Файл: Самостоятельная работа обучающегося Выполнил обучающийся Группы п1911 Старцева М. А. Проверил преподаватель Черёмухина Т. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы понять путь самостоятельного развития культуры речи, необходимо четко представлять себе содержание и объем понятий этой дисциплины.

Центральным понятием этой дисциплины является понятие языка. Язык - "естественно возникающая и развивающаяся система в человеческом обществе, облеченная в звуковой знак, способный выразить всю совокупность человеческих понятий и мыслей, и предназначенный в первую очередь для целей коммуникации".

Способность соотносить звук и значение является самым важным свойством языка. Язык - это одновременно и система знаков, заменяющая предметы и речь, и набор значений, концентрирующий в себе ментальный опыт человеческих существ.

С языком тесно связано понятие речи. Язык - это "конкретная речь, протекающая во времени и облеченная в звуковую (включая внутреннее произнесение) или письменную форму". Под языком принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. как речевую деятельность, так и речевые произведения, зафиксированные в памяти или письменно" Язык воспринимаем, конкретен и уникален, интенционален и направлен на достижение определенной цели.

Конечно, наука о культуре речи учитывает не только примеры высокого уровня литературных норм и правил общения, но и случаи нарушения норм, как в речевой деятельности отдельного человека, так и в речевой практике общества.

К основным понятиям культуры речи также относятся такие понятия, как письменная речь, нормы речи, стиль, речевая норма, речевая индивидуальность, типы и формы речи, речевой этикет.
5.Речевая деятельность в моей профессиональной сфере

Культура речи в профессиональной деятельности играет важную роль, так как представляет собой речевое взаимодействие партнёров, коллег. Важную часть профессиональной культуры составляет культура общения, а для многих профессий играет ведущую роль, так как, например, для преподавателя, журналиста, юриста речь является основным орудием труда.

Профессия парикмахера предусматривает соблюдение определенных этических норм при общении с клиентами во время выполнения профессиональных обязанностей и соблюдение правил культуры обслуживания. Этика и этикет в парикмахерском деле обязывают работников быть вежливыми и внимательными к любому клиенту, готовыми предоставить услуги, максимально используя профессиональные знания, умение и привычки.


Назначая новую встречу, надо четко договориться о дате и времени и с приходом клиента начать работу точно в предназначенное время. Отказ клиента от услуги может зависеть от многих причин, например, невнимательного к нему отношения, которое вызывает разочарование и даже раздражение. Если посетитель отказался от услуг, не следует обнаруживать свое недовольство, чтобы не испортить впечатления. Клиенту следует оставить шанс возвратиться к вам еще раз. После процесса обслуживания, прощаясь с посетителями, важно подчеркнуть, что в салоне будут рады видеть его снова.

Парикмахер должен соблюдать определенные этические правила: Корректность и аккуратность. Что сюда входит: — пунктуальность; не есть и не жевать на виду у клиентов; -соблюдать чистоту инструментов, порядок на рабочем столе (с пола убраны остриженные волосы, чистые зеркала, вокруг кресла и стола не было мусора). -Убирать личные вещи со стола, а личные проблемы оставлять дома. -Стараться в любых ситуациях сохранять спокойствие

Настоящий парикмахер — личность, наделенная особыми моральными качествами. Для него важным является качество обслуживания, поэтому основное содержание работы не может сводиться только к заработку.

Настоящего парикмахера характеризуют эстетичность, вежливость, почтительность, терпеливость, способность к компромиссам, положительное отношение к клиенту и своим обязанностям, самоконтроль, дисциплинированность, опрятность.

Наиболее удачливые мастера сосредоточены на налаживании отношений с клиентами. Если парикмахер расценивает каждого клиента как партнера, проявляет дружелюбие, готов помочь, честен с клиентом, то он стоит на правильном пути и, несомненно, добьется успеха.

Нельзя быть назойливым, лицемерным, излишне многословным, разговаривать свысока. Не допустимо употреблять жаргонные выражения, пользоваться малопонятной для клиентов терминологией. Нельзя показывать клиенту свою усталость от общения с ним. Это отпугнет его и вызовет только неприятные воспоминания о салоне в целом и о мастере лично.

