Файл: Реферат Особенности поведения олигополистических фирм в России.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ олигополии как рыночной структуры. Причины возникновения и модели олигополии.
Выявление особенностей российской олигополии
2.1. Анализ поведения фирм на олигополистическом рынке.
2.2. Анализ структуры олигополистического рынка в России на примере сотовой связи
2.3. Анализ олигополий в российской нефтяной промышленности.
2.2. Анализ структуры олигополистического рынка в России на примере сотовой связи
Рынок мобильной сотовой связи начал стремительно развиваться в России примерно в 2000-е годы. Численность абонентов мобильной связи по данным Росстата на начало 2006 года составляла около 462 тыс. человек, а на конец года – уже около 700 тыс человек. В сентябре 2007 года количество абонентов сотовых сетей увеличилось почти до 2 млн., в 2008 году она составила уже 3,3 млн. К 2009 году мобильную связь стали использовать уже приблизительно 10 млн. человек.
Учитывая мировой опыт, можно предположить следующее: в процессе экономического развития России будет увеличиваться как рост доходов населения, так и количество абонентов сетей мобильной сотовой связи. Это приведет к уменьшению удельного веса постоянных затрат в стоимости услуг мобильной связи и приведёт к уменьшению тарифов и расширению круга потребителей данной услуги. Тем более, что население России по данным Всероссийской переписи населения в 2010 году составило 143 млн. человек, и из них лишь 10 млн. пользуются услугами мобильной связи. Получается, российский рынок сотовой связи не заполнен даже на половину, в то время как в странах Европы он насыщен на 80-100%. Обычно структура рынка мобильной связи, находящегося в стадии почти полного насыщения, состоит из одного-двух доминирующих и двух-четырех небольших операторов. Общий удельный вес групп "третьих" операторов в среднем составляют 20-30%.
Мобильная сотовая связь всегда была в центре внимания иностранных инвесторов. Ни один из операторов сотовой связи, работающих в России, не может быть назвать российским на все 100%. Каждый имеет одного или нескольких иностранных партнеров, которые инвестируют как финансовые ресурсы, так и различное оборудование, «ноу-хау» (современные технологии, инновации) и опыт. В России на рынке мобильной связи действует небольшое количество крупных фирм, производящих аналогичную продукцию.
Отсюда можно выделить первую особенность российских олигополий – иностранное инвестирование российских монополий.
Первым всероссийским оператором мобильной связи стандарта GSM 900/1800 стал МегаФон. Он был образован в мае 2002 года. МегаФон стал первым и единственным оператором, развернувшим свою сеть во всех субъектах Российской Федерации. В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией. В 2009 году МегаФон был признан независимым жюри «Абсолютным брендом - 2009» и стал официальным мобильным оператором Зимних Олимпийских Игр 2014 года.
Следующим участником олигопольного рынка мобильной связи в России является группа компаний «ВымпелКом» (Билайн). Этот оператор предлагает услуги как мобильной, так и фиксированной телефонной связи, международной и междугородной телефонии, передачи данных, доступа в сеть Интернет на базе проводных и беспроводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, сети третьего поколения (3G) и WiFi.
Группа компаний «ВымпелКом» предоставляет свои услуги под торговой маркой «Билайн». Начиная с 2005 года «Билайн» является неизменным лидером в рейтинге самых дорогих российских операторов по версии международной организации Interbrand Group/BusinessWeek.
Компания МТС была образована, как закрытое акционерное общество, в октябре 1993 года следующими компаниями: ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), Deutsсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами. Четырем российским компаниям принадлежало 53 % акций, двум немецким компаниям — 47 %. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а компания DeTeMobil выкупила акции компании Siemens.
Компания «TELE2 Россия» появилась на Российском рынке относительно недавно. Она стремительно завоевала популярность, ворвавшись на рынок с безумно низкими ценами и составив конкуренцию старожилам рынка – «большой тройке» операторов. Компания «ТЕЛЕ2» представляет европейский телекоммуникационный холдинг, который в настоящее время работает в 10 странах и обслуживает более 26 миллионов абонентов. В настоящее время компания «ТЕЛЕ2» является самым активным и быстроразвивающимся сотовым оператором на российском рынке.
Для оценки характера рынка сотовой связи России будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) ввиду небольшого количества крупных операторов, которые оказывают услуги мобильной связи. Более 80% рынка контролируют три компании. Их часто называют «большой тройкой». Это ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (34,5%), ОАО «Билайн»(25,1%) и ОАО «Мегафон»(23%).
