Файл: Создание баз данных в Microsoft AccessМ. А. Ковалева.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
22 1) при отношении «один-к-одному» каждой записи ключевого поля в первой таблице соответствует только одна запись в связанном поле другой таблицы, и наоборот.
Отношения такого типа используются не очень часто. Иногда их можно использовать для разделения таблиц, содержащих много полей, для отделения части таблицы по соображениям безопасности;
2) при отношении «один-ко-многим» каждой записи в первой таблице соответствует несколько записей во второй, но запись во второй таблице не может иметь более одной связанной записи в первой таблице;
3) при отношении «многие-ко-многим» одной записи в первой таблице могут соответствовать несколько записей во второй таблице, а одной записи во второй таблице могут соответствовать несколько записей в первой.
19.
Закройте все открытые таблицы, так как создавать или изменять связи между открытыми таблицами нельзя.
20.
Выполните команду: вкладка ленты Работа с базами данных→ кнопка
21.
Если ранее никаких связей между таблицами базы не было, то при открытии окна Схема данных одновременно открывается окно Добавление таблицы, в котором выберите таблицы Сотрудники, Клиенты и Заказы.
22.
Если связи между таблицами уже были заданы, то для добавления в схему данных новой таблицы щелкните правой кнопкой мыши на схеме данных и в контекстном меню выберите пункт Добавить таблицу.
23.
Установите связь между таблицами Сотрудники и Заказы, для этого выберите поле Код сотрудника в таблице Сотрудники и перенесите его на соответствующее поле в таблице Заказы.
24.
После перетаскивания откроется диалоговое окно Изменение связей (рисунок 3), в котором включите флажок Обеспечение условия целостности. Это позволит предотвратить случаи удаления записей из одной таблицы, при которых связанные с ними данные других таблиц останутся без связи.
Рисунок 3 – Создание связи между таблицами
25.
Флажки Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных
записей обеспечивают одновременное обновление или удаление данных во всех подчиненных таблицах при их изменении в главной таблице.
26.
Параметры связи можно изменить, нажав на кнопку Объединение.
27.
После установления всех необходимых параметров нажмите кнопку ОК.
1 2 3 4 5
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
23 28.
Связь между таблицами Клиенты и Заказы установите самостоятельно.
29.
В результате должна получиться схема данных, представленная на рисунке 4.
Рисунок 4 – Схема данных
В приведенном примере используются связи «один-ко-многим». На схеме данных они отображаются в виде соединительных линий со специальными значками около таблиц. Связь
«один-ко-многим» помечается «1» вблизи главной таблицы (имеющей первичный ключ) и
«∞» вблизи подчиненной таблицы (имеющей внешний ключ). Связь «один-к-одному» помечается двумя «1» (оба поля таблиц имеют первичные ключи). Неопределенная связь не имеет никаких знаков. Если установлено объединение, то его направление отмечается стрелкой на конце соединительной линии (ни одно из объединенных полей не является ключевым и не имеет уникального индекса).
30.
В таблицу Сотрудники внесите данные о семи работниках.
31.
В таблицу Клиенты внесите данные о десяти предприятиях, с которыми работает данная фирма.
32.
В таблице Заказы оформите несколько заявок, поступивших на фирму.
33.
Покажите работу преподавателю.
Контрольные вопросы:
1.С помощью чего можно создавать таблицы?
2.
Что такое ключевое поле?
3.
Как установить несколько ключевых полей?
4.
Как установить связи между таблицами?
5.
Какие существуют отношения между таблицами?
6.
Что означают на схеме данных «1» и «∞»?
7.
Зачем нужен Мастер подстановок?
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
24
Практическая работа № 3
Отбор данных с помощью запросов
Запросы являются основным средством просмотра, отбора, изменения и анализа информации, которая содержится в одной или нескольких таблицах базы данных.
Существуют различные виды запросов, но наиболее распространенными являются
запросы на выборку, с них и начнем наше знакомство.
1.
Откройте базу данных «Фирма», созданную ранее.
2.
Выполните команду: вкладка ленты Создание→ Мастер запросов → Простой
запрос.
3.
В появившемся диалоговом окне (рисунок 5) укажите таблицу Сотрудники и выберите поля Фамилия, Имя, Телефон. Нажмите кнопку Далее.
Рисунок 5 – Создание простого запроса
4.
Введите имя запроса – Телефоны – и нажмите кнопку Готово. Перед вами появится запрос, в котором можно просмотреть телефоны сотрудников.
5.
Следующий запрос попробуйте создать с помощью Конструктора, для этого выполните команду: вкладка ленты Создание→Конструктор запросов.
6.
В диалоговом окне Добавление таблиц выберите таблицу Клиенты и щелкните на кнопке Добавить, а затем – на кнопке Закрыть.
7.
Чтобы перенести нужные поля в бланк запроса, необходимо по ним дважды щелкнуть левой кнопкой мыши (рисунок 6).
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
25
Рисунок 6 – Создание запроса в режиме Конструктора
8.
Чтобы отсортировать записи в поле Название компании в алфавитном порядке, необходимо в раскрывающемся списке строки Сортировка выбрать пункт по возрастанию.
9.
Сохраните запрос с именем «Адреса клиентов».
10.
