Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров. Классификация запасов. На примере реально существующей организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Cr — стоимость хранения или поддержания запаса на 1 рубль запаса.

Запасы в любой форме связывают капитал торговой организации, поэтому всегда возникает вопрос, насколько затраты на хранение запасов больше эффекта от их ликвидации или отказа от их приобретении. Поскольку торговля недостаточно обеспечена собственными оборотными средствами, закупка товаров и формирование запасов возможны только получение кредитов на эти цели. В связи с этим организации должны постоянно следить за товарооборачиваемостью, просчитывать допустимый уровень процентов за кредит при сложившейся товарооборачиваемости.

Проиллюстрируем это на простом примере:

Кредит на закупку товаров в пределах норматива можно получить под 12% годовых или 0,5% в месяц. Средняя торговая надбавка за предыдущий месяц при товарооборачиваемости в 36 дней составила 25%. Выясним, сумеет ли организация покрыть торговой надбавкой предложенный вариант процентов по банковскому кредиту и оплатить другие расходы. Кроме уплаты процентов за кредит, для функционирования торговой организации необходимо выплатить заработную плату работникам (4% к объему товарооборота), сделать все отчисления, связанные с платой труда (1,4 % к объему товарооборота), осуществить затраты, связанные с содержанием здания, оборудования, начислением амортизации (2,6% к объему товарооборота), прочие расходы по осуществлению торговой деятельности (8,5% к объему товарооборота). Общая сумма расходов составила 16,5%, т.е. предложенные условия кредитования при неизменных расходах и товарооборачиваемости позволят покрыть все расходы и получить прибыль. Но при этом надо позаботиться об обеспечении, даже в условиях ненасыщенного рынка, превышения темпов роста товарооборота над темпами роста товарных запасов.

2.Производственная логистика, позволяющая синхронизировать производственный и торговый цикл. При этом торговля будет успешно работать при минимальных запасах, без создания страховых при условии высокого стандартизированного качества товаров и услуг.

3. Сбытовая логистика (логистика производителя) охватывает всю цепь системы распределения: складирование, транспортировку, продажи. Целостная система распределения продукции основывается на глубоком изучении потребностей рынка и организации распределительной сети (посредниками в продаже товаров могут выступать дилеры, дистрибьюторами, комиссионерами, агенты, брокеры.)

4. Движение товаров через склады (оптовые распределительные). Они выполняют функции по накоплению, переработке и распределению товаров между потребителями. При этом могут использоваться собственные склады и склады общего пользования или их комбинация. Выбор между этими вариантами должны строиться на оценке экономической эффективности использования каждого из них. При этом следует учитывать не только размер склада и размещение складской сети, но и спектр оказываемых услуг и уровень организации процесса складирования.


5. Транспортная логистика предполагает создание действенной системы физического перемещения товаров, она базируется на принципах гибкости, эффективного взаимодействия с другими видами перевозок, оказания должных и разнообразных услуг (экспедирование грузов, охрана и т.п.).

Розничные продавцы могут выбирать и управлять своими источниками поставок посредством выбора той или иной системы и каналов поставок в зависимости от структуры , размера и сложности товарного ассортимента, а также жизненного цикла, на котором находится конкретная организация. Небольшие и средние розничные организации ограничиваются довольно простыми источниками поставок, так как они покупают продукцию у производителей и оптовиков на внутреннем рынке.

По мере увеличения розничного товарооборота, которое происходит при увеличении числа торговых точек или при расширении способов продаж, (типа продаж на дому), организация обретает большой опыт на товарном рынке и поддерживает в управлении цепями поставок более функциональную специализацию. Сочетание большей уверенности в выборе продукции, знание отрасли и учет интересов других участников, например, желание увеличить валовую прибыль, заставляет розничных продавцов исследовать новые возможности в поиске источников и форм поставки.

Более крупные розничные товарные организации могут создавать собственные закупочные офисы. Прямые каналы закупки товаров позволяют им более жестко контролировать свои цепочки поставок и тратить средства только на персонал, информационные и коммуникационные технологии.