Все необходимые данные представлены в Таблице 1.
Таблица 1
«Оценка характеристик рынка»
Индекс (i) | Оператор связи | Абонентов, чел | Доля рынка, % |
1 | ОАО «МТС» | 61 882 046 | 34,5 |
2 | ОАО «БиЛайн» | 45 092 756 | 25,1 |
3 | ОАО «МегаФон» | 41 357 524 | 23 |
| Другие | 28 818 887 | 17,4 |
В таблице 1 представлено количество абонентов и доли рынка операторов сотовой связи РФ за III квартал 2010 года.
Аналогичная ситуация складывалась на рынках и в предыдущие периоды.
Вычислим HHI для рынков сотовой связи РФ в целом по формуле:
HHI= , где Si – доля i-го оператора в общем объёме услуг рынка сотовой связи, n – количество операторов. Для РФ HHI = 2 625, что говорит об очень высокой степени концентрации рынков.
Таким образом, рынок имеет олигополистический характер.
2.3. Анализ олигополий в российской нефтяной промышленности.
К крупным олигополистам в России можно отнести такие нефтяные компании, как «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром». В 2004 году они вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира, опубликованный в последнем номере американского журнала Business Week. Всего в этот список попали 9 российских компаний, первая из них - «Газпром». Как сообщали центральные СМИ, стоимость акций «Газпрома» оценивалась суммой 70,7 млрд. долларов, что позволило отечественному олигополисту занять 47-ю строчку в рейтинге. В этот рейтинг пошли также и некоторые другие российские компании: «Сургутнефтегаз» занял 183 место, «ЛУКОЙЛ» - 206 место, ЮКОС оказался на 234 месте, «Сибнефть» - на 437 позиции. Далее следуют: «Норильский никель» - 452, «Мобильные телесистемы» - 464, РАО «ЕЭС России» - 490 и «Сбербанк» - 717 место. При составлении рейтинга в первую очередь учитывался объем рыночной капитализации компаний по состоянию на 31 мая 2004 года.
В первую «десятку» попали 8 компаний из США, а также British Petroleum и Royal Dutch/Shell. Лидер рейтинга не изменился, им по-прежнему остается корпорация General Electric, которая стоит сегодня более 383 млрд. долларов. За год она поднялась в цене почти на 100 млрд. Всего же в списке представлены 423 американские корпорации. Таким образом, практически каждая вторая компания из первой тысячи работает на США.
К 2005 году ЮКОС перестал быть лидером в отрасли добычи нефти. Он уступил своему главному конкуренту - ЛУКОЙЛу, добыв всего лишь на 700 тыс. тонн нефти меньше. Предварительные итоги производственной деятельности ЮКОСа за 2004 год оказались для компании неутешительными. Она утратила лидерские позиции в отрасли. Такого в планах ЮКОСа не было. Предполагаемая добыча нефти должна была составить около 83 млн. тонн нефти. Однако, компания вынуждена была снизить темпы добычи, потому что в середине года «Транснефтью» было введено ограничение на экспорт нефти, что было связано с неблагоприятными погодными условиями в районах портов отгрузки сырья. Общий объем ограничений составил примерно 720 тыс. тонн нефти.
В настоящее время на нефтепромышленном рынке власть между собой делят несколько компаний. За последние несколько лет практически все ценные месторождения перешли таким российским государственным компаниям, как «Газпром» и "Роснефть". Они уже получили активы компании "Сибнефть", принадлежащей Роману Абрамовичу. Также к этим компаниям перешли активы ЮКОСа, принадлежащего ранее Михаилу Ходорковскому. Совсем недавно стало известно о поглощении ТНК-BP. Наблюдается тенденция возвращения практически всех нефтяных и газовых активов государству. То есть из частной собственности олигархов нефтяные олигополии переходят в государственную собственность, но по-прежнему остаются олигополиями. Как уже было сказано выше, в 2000-х гг. Газпром приобрел у Романа Абрамовича "Сибнефть" за 13,1 млрд долл., в настоящее время гордо называемую "Газпром Нефть". Небольшая же государственная "Роснефть" примерно в то же время разжилась активами ЮКОСа, владелец которого, Михаил Ходорковский, до сих пор отбывает тюремное наказание за финансовые преступления.