Самостоятельно создайте запрос «Дни рождения», в котором можно будет просмотреть дни рождения сотрудников.
11.
Допустим, мы хотим узнать, у кого из сотрудников день рождения в текущем месяце, например в апреле. Для этого откройте запрос в режиме Конструктора.
12.
В строке Условие отбора для поля «Дата рождения» введите значение *.04.*.
В данной записи * означают, что дата и год рождения могут быть любыми, а месяц 4-м (т. е. апрель). После этого окно запроса должно выглядеть так, как оно представлено на рисунке 7.
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
26
Рисунок 7 – Создание запроса
13.
Закройте Конструктор и просмотрите полученный результат. Если в запросе Дни
рождения нет ни одной записи, значит, в таблице Сотрудники нет ни одного человека, родившегося в апреле. Добавьте в таблицу Сотрудники несколько человек, родившихся в апреле, и посмотрите, как изменится запрос. Запросы автоматически обновляются при каждом открытии.
14.
Если нам нужно узнать, кто из сотрудников родился в мае, то придется создать новый запрос или изменить условие в существующем запросе Дни рождения. Данная процедура является неудобной и занимает много времени. Если приходится часто выполнять запрос, но каждый раз с новыми значениями условий используют запрос с параметром. При запуске такого запроса на экран выводитсядиалоговое окно для ввода значения в качестве условия отбора. Чтобы создать запрос с параметром, пользователю необходимо ввести текст сообщения в строке Условие отбора бланка запроса (рисунок 8).
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
27
Рисунок 8 – Создание запроса с параметром
15. Запись Like[Введите дату] означает, что при открытии запроса появится диалоговое окно (рисунок 9) с текстом «Введите дату» и полем для ввода условия отбора.
Если ввести условие *.04.*, то в запросе появится список сотрудников, родившихся в апреле.
Запустите запрос еще раз и введите значение *.05.*, посмотрите, как изменился запрос.
Рисунок 9 – Окно для ввода условия отбора
16.
Измените запрос «Телефоны» так, чтобы при его запуске выводилось диалоговое окно с сообщением «Введите фамилию». Поскольку в запросе нужно вывести конкретную фамилию, в условии отбора слово Like писать не надо.
17.
Измените запрос «Телефоны» так, чтобы при его запуске запрашивались не только фамилия, но и имя сотрудника.
18.
Самостоятельно создайте запрос «Выполненные заказы», содержащий следующие сведения: фамилия и имя сотрудника, название компании, с которой он работает, отметка о выполнении и сумма заказа. Данные запроса возьмите из нескольких таблиц.
19.
В условии отбора для логического поля Отметка о выполнении введите Да, чтобы в запросе отображались только выполненные заказы.
20.
Сделайте так, чтобы столбец Отметка о выполнении не выводился на экран.
21.
Создайте запрос Сумма заказа, в котором будут отображаться заказы на сумму более 50 000 руб.
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
28 22.
Измените запрос, чтобы сумма заказа была от 20 000 до 50 000 руб. Для данных запросов в условии отбора можно использовать операторы сравнения >, <, =, >=, <=, <> и логические операторы And, Or, Not и др.
23.
Иногда в запросах требуется произвести некоторые вычисления, например посчитать подоходный налог 13 % для каждой сделки. Для этого откройте запрос Сумма
заказа в режиме Конструктора.
24.
В пустом столбце бланка запроса щелкните правой кнопкой мыши на ячейке
Поле и в появившемся контекстном меню выберите команду Построить. Перед вами появится окно Построитель выражений (рис. 8), который состоит из трех областей: поля выражения, кнопок операторов и элементов выражения. Сверху располагается поле выражения, в котором оно и создается. Вводимые в это поле элементы выбираются в двух других областях окна Построителя.
25.
В левом списке откройте папку Запросы и выделите запрос Сумма заказа. В среднем списке выделите поле Сумма и нажмите кнопку Вставить. Идентификатор этого поля появится в поле выражения Построителя.
26.
Щелкните на кнопке * и введите 0,13, в соответствии с рисунком 10.. Таким образом, мы посчитаем подоходный налог 13 %.
Рисунок 10 – Построитель выражений
27.
Нажмите кнопку ОК, после чего в ячейке свойства Поле появится значение
«Выражение1: [Сумма]*0,13».
28.
Замените Выражение1 на Налог и закройте Конструктор.
29.
Откройте запрос и посмотрите, что у вас получилось.
30.
Используя Построитель выражений, добавьте в запрос Сумма заказа поле
Прибыль, в котором будет вычисляться доход от заказа (т. е. сумма минус налог).
31.
Создайте запрос Менеджеры, с помощью которого в таблице Сотрудники найдите всех менеджеров фирмы.
32.
Покажите работу преподавателю.
Создание баз данных в Microsoft Access
М. А. Ковалева
http://izd-mn.com/
29
Контрольные вопросы:
1.
Для чего предназначены запросы?
2.
Какие виды запросов вы знаете?
3.
С помощью чего можно создавать запросы?
4.
Для чего используют запрос с параметром?
5.
Как можно сделать вычисления в запросах?
6.
Что означает запись в условии запроса « =50»?
7.
Можно ли создавать запросы на основе нескольких таблиц?