Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порядок приема и направления детей на ПМПК
1. Прием проводится по предварительной записи
2. Выезд специалистов ПМПК в ОУ проводится согласно заявке руководителей учреждений.
3. Направление детей на ПМПК осуществляется по инициативе учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения с СОГЛАСИЯ родителей,либо иного законного представителя, а также по инициативе родителей (законных представителей).
4. Прием детей на обследование осуществляется ТОЛЬКО в сопровождении родителей (законных представителей).
В обязательном порядке проводится психолого-медико-педагогическое освидетельствование при:
-
усыновлении, передаче детей на воспитание, под опеку, в приемные семьи -
комплектовании специальных (коррекционных) ОУ -
направлении детей в специальные (кор) ОУ -
переводе ребенка из спец. (кор) ОУ в общеобразовательное У -
переводе ребенка из спец (кор) ОУ в другое спец ОУ -
переводе ребенка-сироты или без попечения родителей из одного учреждения в другое.
ДОКУМЕНТЫ, предоставляемые для прохождения ПМПК:
I. Медицинская документация:
1. Подробная выписка из истории развития ребенка (педиатр)
2. Заключение психиатра (невропатолога для детей до 4х лет)
3. Заключение отоларинголога о состоянии слуха и носа,ушей,горла и органов артикуляции
4. Заключение офтальмолога (развернутый диагноз,характеристика органов зрения)
5. Заключение врача-ортопеда (по показаниям)
Справки действительны в течение 1 года, от психиатра, невролога — полгода
II. Педагогическая документация:
1. педагогическая характеристика (данные о ребенке и продолжительность его обучения в учреждении, анализ успеваемости и поведения, индивидуальная помощь, коррекционные мероприятия и др., подписанная директором ОУ и заверенная печатью.
2. Письменные работы, результаты продуктивной деятельности (дошк.)
3. Табель успеваемости
III. Свидетельство о рождении, с 14 лет паспорт ребенка
IV. Паспорт родителей, присутствующих при осведетельствовании.
Освидетельствование ребенка проводится Комиссией в соответствующем учреждении. Если ребенок, по состоянию здоровья, не может явиться в учреждение, Комиссия вправе провести освидетельствование по месту нахождения ребенка на дому.
Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение.
В состав Комиссии входят ее председатель и не менее четырех специалистов (врач-психиатр, врач-невролог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) в зависимости от возраста обследуемого и потребности в психолого-медико-педагогической экспертизе.
Каждый член комиссии выполняет свою особую функцию, хотя заключение комиссии, является, естественно, результатом работы всех специалистов и основывается на тщательном анализе информации о ребенке.
Работа специалистов ПМПК состоит из двух важных компонентов – работы с ребенком, включающей в себя собственно диагностику, и разъяснительной работы с родителями, педагогами, обеспечивающими организацию жизни ребенка.
Освидетельствование начинается с ознакомления социальным работником предоставленного пакета документов, выяснения причины обращения, регистрации и сбора социального анамнеза.
Далее проводится медицинское обследование, которое начинается с изучения медицинской документации. Осуществляется врачом и оформляется на основании исчерпывающего знакомства с документацией ребенка и сведений, полученных при беседе с его родителями.
Медицинское обследование и установление диагноза – дело врачей. Ни дефектолог, ни психолог не вправе брать на себя не свойственную им миссию. Данные о развитии ребенка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследования.
Так, при снижении слуха или при нарушениях речи у ребенка обязательным при обследовании является использование заданий невербального характера. При дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале.
Дефектолог и психолог изучают педагогическую документацию и проводят педагогическое и психологическое обследование.
Логопедическое обследование в тех случаях, когда в нем есть необходимость, осуществляет логопед. Выявляя особенности развития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В комплекс логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной и экспрессивной речи.
Исследуется письменная речь детей и речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить степень речевого недоразвития детей.
Члены Комиссии определяют уровень психического и/или физического, речевого развития, отклонения в поведении детей, определяют направление коррекционного, психолого-медико-педагогического воздействия, коллегиально обсуждают полученные результаты и составляют комплексное диагностическое заключение в соответствии с классификациями, критериями и инструкциями, утверждёнными Министерством здравоохранения, Министерством образования и Министерством труда и социального развития.
Результаты обследования обсуждаются с родителями ребёнка.
Комиссия даёт экспертное заключение об определении у ребёнка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребёнка программы и вида обучения с учётом зоны ближайшего развития.
Экспертное заключение Комиссии состоит из двух частей: заключение и рекомендации.
Заверяется печатью и выдаётся на руки родителям.
Срок, в течение которого заключение действительно, определяется Комиссией в каждом случае индивидуально.
Комиссия имеет право направлять детей в учреждение образования, здравоохранения с целью дополнительного обследования в случаях требующих применения сложных видов диагностики, специальных методов обследования.
Адресатом коллегиального заключения ПМПК является руководитель образовательного учреждения, в которое направляется ребенок.
Руководитель образовательного учреждения информирует членов психолого-медико-педагогического консилиума, других специалистов образовательного учреждения, которые будут непосредственно работать с ребенком, о коллегиальном заключении, контролирует выполнение рекомендаций ПМПК.
Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями) (если ребенок не обучается (не воспитывается) в образовательном учреждении).
-
Организация деятельности ПМПк
В настоящее время существуют различные организационные формы деятельности ПМПК:
-
многопрофильные комиссии, которые комплектуют разные коррекционно - образовательные учреждения; профильные, осуществляющие комплектование учреждений одного вида; -
постоянно действующие и временные, образованные только на период комплектования образовательных учреждений.
ПМПК является государственным консультативно - диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей .
Основными направлениями деятельности комиссии, согласно Положению, являются:
1. Проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
2. Подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого - медико - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
3. ПМПК имеет право осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье с согласия родителей (законных представителей) детей.
Специалисты ПМПК руководствуются принципами:
Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребёнком, но и с родителями (законными представителями)
Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его родителями (законными представителями)
Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК
Принцип открытости – ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия родителей.
Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПК принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя (законного представителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПК даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.
Деятельность психолога в процессе подготовки ребенка к ПМПК.
В начале анализа результатов обследования желательно кратко описать внешний вид ребенка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих патологически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспортному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом родителей, что дает огромную информацию не только о наследственных особенностях, но и о внутрисемейных отношениях.
Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо самостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.
Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрослых).
Отмечается наличие гиперактивности – двигательной расторможенности.
Так же в процессе всего обследования анализируется:
-
характер деятельности; -
работоспособность;
-
особенности внимания; -
характер латерализации; -
моторная ловкость; -
оценка речи ребенка; -
сформированность социально-бытовой ориентировки; -
особенности мнестической деятельност; -
гнозис; -
анализ мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер.