Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Теоретические основы регулирования пенсий по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-инвалидность с детства

-военная травма; заболевание, полученное в период военной службы

-инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС

-иные причины, установленные законодательством РФ

Различают три группы пенсий по инвалидности

Страховая пенсия по инвалидности - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждении, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях

Социальная пенсия по инвалидности назначается в случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

2.4 Проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по инвалидности

Рассмотрим проблемные аспекты назначения пенсии по инвалидности

Так одной из проблем является размер социальной пенсии по инвалидности

Согласно ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Закон о государственном пенсионном обеспечении) единственным основанием, порождающим право инвалида на социальную пенсию, является признание лица инвалидом. Исходя из того, что каждый инвалид имеет право на пенсионное обеспечение, социальная пенсия должна назначаться тем инвалидам, которые не приобрели право на другие виды пенсий. Данный

подход закреплен в законодательстве.[16]

Согласно ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении целью назначения социальной пенсии является предоставление нетрудоспособным гражданам средств к существованию. Данную норму следует рассматривать в совокупности со ст. 11 ратифицированного РФ Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в соответствии с которой государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, и со ст. 7 Конституции РФ, согласно которой политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Следовательно, предоставляемые в виде социальной пенсии средства к существованию должны обеспечивать достойную жизнь инвалида.


Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах достаточный уровень жизни включает достаточное питание, одежду, жилище и непрерывное улучшение условий жизни. МОТ минимальный уровень социального обеспечения определяет через минимальный базовый набор жизненно важных социальных гарантий, предоставляемых в денежной или натуральной форме, которые могут обеспечить всем нуждающимся минимальный уровень защиты доходов и доступ к медицинскому обслуживанию. Одной из целей базового набора гарантий является создание во всех без исключения странах условий, при которых инвалиды имеют гарантированный доход, по меньшей мере, на

уровне национального прожиточного минимума.

Российское законодательство сориентировано на указанный выше подход международных организаций. Согласн ст. 2 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗпрожиточный минимум в целом по РФ предназначается для определения устанавливаемых на федеральном уровне социальных выплат.

Основная проблема заключается в том, что в России установлен заниженный прожиточный минимум. Так, используемая для расчета прожиточного минимума потребительская корзина в России на 150-200 наименований меньше, чем в развитых странах, стоимость продуктов питания в ней составляет 50% (в странах Западной Европы стоимость «продуктовой корзины» не превышает 20%)[17]. Как справедливо отмечает Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, хотя формально Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, однако ни для кого не секрет, что такое состояние дел в нашей стране - пока лишь конституционный идеал.

Исследователи оценивают сегодняшнее состояние России как формального социального государства на уровне первой половины 20-х гг. ХХ в.

Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения, к которым относятся трудоспособное население, пенсионеры и дети. Из анализа Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. № 54, видно, что наибольший объем потребительской корзины устанавливается для трудоспособного населения, наименьший объем - для пенсионеров. Из п. 4 указанных Методических рекомендаций следует, что инвалиды в основном относятся к категории пенсионеров. При этом не учитывается, что потребности неработающих инвалидов в продуктах питания и непродовольственных товарах могут быть выше, чем у лиц пенсионного возраста и детей. Например, инвалидам вследствие заболевания внутренних органов может требоваться более качественное питание, у инвалидов вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата может быстрее изнашиваться одежда и обувь. Поэтому объем потребительской корзины инвалидов, не достигших пенсионного возраста, на наш взгляд, должен быть не ниже потребительской корзины трудоспособного населения.


Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что размер социальной пенсии по инвалидности, ориентированный на установленный государством прожиточный минимум, не обеспечивает достойный уровень жизни. Таким образом, положения международных актов и нормы Конституции РФ не реализуются.

В качестве примера оптимального подхода к определению минимального уровня социального обеспечения, соответствующего международным актам, на наш взгляд, можно привести концепцию социальной помощи, закрепленную в законодательстве Финляндии.[18] Целью социальной помощи в Финляндии является содействие независимому существованию граждан и их семей. Поэтому основные средства к существованию предоставляются с тем, чтобы обеспечить не только минимальный уровень жизни, но и гарантировать разумный размер дохода, позволяющий вести достойный образ жизни. Исходя из этого, социальная помощь должна быть достаточной для того, чтобы обеспечивать социально приемлемое существование, близкое к среднему уровню жизни большей части населения.

Данные концептуальные положения реализуются установлением трех видов социальных пособий - базового, вспомогательного и

профилактического. Базовое пособие предназначено для оплаты насущных потребностей, к которым относятся питание, одежда, мелкие медицинские услуги, гигиена (личная и бытовая), оплата жилья и коммунальных услуг, оплата страхования жилья, услуги общественного транспорта, телефон и телевидение, подписка на прессу, отдых и другие необходимые повседневные расходы. Закон Финляндии о социальной помощи 1998 г. исходит из того, что право на удовлетворение указанных насущных потребностей имеет каждый член общества. Вспомогательное пособие предназначено для оплаты особых расходов, например, таких как содержание детей в дошкольных учреждениях. Пособие профилактической социальной помощи направлено на предотвращение социального отчуждения и длительной зависимости. Оно может выплачиваться, например, в случае серьезного заболевания.