Розничные торговые организации прежде всего ищут источники поставки товаров на внутреннем рынке у местных поставщиков (производители и оптовики). При прямой цепи поставок торговая организация заказывает товар исходя из покупательского спроса и своих возможностей по оплате и размещению товаров. Появление глобальных цепей поставки может изменять цепь поставки в обратном направлении. Структура продажной цены, ассортимент продукции, качество, дизайн, технология и вкус определяется теперь поставщиком и ценностями, присутствующими в самой цепи поставок

3.Размещение и хранение товаров на складе

Наиболее распространены следующие способы группировки товаров.

1. По видам

сортируется по видам или типам. Пример такого разделения мы можем увидеть в любом супермаркете: сыр кладется к сыру, сахар — к сахар.


2. По партиям

Все поступившие партии хранятся раздельно. При этом в одной партии могут содержаться как одинаковые, так и различные предметы.

3. По партиям и видам.

Партии также укладываются отдельно друг от друга. Внутри партии продукция разделяется по видам, типам или сортам.

4. По наименованиям.

Товары сортируются по артикулам или названиям. Этот способ группировки удобен, когда груз состоит из множества похожих предметов.

После того, как определились с общим принципом размещения, можно приступать к рисованию схемы.

Деление складского помещения на зоны.

Прежде всего, стоит определить участки краткосрочного и длительного хранения. Обычно зоны краткосрочного хранения располагают рядом с тем местом, где товар грузят. Там держат продукцию, пользующуюся высоким спросом. Чем больше спрос, тем выше оборот, и тем чаще придется туда заглядывать.

Можно рядом с входом уложить тяжелые грузы. Особенно удачным это решение считается на складах, предназначенных для розничных и мелкооптовых торговцев. Зачастую там все товары сортируют по размеру.

Близкие по функциям вещи желательно размещать по соседству. Аналогично поступают и с «родственными» продуктами питания.

Стоит разграничить зоны постоянного хранения и временного. На постоянных участках может складироваться только заранее определенная продукция, а на временных — любая.

Для ценных предметов выделяют места рядом со сторожем или под камерой видеонаблюдения.

Установка стеллажей.

Стеллажи ставят на некотором расстоянии друг от друга, чтобы товары можно было легко достать. Если на объекте работает автопогрузчик, это расстояние должно составлять не менее 3 м.

Обратите внимание на полки (ячейки). От их размера зависит, насколько эргономично будет использоваться пространство.

В крупных комплексах часто устанавливают стеллажи с большими ячейками. Партия товара укладывается туда целиком, прямо в упаковке (поддоне или ящике). А на складах, где хранится продукция для розничной продажи, предпочитают использовать конструкции, состоящие из ячеек различной высоты и глубины. Тут весьма удобны разборные стеллажи — в них параметры ячеек можно регулировать.

Адресная система хранения

Чтобы поиски товара занимали меньше времени, на складах применяются различные системы учета и хранения продукции. Рассмотрим подробнее одну из них — адресную.

При этой системе каждую полку помечают символом (буквой или цифрой). Знак рисуют яркой краской прямо на стеллаже, либо вешают крупную табличку. Аналогичные обозначения получают сами стеллажи, а также секции и зоны. В совокупности эти символы образуют адрес ячейки.


Примерно так:

При поступлении груза адрес соответствующей ячейки заносится в специальный журнал. Впоследствии нужный предмет можно легко найти.

Адресное хранение бывает двух тип.

1. Статическое

Каждый товар закрепляется за определенным местом. Такая система значительно ускоряет процесс выгрузки продукции. Работники склада четко знают, куда что класть. Правда, если когда-нибудь товары не поместятся на полке, могут возникнуть трудности.

2. Динамическое

Груз помещают на любое незанятое место. Сразу же фиксируют адрес в базе данных. Учет товаров ведется в электронной форме. Сразу видна статистика: можно узнать востребованность продукции, объемы товарооборота. Но, увы, малейший компьютерный сбой может привести к логистической катастрофе.

Хранение товаров.

