Файл: Организация обследования ребенка в пмпк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

на тему:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА В ПМПК

Работу выполнила:

Гончарова Ольга Николаевна

Москва – 2022г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..….….3

  1. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях ……………………………………………………..……………………..….....4

  2. Цели и задачи ПМПк………………………………………………………………………....5

  3. Организация деятельности ПМПк…………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………………………………….1

Введение

В настоящее время в стране существуют различные организационные формы деятельности ПМПК: многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно-образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений. Типовое положение о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии в настоящее время разрабатывается Министерством образования.

ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.

С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.


  1. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) в образовательных учреждениях

В связи с расширением сети образовательных учреждений, появлением альтернативных школ со своими учебнымипрограммами, а также предоставлением родителям права выбирать учебное заведение для своего ребенка все больше проблем стало возникать с обучением некоторых детей. В одних случаях причиной трудностей в обучении и особенностей поведения детей было несоответствие педагогических требований их психофизическим возможностям, не учитывался уровень умственного развития, соматическое и нервно-психическоесостояние ребенка; в других - неготовность к школьному обучению (несформированность отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы и т.д.) и др. Все это стало основанием для поиска новых путей помощи детям. В 90-е годы XX в. по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образованием стали открывать в массовых школахпсихолого-медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение детям оптимальных условий обучения с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.


Опыт работы ПМПк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство образования Российской Федерации узаконило создание психолого-медико-педагогических консилиумов в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа.

ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов.

В состав ПМПк входят:

  • учителя и воспитатели школьного (или дошкольного) образовательного учреждения, имеющие большой опыт работы с детьми;

  • учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов (групп);

  • психолог;

  • педагог-дефектолог;

  • логопед;

  • врач-педиатр (невропатолог, психиатр);

  • медицинская сестра.

Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической консультацией-комиссией (ПМПК), куда в случаенеобходимости можно направлять ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.


  1. Цели и задачи ПМПк

Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике);

- педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед);

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием

; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В зависимости от условий региона (материальной базы, обеспеченности специалистами и др.) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы. Рассмотрим указанные направления деятельности ПМПК.

Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений.

ПМП диагностика может проводиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные рекомендации по оказанию помощи ребенку.

Рассмотрим организацию и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.

В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специалисты ПМП консилиумов затрудняются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными проблемами детей, таких детей направляют в психолого-медико-педагогические комиссии (консультации) для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания. При этом на ребенка оформляются следующие документы:

- свидетельство о рождении (предъявляется);

- подробная выписка из истории развития с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);

- педагогическая характеристика, отражающая подробный анализ развития с указанием педагогической помощи и ее эффективности;

- письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику развития ребенка;

- заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не просто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, которые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В содержание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием срока пребывания его в детском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; указания относительно основных трудностей и причин отставания; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особенности личности.


Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследование, определит главную цель их работы как выявление и установление причин трудностей, которые больше всего мешают развитию ребенка.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. В журнале учета регистрируются следующие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество ребенка

  • Год, число, месяц рождения

  • В каких учреждениях и сколько лет воспитывался или обучался

  • Кем направлен в ПМПК

  • Повод направления в ПМПК

  • Краткие сведения о родителях

  • Диагноз и заключение ПМПК

  • Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обучение в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образования, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).


Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каждое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию специальных (коррекционных) учреждений.

Цель работы ПМПК — на основании достоверной диагностики определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с ОВЗ.

ЗАДАЧИ проведения психолого-медико-педагогического освидетельствования:

  • диагностика уровня психического и/ или физического развития, речевого развития и отклонений в поведении детей;

  • определение специальных образовательных потребностей у детей с ОВЗ, а также у детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ;

  • определение типа ОУ;

  • разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка по организации коррекционно-развивающего обучения и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий с учетом его физического и психического состояния.

Создание системы ПМПК является важнейшим вопросом на современном этапе.

Структурные единицы этой системы уже реально существуют, но, к сожалению, не всегда работают как единая система, направленная на реализацию общей цели ПМПК. К этим структурным единицам относятся:

1-й уровень — психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМП-консилиумы) образовательных учреждений;

2-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);

3-й уровень — психолого-медико-педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.

Экспертное освидетельствование проводится в интересах ребенка и во имя реализации его права на полноценную жизнь.

ПМПК осуществляет:

1. Организацию психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков.

2. Первичное, повторное и периодическое психолого-медико-педагогическое освидетельствование.

3. Подготовку и выдачу экспертного заключения по уровню психического и/или физического, речевого развития, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

4. Определение возможности обучения и зону его ближайшего развития.

5. Определение вида образовательного учреждения, программы обучения, формы обучения и направление коррекционной работы.

ПМП экспертиза проводится бесплатно ПМПК. Освидетельствуются дети и подростки в возрасте до 18 лет. Необходимым условием на проведение соответствующего освидетельствования является письменное согласие родителей (законных представителей) для направления на экспертизу.