Анализ действующего российского законодательства показывает, что требуется пересмотр норм, касающихся установления прожиточного минимума и размеров социальных пенсий. Это особенно актуально в связи с тем, что размер социальной пенсии используется для расчета размера большинства пенсий по инвалидности, назначаемых по государственному пенсионному обеспечению.

Есть также проблемы в сфере назначения государственных пенсий по инвалидности:


Из ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении следует, что целью назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению является компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности. Следует отметить, что цель назначения пенсии сформулирована достаточно узко и не соответствует логике Закона о государственном пенсионном обеспечении. Так, в соответствии с п. 4 ст. 7.1 указанного Закона пенсия по инвалидности космонавтам назначается, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с подготовкой или выполнением космического полета. Таким образом, ст. 7.1 содержит причину нанесения вреда здоровью гражданина, дополнительную к причинам, перечисленным в ст. 2. Согласно п. 1 ст. 9 Закона участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда пенсия по инвалидности назначается независимо от причины инвалидности. Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод о том, что цель назначения пенсии по инвалидности, сформулированную в ст. 2, необходимо расширить.

В соответствии с законодательством условиями назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению являются: для военнослужащих - время наступления или время и причина наступления инвалидности; для космонавтов и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф - причина наступления инвалидности; для участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда - наступление инвалидности у этих категорий граждан.

Анализ норм Закона о государственном пенсионном обеспечении показывает, что условия назначения пенсии по инвалидности дифференцируются в зависимости от цели пенсионного обеспечения соответствующей категории граждан.

В отношении военнослужащих эта цель - компенсация вреда здоровью, полученного при прохождении военной службы. В связи с этим Законом установлен сложный состав. Необходимо, чтобы человек стал инвалидом, и инвалидность наступила в определенное время. В зависимости от времени наступления инвалидности вводится еще одно условие - инвалидность должна наступить по определенной причине.

Цель пенсионного обеспечения космонавтов - компенсация вреда здоровью, полученного ими при исполнении служебных обязанностей. В этом случае состав условий более простой - наступление инвалидности и причина инвалидности.

Цель назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, - компенсация вреда здоровью, причиненного этими катастрофами. Так же, как и у космонавтов, условий назначения пенсии два - наступление инвалидности и ее причина.


Целью пенсионного обеспечения участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда является предоставление повышенного социального обеспечения этим категориям граждан. В отношении них установлен самый простой состав, включающий одно условие - наступление инвалидности.

В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении пенсия по инвалидности не устанавливается:

а) солдатам, матросам, сержантам и старшинам, проходившим военную службу по призыву, если инвалидность наступила вследствие совершения ими преступления (п. 4 ст. 8);

б) участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда, если инвалидность наступила вследствие совершения ими противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (п. 2 ст. 9).

В обоих случаях гражданам, ставшим инвалидами, назначается социальная пенсия.

Следует обратить внимание, что ограничение по назначению пенсии по инвалидности, установленное для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не предусмотрено для офицеров, прапорщиков, мичманов, а также проходящих военную службу по контракту солдат, матросов, сержантов и старшин, которым пенсия назначается по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Г осударственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Закон 1993 г.). Также это ограничение шире подобного ограничения, установленного для получения трудовой пенсии по инвалидности, так как согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная пенсия не назначается при наступлении инвалидности вследствие совершения только умышленного

уголовно наказуемого деяния.

Участники ВОВ и жители блокадного Ленинграда лишаются права на получение пенсии по инвалидности в двух случаях. Первый - наступление инвалидности вследствие совершения противоправных деяний. Введением этого ограничения предпринята попытка реанимировать норму, содержавшуюся ранее в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 4 августа 1956 г. № 1044. Согласно п. 59 указанного Положения в тех случаях, когда инвалидность обратившегося за пенсией наступила в связи с совершенным им преступлением, за которое он был осужден к лишению свободы, пенсия по инвалидности назначалась при условии погашения или снятия судимости. В 1990 г. указанная норма была отменена. В 1995 г. Конституционный Суд РФ указал на то, что приостановление выплаты за время лишения пенсионера свободы по приговору суда пенсии, назначенной в связи с общественно полезной деятельностью, равнозначно лишению права на пенсию, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение и носит характер дополнительного наказания.[19] Таким образом, лишение права на пенсию по инвалидности лица, совершившего преступление, противоречит Конституции РФ. Тем не менее, подобная норма присутствует в Законе о государственном пенсионном обеспечении. При этом она сформулирована более жестко, чем в советское время. Ранее гражданин лишался права на пенсию, если инвалидность наступила вследствие совершения преступления, за которое он осужден к лишению свободы, и право на пенсию восстанавливалось в случае погашения судимости. Согласно рассматриваемому Закону гражданин лишается права на пенсию, если инвалидность наступила вследствие совершения противоправного деяния, под которым может пониматься и любое преступление (т.е. не только то, за которое предусмотрено лишение свободы), и административное правонарушение, и иное деяние, за которое