Чаще всего грузы на складе штабелируют или держат на стеллажах.Штабелями укладывают продукцию, находящуюся в мешках, кипах, ящиках и других крупных тарах. А на стеллажах размещается штучный или фасованный товар.

Есть и альтернативные способы хранения. Так, одежду цепляют на специальные конструкции из жердей — вешалы. Из насыпных грузов формируют навалы. Жидкие вещества разливают по бакам, цистернам и бочкам.

Штабельная укладка.

Товар может храниться в штабелях только в хорошо вентилируемых помещениях. Его нельзя укладывать вплотную к стене, отступите хотя бы полметра. Между штабелями оставляют широкие проходы (не менее 1,5 м).

Не располагайте продукцию вблизи отопительных приборов (рекомендуемая дистанция — 1,5 м). От источников света достаточно удалиться на 50 см.

Укладывать штабели лучше на поддонах. Во-первых, это способствует циркуляции воздуха (оптимальная высота поддона — 15–30 см). Во-вторых, удобнее будет грузить товары.

Виды штабельной укладки:

1. Прямая

Элементы конструкции устанавливаются четко один над другим. Разновидность прямой укладки — пирамидальная (с каждым рядом число элементов сокращается на единицу).

2. Перекрестная

Применяется в тех случаях, когда ширина двух элементов составляет длину третьего. Верхний ряд раскладывается поперек нижнего.

3. Обратная

Чаще всего этим способом укладывают мешки. Груз располагается «тройкой» (а в некоторых случаях — «пятеркой» или «семеркой»). Следующий слой формируют в обратном порядке.

Рис.4

Штабель будет более устойчив, если между рядами предметов положить слой реек или досок. Мешки прокладываются через пять рядов, ящики — через два.


Размеры кладки зависят от многих факторов. Важнейшие из них — масса груза и вид тары. Зная эти параметры, можно рассчитать предельную высоту штабеля. Предположим, конструкция из ящиков весит 50 кг. Тогда ее высота не должна быть больше 2 метров.

Нельзя штабелировать продукцию в поврежденной или скользкой упаковке.Все элементы штабеля должны быть схожи по форме и размеру. Если товары существенно различаются, из них формируют так называемые грузовые пакеты, равные по объему.

Составить штабель можно и из бочек. Два ряда стоящих бочек перевязываются между собой, и прокладываются досками. Также бочки можно уложить — тогда конструкция укрепляется клиньями с боков. Высота такого штабеля не должна превышать 3 рядов. Каждый ряд обязательно прокладывают.

Если жидкость легковоспламеняющаяся, то ряд может быть лишь один. Бочки укладывают на бок, разворачивая пробкой вверх.

Разгружают штабели исключительно сверху вниз.

Размещение на стеллажах.

Предметы на стеллаже могут храниться в поддонах, коробках, мешках, ящиках и т. д. Если погрузка осуществляется автоматически, то лучше всё же использовать поддоны. Их часто устанавливают на верхних полках: механизму безразлично, откуда доставать продукцию. А в нижней части стеллажа оставляют те объекты, которые собираются грузить вручную. Часть ячеек на верхнем ярусе держат «в резерве».

Кроме того, наверх убирают продукцию длительного хранения. А товары, требующие частого ухода, располагают на уровне глаз.

Грузы разворачивают так, чтобы маркировка оказалась со стороны прохода. При этом однотипные товары кладут по обе стороны от прохода, тем самым уменьшая путь погрузчика.

Если ячейка оказалась мала и товар не поместился, остатки размещают в этой же секции, на соседней полке — тогда адрес будет отличаться незначительно.

Основные правила хранения.

- Контролируйте параметры воздуха (температуру, влажность);

- Обеспечьте хорошую вентиляцию;

- Регулярно проводите уборку помещения;

- Соблюдайте нормы пожарной безопасности;

- Не оставляйте товары в проходах;

- Держите погрузочную технику в специально отведенном месте;

- Своевременно обслуживайте и осматривайте все механизмы;

- Не перегружайте стеллажи и штабели.

4. Классификация запасов