Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Теоретические основы регулирования пенсий по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предусмотрена юридическая ответственность. Также Закон не

предусматривает восстановления права на пенсию в случае погашения судимости, амнистии, снятия юридической ответственности.

Второй случай - умышленное нанесение ущерба своему здоровью. Похожая норма содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[20] (Закон о пособиях) согласно ст. 9 которого пособие по временной нетрудоспособности не назначается в случае наступления временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства. Однако назначение пособия по временной нетрудоспособности и назначение пенсии - это две разные ситуации. Трудно представить, что человек сам себя покалечит на всю жизнь с целью получения пенсии по инвалидности. Наиболее распространенным случаем, когда инвалидность наступает вследствие умышленного причинения вреда своему здоровью, является попытка самоубийства. Однако наказывать за это человека снижением размера пенсионного обеспечения, на наш взгляд, является антигуманным.

Следует отметить, что рассматриваемые основания большого практического значения для отказа в назначении пенсии по инвалидности по нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении не имеют. Наступление инвалидности вследствие совершения противоправных деяний, либо умышленное причинение вреда своему здоровью должны быть установлены судом согласно ст. 264 ГПК РФ. Как свидетельствует судебная практика, в суды с этими вопросами обращений практически нет. Вместе с тем существование в Законе подобных ограничений в отношении участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда, т.е. людей, перенесших тяготы войны и находящихся уже в очень преклонном возрасте, на наш взгляд, с моральной точки зрения некорректно.

На основании п. 2 ст. 13 Закона о чернобыльцах можно выделить две группы лиц, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

  • граждане, участвовавшие в ликвидации катастрофы (включая граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших в результате катастрофы);
  • граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации.

В настоящее время согласно п. 2 ст. 17 Закона о государственном пенсионном обеспечении всем инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены одинаковые размеры пенсии. На наш взгляд, размер пенсии инвалидам из числа граждан, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы, должен быть выше, поскольку они сознательно рисковали своим здоровьем.


В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении увеличение пенсии по инвалидности при наличии иждивенцев предусмотрено военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, участникам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, космонавтам.

Необходимо обратить внимание на то, что Закон о государственном пенсионном обеспечении (подп. 1, 3-5 п. 3 ст. 8) и Закон 1993 г. (п. «а», «б» и «г» ст. 29, ст. 31, 33, 34) содержат разные перечни нетрудоспособных членов семьи, при наличии которых у инвалида - бывшего военнослужащего назначается надбавка к пенсии по инвалидности. Так, Закон 1993 г. не включает в число нетрудоспособных членов семьи детей, братьев, сестер и внуков старше 18 лет, обучающихся без отрыва от производства. Законом о государственном пенсионном обеспечении эти члены семьи предусмотрены. С другой стороны, Законом о государственном пенсионном обеспечении в число нетрудоспособных членов семьи не включены усыновители, усыновленные, отчим, мачеха, пасынок, падчерица. Законом 1993 г. эти члены семьи предусмотрены. Указанные различия свидетельствуют об отсутствии единообразия в принципиальном подходе при определении круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца или на надбавку к пенсии инвалида, являясь иждивенцем инвалида. Формулировки норм обоих Законов должны быть идентичными и, кроме того, при определении этого круга нельзя допускать ограничений ни для одной категории по каждому Закону.

Согласно ст. 24 Закона 1993 г. военнослужащим, проходившим службу по контракту, к пенсии по инвалидности устанавливаются следующие надбавки:

  • на уход за инвалидом I группы или достигшим 80 лет - 100% размера пенсии;
  • участникам ВОВ - 32% размера пенсии;
  • инвалидам I и II групп или достигшим 80 лет - 64% размера пенсии.

В соответствии с п. 4 ст. 17.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении космонавтам, являющимся инвалидами I группы, или достигшим возраста 80 лет, или нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением медицинской организации, назначается надбавка на уход за гражданином - в размере 200% величины социальной пенсии.

Остальным категориям инвалидов к пенсиям по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению надбавка не назначается. На наш взгляд, в целях обеспечения единообразного подхода к пенсионному обеспечению инвалидов надбавка, назначаемая инвалидам из числа космонавтов, должна быть установлена всем инвалидам, получающим государственную пенсию по инвалидности.


Необходимо обратить внимание на то, что ст. 7.1 Закона о государственном пенсионном обеспечении не предусматривает выплату пенсии по инвалидности работающим инвалидам из числа космонавтов. В отношении других категорий инвалидов в указанном Законе содержатся нормы о том, что пенсия выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отсутствие аналогичной нормы в отношении инвалидов из числа космонавтов является, на наш взгляд, недоработкой законодателя и должно быть устранено, поскольку данный пробел в Законе может привести к ущемлению права на пенсионное обеспечение указанной категории инвалидов.

