Файл: Становление личности и развитие ее творческого мышления основная цель современного образования, она же является приоритетной и при обучении математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ данных, полученных нами в ходе рассмотрения психолого-педагогической литературы, показал, что исследовательский метод в обучении учащихся математике используется достаточно давно. Объяснение этому явлению мы нашли в работах М.И. Махмутова. Так, автор отмечает: «…поскольку научное познание есть процесс творческий, то сближение методов обучения с методами науки должно обеспечить развитие творческих способностей учащихся» [134,c. 60].

Психологами установлено, что условием и источником психической активности индивида является сложная система потребностей, мотивов, интересов, стремлений, которые формируются и развиваются под влиянием среды на основе имеющихся у субъекта деятельности врожденных задатков (Д.Н. Богоявленская [26], В.А. Крутецкий [114], З.И. Калмыкова [95] и др.). Но раньше, чем потребность вызовет действие, субъект переживает сложный психический процесс мотивации, результатом которого является мотив – побудительная причина деятельности человека, направленный на удовлетворение возникшей потребности. «Потребность, – отмечает С.Л. Рубинштейн, – возникает тогда, когда человек не знает, как осуществить действие (решение задачи), при условии, что он вообще хочет его осуществить» [172,c. 347]. Для нас последнее замечание особенно важно, поскольку мотивом научного исследования может стать затруднение, неопределенность, проблема, содержащая знания, неизвестные человечеству и имеющие общественную значимость, что часто является одним из тех факторов, которые оказывают влияние на интерес ученого к рассматриваемой проблеме. Кроме того, исследуемая неопределенность вызывает внутренне противоречие, которое становится побудительной причиной интереса, а затем и мотива деятельности. На первичность потребности в разрешении внутреннего противоречия в научном познания указывают и исследования Ж. Адамара [3], А. Пуанкаре [165] и др.

Однако для учащегося – субъекта исследовательской деятельности – категория «потребность» по отношению к категории «интерес» вторична, поскольку затруднение, неопределенность, проблема, содержащая знания, неизвестные только школьнику, не всегда являются причиной внутренних противоречий, которые бы вызывали его дейст- вия. Неопределенность, предлагаемая учителем, прежде всего, должна вызывать интерес учащегося к предложенной проблеме, а затем уже потребность, желание и стремление познать явление или объект исследования. Потребность в этом случае есть следствие интереса (мотива). «Мотивом… считается интерес индивида к объекту действий, его желание и стремление узнать новое об объекте или сделать что-то по-новому» [20, с. 123].Особенностями исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения являются следующие:


· направленность на овладение знаниями и умениями в процессе

исследования;

· направленность на усвоение приемов и способов научных ме-

тодов познания (аналогия, индукция, дедукция и пр.);

· влияние на изменение личности самого ученика, его развитие

(целеустремленность, любознательность, развитие творческого потен-

циала).

Основным содержанием исследовательской деятельности являются как теоретические знания, так и приемы, способы деятельности, а также соответствующие им умения и навыки: наблюдение, анализ, сравнение, аналогия, обобщение, классификация и пр. При этом эмпирическим знаниям соответствуют эмпирические (формальные) действия, теоретическим знаниям – теоретические (или содержательные) действия в процессе исследования.

Потребностью в исследовательской деятельности является стремление учащихся к исследованию неопределенностей, проблем, задач, содержащих знания, неизвестные школьнику.

Специфика учебного исследования состоит в том, что при его осуществлении учащийся открывает новые знания и овладевает ими и новыми способами действий. Предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития. Психическое же развитие обеспечивает школьнику усвоение теоретических знаний и способствует формированию у него специфических способностей и качеств личности: любознательности, целеустремленности, научной фантазии.