Культура профессиональной речи включает:


  • владение терминологией данной специальности

  • умение строить выступление на профессиональную тему

  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им

  • умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности



6.Функциональные стили речи

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Стиль речи

Сфера использования

Адресат

Цель текста

Характерные особенности

Речевые жанры

Разговорный

Бытовое общение, непринуждённая обстановка

Хорошо знакомый человек

Общение, поддержание личных связей

неофициальность, непринуждённость общения - неподготовленность речи, её автоматизм -эмоциональность речи -устная форма общения преобладает

Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма

Научный 1.Академический 2.Научно- популярный 3.Учебно-научный

 Наука, образование, просвещение

1.Специалисты в данной научной области 2.Широкий круг читателей – неспециалистов 3.Учащиеся

1.Сообщение научных фактов и их объяснение 2.Популяриза-ция научных знаний 3.Изложение основ наук

 -точность -научная объективность - обобщенность и логичность - без эмоциональность - обезличенность

Научная статья, доклад, диссертация, монография, учебник

Официально – деловой 1.Официально-документальный 2.Официально-канцелярский 3.Обиходно- дело-вой  

1.Государственные документы - сфера законодательства и административно-правовая деятельность 2 Делопроизводство   3.Личные документы граждан

Граждане и организации, вступающие в деловые отношения

сообщение, информирование, управление

-точность формулировок - официальность тона (неличный характер деловой речи) - особая стандартность речи -предписывающий характер изложения

1.Законы, акты государственного значения 2.Постановле-ния, резолюции, инструкции, протоколы, акты, 3.Справки, заявления, рас-писки и т. д.

Публицистический

Политика, средства массовой информации

Широкие слои общественности

Информирование, воздействие

- выразитель-ность, экспрес-сивность изложения (страстность, эмоциональность) - открытая оценочность речи - ярко выраженное авторское отношение

Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь

Художественный (стиль художественной литературы)

Художественная литература

Читатели

Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов

-образность - эмоциональность - конкретность -использование возможноcтей разных стилей

повесть, рас-сказ, роман, стихотворение, поэма, драма, трагедия, комедия и т.д




7. Особенности переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия)

Понятие текста

Понятие текста можно сформулировать так: текст – это письменный документ, который состоит из ряда субъективных высказываний, объединенных грамматической, лексической и логической связью, носящих определенный литературный характер и прагматическую установку.

Смысловая цельность текста

Смысловая цельность текста – это те ценности или предметы, которые являются главной темой текста и освещаются в нем, например: явления природы, человек, общественные события, духовность, мораль, предметы неживой природы. Смысловая цельность текста представляет собой его ядро, вокруг которого развиваются придаточные суждения автора.

Главным показателем наличия в тексте смысловой цельности является возможность быстро и без затруднений подобрать заголовок к нему. Допускается деление текста на умеренное количество подтем, соответствующих или дополняющих доминантную тему. В таком случае каждая подтема начинается с нового абзаца.

Основной тезис текста

Тезис – это главная мысль любого текста и его основной признак. Чтобы выделить тезис текста, необходимо ответить на вопрос, о чем говорится в тексте, и что именно говорится об этом предмете. Очень часто в тексте имеется несколько тезисов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.

Тезисы состоят из предложений и словосочетаний, которые благодаря своей ярко выраженной смысловой нагрузке, отражают логику всего изложения.

Виды текста, его преобразование

В русском языке тексты классифицируются на два типа: по стилю и по виду. В зависимости от стиля изложения, тексты бывают таких видов: научные, художественные, публицистические, официально-деловые и разговорные. По типологии тексты классифицируются на описание, повествование и рассуждение.

Классификация текста способствует его преобразованию в речь. Человек, который преобразовывает текст в устную форму, должен соблюдать стилистику, заданную в тексте. К примеру, во время доклада происходит трансформация документа в речь, однако при этом сохраняется его научный стиль.

Переработка текста: конспект, аннотация, выписки, реферат