Анализ рассмотренных недостатков законодательства показывает отсутствие единых концептуальных подходов к правовому регулированию назначения пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. В результате по целому ряду параметров разные категории инвалидов необоснованно оказываются в не равном правовом положении, что ведет к ущемлению их права на рассматриваемый вид пенсии. Поэтому необходимо внесение изменений и дополнений в пенсионное законодательство с целью устранения выявленных недостатков.

Заключение

Исходя из анализа материала представленного в работе можно сделать следующие выводы:

Для оформления пенсии по инвалидности гражданин обращается в Пенсионный фонд. При этом гражданин может оформить полагающуюся ему выплату в территориальном отделе ПФР или МФЦ.

При оформлении обязательно избирается способ доставки пенсионной выплаты, лично гражданином, это может быть: получение в отделении Почты России, в кассе выбранного банка или на банковскую карту, а также с помощью организаций, специализирующихся на доставке пенсии (на дому или в кассе).

Заявление о назначении страховой пенсии инвалидам рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его приема или донесения недостающей документации, при условии, если гражданин успел их представить в трехмесячный срок.

Страховая пенсия по инвалидности может быть установлена срочно и бессрочно, в зависимости от указанного срока инвалидности в справке освидетельствования МСЭ.

Инвалидам устанавливается 1,2 или 3 группа инвалидности Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (без указания группы).

Помимо группы инвалидности при признании лица инвалидом устанавливается также причина инвалидности, в частности это может быть:


-общее заболевание

-трудовое увечье; профессиональное заболевание

-инвалидность с детства

-военная травма; заболевание, полученное в период военной службы

-инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС

-иные причины, установленные законодательством РФ

Различают две группы пенсий по инвалидности

Страховая пенсия по инвалидности - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждении, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях

Социальная пенсия по инвалидности назначается в случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)//Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018)//Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410

  1. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019)//Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 06.03.2019) //Собрание законодательства РФ", 13.01.2014, N 2

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"//Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328

Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1 (ред. от 29.06.2015)"О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"//Ведомости СНД и ВС РСФСР", 23.01.1992, N 4, ст. 138


  1. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об актах гражданского состояния"//Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) //Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ(ред. от 27.12.2018)"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"//Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н (ред. от 05.07.2016) "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40650)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Юридическая литература

Благодир А.Л., Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный). 2 - е изд., перераб. и доп. // СПС «Консультант Плюс». 2015. С. 9.

  1. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявщих кормильца: особенности правового регулирования//Журнал российского права. 2017. № 8 (248). С. 112-127.

Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. -М., 2014 С. 67

  1. Акатнова М.И. К содержанию понятия «достойный уровень жизни» // Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученного, заслуженного деятеля науки РСФСР Виталия Семеновича Андреева: Материалы IX международной научно-практической конференции / под общ. ред. д- ра юрид. наук, проф. К.Н. Гусова; сост. канд. юрид. наук, доц. О.А. Шевченко, канд. юрид. наук, ст. преп. М.И. Акатнова. М.: Проспект, 2013. С. 556.

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. -М.: Норма, 2003. С. 87

  1. Гладкобородова Е.Д. Пенсионное обеспечение военнослужащих//Научное знание современности. 2017. № 2 (2). С. 67-71.
  2. Зрелов А.П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия "член семьи" // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С.18
  3. Карасева С.С. Особенности назначения социальной пенсии по инвалидности//В сборнике: Современные вопросы развития финансовой системы сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Редколлегия: Якушев А.А., Салита С.В, Максимова Т.В., Куценко Н.А., Дубынина А.В.. 2016. С. 233-236.
  4. Курявая А.В. Конституционные гарантии в сфере пенсионного обеспчения//В сборнике: Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 305-310.
  5. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I. II и III группы в соответствии с законодательством Российской Федерации//Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47-54.
  6. Мамиек Л.А. Механизм пенсионного обеспечения в современных условиях//В сборнике: Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 239-243.
  7. Методы определения порога бедности: опыт четырех стран // Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2014. С. 51-54.
  8. Назипов А.Р. Социальная пенсия по потери кормильца//В книге: Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 174-175.
  9. Право социального обеспечения России / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. Учебник. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2016. – 628 с.
  10. Пушкина Я.М., Карибова Е.Д. Понятие пенсии по случаю потери кормильца//Научный альманах. 2017. № 3-1 (29). С. 331-333.
  11. Российское гражданское право: В 2 т. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 2-е изд. М., 2015. С. 49
  12. Сивакова И.В. Оформление документов для получения пенсии//Пошаговая инструкция / Москва, 2017. –152с.