Эти приобретения подняли госкомпании на новые высоты. Газпром, и до этого не отличающийся скромными масштабами, обзавелся крупной нефтяной "дочкой" и занял позиции лидера по финансовым показателям, а "Роснефть" надежно укрепилась на верхнем месте рейтинга российских нефтяников.
Особо активно проходил процесс укрупнения нефтяных предприятий в этом году. Наиболее активные присоединения осуществляла "Роснефть". В 2012г. она поглотила третью по величине газовую компанию в России — НГК "Итера". Однако этим присоединением ее аппетиты не ограничились. Компании захотелось поистине мирового господства. Совсем недавно «Роснефть» объявила о приобретении также третьего по величине российского представителя нефтяного рынка — ТНК-BP.
После таких присоединений "Роснефть" может по праву называться гигантской нефтяной компанией. Как сообщает президент компании Игорь Сечин (бывший вице-премьер), компания сможет добывать 200 млн т нефти в год, что составляет почти 40% от всего, что вообще добывается в стране. Также следует отметить, что после укрупнения "Роснефть" может стать компанией номер один в мире по доказанным запасам углеводородов среди публичных компаний", - отметил бывший вице-премьер.
Не отставал от «Роснефти» и «Газпром». В конце 2011г. он приобрел компанию «РУСИА Петролеум», которая ранее принадлежала ТНК-BP.
Но не смотря на это, после всех вышеперечисленных приобретений у "Роснефти" есть все шансы догнать и даже перегнать «Газпром» по финансовым показателям, ведь уже по итогам 2011г. выручки "Роснефти-ТНК-BP" и «Газпрома» почти равны.
Конечно, слишком сильно разростись "Роснефти" могут не дать. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) уже отметили, что теперь компания сможет приобретать максимум туалет или бензоколонку, и о крупных покупках речи идти не может. Но это лишь в России. За границей отечественная "Роснефть" может увеличиваться далее.
Заключение
Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
Многие теоретики считают, что олигополистическая структура рынка является наиболее эффективной, так как фирмы находятся в более близком контакте друг с другом, в ярко выраженной конкуренции, что заставляет их усовершенствовать свой продукт, чтобы иметь преимущество в конкурентной борьбе. Но как же быть с тайными сговорами и монополизацией отрасли?
В данной работе были проанализированы различные варианты поведения фирм в условиях олигополии, рассмотрены и проанализированы две олигополизированные отрасли российской экономики: сотовая связь и нефтяная промышленность.
Становление формирования принципов конкурентоспособного экономического развития весьма актуально для современной России. Но вместе с этим обладает и немалой сложностью. Это обусловлено тем, что в условиях Советского Союза наша экономика довольно долго функционировала как командно-административная структура.
В процессе анализа вышеперечисленных отраслей были выявлены следующие особенности российских олигополий:
Появление олигополий в России обусловлено командно-административной экономикой СССР, когда у государства была монополия на все производство;
Небольшое количество фирм в олигополизированной отрасли. То есть две – три фирмы обычно контролируют 70-80% рынка, между остальными «третьими» фирмами ведется раздел остальных 20-30% рынка;
Иностранные инвестиции в российские олигополии, возможность российских компаний расширяться за рубежом.
Таким образом, развитие монополий в России имеет двойственное значение и подвержено глобальному изучению и рассмотрению.
Список использованной литературы
-
Гусарова В.Ю. Основные направления развития инновационной теории // Аналитический вестник. - 2010. - №5. - С. 33-37
-
Нестеренко.А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. - 2011. - №1. - С. 57-73.
-
Пронин Н.Н. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник. - 2011. - №2. - С. 19-29.
-
Тайлашева, М. А. Внедрение инновационных технологий в информационную систему менеджмента государственных учреждений здравоохранения / М. А. Тайлашева, М. Н. Семиколенова, С. Ю. Федорова ; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. – 149, [1] с. -
Трачук, А. Инновационная стратегия компании / А. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 9. – С. 75-83. -
Управление конкурентоспособностью в инвестиционно-строительном бизнесе / [А. В. Цветков и др.]; под ред. А. В. Цветкова и В. Д. Шапиро. – М. : Омега-Л, 2013. – 486 с. -
Лисица Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. - 2014. - №5.- С. 12-18. -
Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №6. - С. 46. -
Саранцев А.Г. Антимонопольное законодательство России // ЭКО. – 2013. - №12. -
Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. Монополизм и антимонопольная политика // ЭКО. – 2013. - №10. -
Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики // Вопросы экономики.- 2013. - № 6. С. 31-34.