивающие доступ на рынок новых субъектов экономической деятельности для того, чтобы ограничить или

вовсе подавить конкуренцию.

Подводя итоги всех выше изложенных обстоятельств, представляется весьма актуальным вопрос системного изучения на теоретическом уровне рынка олигополии, выявления особенностей современной конкурентной борьбы предприятий – олигополистов и моделирования экономического поведения участников рынка.

Предметом исследования в данной работе являются экономические отношения конкуренции и партнерство современных фирм на рынке олигополии.



Объект исследования – современные Российские фирмы, существующие и функционирующие на рынке олигополии.

Цель работы – комплексный анализ теоретических положений по определению сущности, структуры и особенностей экономического поведения участников рынка олигополии и выявление особенностей российского олигополистического рынка.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

• провести анализ олигополии как рыночной структуры;

• раскрыть роль и место олигополии на современном рынке;

• проанализировать поведение фирм в различных моделях олигополии;

• рассмотреть стратегию поведения фирмы в условиях олигополии;

• привести экономическое описание поведения современных российских фирм на рынке олигополии.

 


Глава 1.

Анализ олигополии как рыночной структуры. Причины возникновения и модели олигополии.

Понятие и виды олигополии


Олигополия – такой вид рыночной структуры, при котором на рынке имеется несколько крупных производителей, которые имеет большую власть над рынком и делят ее между собой посредством различных договоренностей. Существует несколько видов олигополий, которые классифицируются по следующим признакам:

  • количество участников на рынке;

  • распределение долей рынка между участниками;

  • барьеры при входе на рынок;

  • дифференциация товаров.

По количеству участников рынка олигополии делятся на олигополии с большим количеством участников (6-10), олигополии с небольшим количеством участников (3-5), дуополии.

Олигополии с большим количеством участников больше напоминают структуру монополистической конкуренции при условии отсутствия дифференциации товаров. Каждая отдельно взятая фирма-производитель не имеет большого контроля над рынком, так как в условиях олигополии индивидуальный спрос для производителя не является абсолютно эластичным, но одновременно более эластичен, чем общий спрос на рынке. Поэтому в условиях олигополии производители способны воздействовать на цены в очень ограниченном масштабе. Особенной сложностью является повышение цен на рынке. Между фирмами также существует некая конкуренция, которая еще больше приближает рынок к совершенно конкурентному.


Олигополия с небольшим количеством участников на рынке это классический тип олигополии. Между фирмами существует конкуренция, которая заставляет искать обходные пути. В качестве обходных путей может выступать дифференциация товаров, квотирование производства или ценовой сговор производителей.

Самым интересным видом олигополии является дуополия.

ДУОПОЛИЯ – (англ. duopoly) Рынок, на котором присутствуют только два продавца, каждый из которых должен учитывать возможные ответные действия другого. В дуополии по Курно каждый продавец исходит из предположения, что конкурент будет сохранять прежний объем производства; в дуополии по Бертрану каждый продавец уверен, что конкурент не будет менять цену. Дуополист может также исходить из более сложных предположений, например, полагать, что конкурент будет реагировать на его действия в соответствии с той или иной предполагаемой функцией реагирования. То есть два производителя ведут своеобразную игру на рынке, находясь в сговоре и одновременно с этим пытаясь перехитрить друг друга и одержать победу в конкурентной борьбе.

По распределению долей рынка между участников выделяют однородные (примерно одинаковое распределение власти над рынком между производителями) и неоднородные олигополии, в которых имеется компания-лидер, которая контролирует 60-80% рынка, и ей значительно проще изменять цены и объем выпуска продукции (ее поведение аналогично поведению фирмы-монополиста). Остальные же фирмы вынуждены делить оставшийся рынок, подстраиваясь под компанию-лидера. Неоднородные олигополии также называют олигополиями доминирования.

С учетом барьеров при входе на рынок выделяют закрытые и открытые олигополии. В первом случае вход на рынок новых конкурентов на рынок практически невозможен, фирмы конкурируют только между собой. В открытую олигополию новым фирмам достаточно легко попасть, особенно при высоких установленных ценах (в такой ситуации новая фирма войдет на рынок с более низкими ценами, чем повысит спрос на свою продукцию и составит конкуренцию уже существующим на рынке фирмам).

По дифференциации товаров олигополии бывают дифференцированные (фирмы выпускают различные товары) и недифференцированные (производство однотипных товаров).


    1. Признаки олигополии

Признаки олигополии определяются ее характерными чертами. Первая характерная черта олигополии – немногочисленности фирм в отрасли. Это определяется этимологией самого понятия "олигополия" (греч. "oligos" — несколько, "poleo" — продаю, торгую). Обычно количество фирм в отрасли не превышает десяти. В качестве примера олигополии можно привести американскую сталелитейную промышленность, где в производстве первичного свинца, меди, стекла, изделий из гипса участвует всего несколько фирм.


Наиболее высока концентрация в автомобильной промышленности США: на три компании ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер") приходилось в 80-е гг. свыше 95% национального производства автомобилей. [2. 249]. Олигополией также являются и другие отрасли обрабатывающей промышленности в США. Например, производство домашних холодильников, пылесосов, стиральных машин, электрических лампочек, телефонных аппаратов. Для них также характерна высокая степень концентрации производства всего на нескольких фирмах.

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры при входе на рынок. Как было сказано выше, олигополии бывают открытые, на которые при большом желании все-таки можно попасть и закрытые, попасть на которые невозможно, потому что барьеры не позволяют этого сделать. Барьеры в первую очередь основываются на экономии от масштаба производства, которая выступает причиной широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Эффект масштаба – такая ситуация на рынке, при которой издержки в отрасли меньше, если производство содержится в руках одной или нескольких крупных фирм.

Следующим барьером может выступать патент на производство того или иного товара, как, например, в США в наукоемких отраслях патент имеют такие фирмы как «Кодак», «Ксерокс» и т.д. В таком случае на все время существования патента фирма надежно защищена от конкурентов.

Патентное право в России регулируется Главой 72 Гражданского кодекса РФ и иными нормативно-правовыми актами Российский Федерации (напр. федеральным законом N 316-ФЗ «О патентных поверенных» от 30.12.2008; приказом Минобрнауки РФ N 322 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению …[2]» от 29.10.2008, и других).

Следующим барьером может быть контроль над редкими источниками сырья, например, в 60—70-е гг. мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель "Семь сестер"), российский сырьевой рынок также заключен в руках нескольких фирм. Еще одним барьером выступают запредельно высокие расходы на рекламу (производство сигарет, прохладительных напитков, шоу-бизнес). Есть множество других барьеров как естественно сложившихся, так и искусственно созданных. К искусственно созданным барьерам можно отнести барьеры, созданные государством через Федеральную антимонопольную службу (ФАС).