Файл: Организация обследования ребенка в пмпк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все вышеуказанные особенности ребенка должны анализироваться в сопоставлении с его отношением к школе и процессу обучения в целом.

Заключение по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, поставленный перед психологом родителями, педагогом, другими специалистами или самим психологом, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Как уже указывалось, итогом психологического обследования ребенка должен, на наш взгляд, явиться комплексный психологический диагноз.

В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, практическому психологу необходимо в соответствии с имеющейся квалификацией проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также прогноз его дальнейшего развития и обучения.

Необходимо отметить такие особенности ребенка как признаки:

  • упрямства или упорство;

  • умение отстоять свою точку зрения;

  • устойчивость собственной мотивации, ее выраженность.

Определяется характер самооценки, уровня притязаний, их адекватность, устойчивость, взаимосвязь и взаимозависимость.

Одной из важных характеристик ребенка, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственникам, педагогу или воспитателю, а также поведение ребенка среди сверстников, характеристики его общения, сформированность коммуникативных навыков. Выявляются тенденции к лидерству или конформность, определяется адекватность того или иного стиля общения личностным особенностям ребенка (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивного ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия). Анализируется субъективная оценка позиции ребенка среди сверстников, в кругу семьи – по отношению к позициям братьев, сестер, других родственников (отношения конкуренции и ревности). Здесь же приводятся такие личностные поведенческие характеристики, как агрессивность по отношению к сверстникам, взрослым, ожидаемая агрессивность извне.


Отмечается наличие опасений, повышенного уровня тревожности или страхов. Желательно постараться выявить причину возникновения данного состояния и проанализировать предмет опасений и страхов. Также должен быть проанализирован характер страхов (конкретные или диффузные) и их возрастная соотнесенность (возрастные или фиксированные страхи). В этом же ключе анализируются другие показатели и параметры фобических проявлений.

Известно, что деятельность психолога не может протекать изолированно от других специалистов.

Вопросы взаимодействия определены в Положении о деятельности психолого - медико - педагогического консилиума (ПМПК). Согласно этому Положению и осуществляется работа психолога, в процессе которой психолог:

  • устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребенка, в т. ч. и интеллектуального, особенностей эмоционально - волевой сферы, личностных характеристик ребенка;

  • определяет уровень и особенности межличностных взаимоотношений со сверстниками, родителями и взрослыми;

  • оценивает возможности овладения ребенком соответствующими программами развития и обучения;

  • оказывает консультативную помощь родителям;

  • организует и координирует деятельность всего сопровождения развития.


Заключение
В данной работе рассмотрена организация деятельности для обследования детей и подростков в рамках психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). От качественного и профессионального функционирования ПМПК зависит возможность обеспечить и документально подтвердить право детей и подростков на образование, коррекцию нарушений развития и социальной адаптации при помощи специальных педагогических подходов в той форме, которая соответствует особенностям развития ребенка.

Ряд актуальных вопросов деятельности комиссии остались за пределами работы, поскольку пути их решения в настоящее время не выработаны. Во-первых, традиционно диагностика особенностей психического развития детей и подростков тяготеет к преимущественному изучению их когнитивных особенностей как наиболее востребованных практикой обучения структур психики. Между тем личностная зрелость детей и подростков, адекватное возрасту развитие мотивационной сферы не менее важны для эффективности усвоения ребенком школьной программы. Однако временные рамки работы ПМПК не позволяют уделить достаточного внимания этим аспектам психического функционирования и, что более важно, в настоящее время отсутствует методологическая и правовая база для использования результатов такого исследования, даже если бы оно проводилось. Во-вторых, требует изучения и совершенствования практика взаимодействия специалистов, участвующих в работе ПМПК, с целью повышения эффективности использования результатов, которые получены каждым из них, исключения дублирования диагностики аналогичных психических функций разными участниками диагностического процесса, развития форм коллегиального вынесения заключения.



Список литературы

1. Дробинская А. О. Диагностика нарушений развития детей: Клинические аспекты – М.: Школьная пресса , 2015

2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая – М.: Институт общегуманитарных исследований , 2012

3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция – М.: Академия , 2010

4. Кабанова М. Н. Готовимся к школе – М.: ОЛМА - Пресс , 2003

5. Левченко И. Ю., Киселёва Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития – М.: Коррекционная педагогика , 2015

6. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. Психолого - педагогическая диагностика – М.: Академия, 2013

7. Шипицына Л. М. Психолого - педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка – М.: ВЛАДОС, 2013

8. Шипицына Л. М. Психолого - медико - педагогическая консультация. – СПб.: Детство – прес , 2014