Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Теоретические основы регулирования пенсий по инвалидности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поставил на первое место необходимость социального обеспечения инвалида, не обусловленную какими бы то ни было субъективными факторами, в т.ч. корыстным умыслом на повреждение собственного здоровья, поскольку отменил норму, согласно которой лицо лишалось права на получение трудовой пенсии, если инвалидность наступила вследствие совершения инвалидом умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которая установлена в судебном порядке. Такая позиция законодателя более соответствует принципам социального государства, которым согласно Конституции РФ является Российская Федерация.

Для страховых пенсий по инвалидности действует общее правило назначения страховых пенсий: страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В данном случае необходимо отметить важное исключение из этого общего правила: страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если с момента признания его инвалидом прошло не более 12 месяцев. Если указанный 12-месячный срок пропущен, то страховая пенсия по инвалидности назначается по общему правилу, т.е. со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на эту пенсию.[8]

День обращения за страховой пенсией по инвалидности определяется по тем же правилам, что и день обращения за страховой пенсией по старости[9]. Есть ряд особенностей в сроках назначения страховых пенсий по инвалидности. В отличие от страховых пенсий по старости, пенсии по инвалидности назначаются на конкретный срок, который определяется следующим образом: это срок, в течение которого лицо признано инвалидом согласно медицинскому заключению, но не долее чем до дня назначения страховой пенсии по старости (в т.ч. досрочной).

Восстановление трудоспособности является фактором, прекращающим правоотношение по пенсионному обеспечению по инвалидности. Кроме того, пенсионное законодательство не допускает получение страховой пенсии по инвалидности лицами, имеющими право на пенсию по старости. Поэтому даже если инвалидность с пенсионера не снимается, пенсионное обеспечение прекращается в следующих случаях:

  • по достижению пенсионером общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) при наличии права на страховую пенсию по старости;
  • при отсутствии права на страховую пенсию по старости – по достижении пенсионером возраста назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (65 лет для мужчин, 60 лет для женщин).

Перечень оснований, по которым выплата страховой пенсии по инвалидности приостанавливается, включает те же основания, которые были перечислены применительно к страховым пенсиям по старости [10].

В статье 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» перечислены основания, по которым выплата страховой пенсии по старости приостанавливается (во всех перечисленных случаях на 6 месяцев начиная с 1ого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли основания, по которым выплата страховой пенсии по старости прекращается), если:[11]

  • пенсионер не получает установленную ему страховую пенсию по старости в течение 6 месяцев подряд;
  • пенсионер – иностранный гражданин или лицо без гражданства, у которого истек срок действия документов, подтверждающих его право на постоянное проживание на территории РФ;
  • пенсионер выезжает на постоянное жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор о том, что обязательства по пенсионному обеспечению несет то государство, на чьей территории проживает пенсионер;
  • поступили документы о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и при этом отсутствует заявление пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Если обстоятельства, послужившие основанием к приостановлению выплаты страховой пенсии по старости, устраняются (пенсионер обращается с заявлением о возобновлении ему выплаты пенсии, или поступают недостающие документы и т.д.), выплата страховой пенсии возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эти обстоятельства наступили. При этом неполученные суммы пенсии с учетом индексации, перерасчета размера фиксированной выплаты и корректировки выплачиваются за все время, когда выплата пенсии была приостановлена.

Дополнительно указывается такое основание, как неявка инвалида для переосвидетельствования в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы. В этом случае выплата страховой пенсии по инвалидности приостанавливается на 3 месяца, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.

Общие основания прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности, – те же, что и для страховой пенсии по старости.


Основания прекращения выплат страховой пенсии по старости определяются в ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях»:[12]

  • смерть пенсионера либо объявление его в установленном законом порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим;
  • если со дня приостановления выплаты страховой пенсии по старости прошло 6 месяцев, а пенсионер так и не обратился с заявлением о возобновлении выплаты пенсии;
  • пенсионер утратил право на назначенную ему страховую пенсию по старости (если обнаружились обстоятельства или получены документы, опровергающие достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию и т.д.).
  • пенсионер обратился с заявлением об отказе от получения назначенной ему страховой пенсии по старости.

Дополнительно в ч. 2 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» указывается ряд специальных оснований, по которым выплата страховой пенсии по инвалидности прекращается:

  • достижение законодательно установленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) при наличии всех условий для возникновения права на страховую пенсию по старости.
  • Достижение возраста для назначения социальной пенсии по старости, (65 лет для мужчин, 60 лет для женщин).[13]
  • Установление страховой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения установленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин). Выплата пенсии прекращается со дня установления такой пенсии.

Таким образом, можно сделать вывод, что в российском законодательстве предусмотрены следующие условия назначения страховых пенсий по инвалидности: признание в установленном порядке инвалидом I, II, или III группы и наличие страхового стража (независимо от продолжительности). Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, ему устанавливается социальная пенсия по инвалидности

Глава 2. Оформление, исчисление и размеры пенсий по инвалидности

2.1 Размеры и порядок исчисления пенсии по инвалидности


В связи с пенсионной реформой 2015 г. и принятием федерального закона о «страховых пенсиях» порядок исчисления и размеры пенсии установлены единой формулой для различных получателей. В том числе назначение пенсии по потери кормильца и инвалидности установлено одной формулой основным фактором которого является страховой стаж.

Говоря о размере страховой пенсии, необходимо учитывать, что она, как и до реформы, по - прежнему состоит из двух частей:

собственно страховой пенсии, исчисляемой по новой пенсионной формуле;

фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии). Размер выплаты установлен Законом и подлежит ежегодной корректировке по основаниям, установленным законодательством.

Федеральным законом 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» в качестве базовой установлена следующая пенсионная формула для установления страховой пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца и исчисления ее размера:

СП = ИПК х СПК,

где СП - страховая пенсия соответственно по старости, по инвалидности, по потере кормильца; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначается страховая пенсия.

Как следует из приведенной формулы, определяющим (базовым) параметром, на основе которого устанавливается страховая пенсия и исчисляется ее размер, является индивидуальный пенсионный коэффициент (если он меньше 30 на момент выхода на пенсию, то страховая пенсия не назначается). Дело в том, что в реформированной пенсионной системе объем прав застрахованного лица определяется размером страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд работодателем или им самим, на страховую пенсию, продолжительностью страхового стажа, а также отказом на определенный период от получения страховой пенсии после ее назначения. Для количественного учета объема сформированных пенсионных прав застрахованного лица используется индивидуальный пенсионный коэффициент, одновременно устанавливающий вклад застрахованного лица в пенсионную систему. Его размер определяется суммой внесенных страховых взносов на страховую пенсию. Эта сумма зависит от размера зарплаты (дохода), с которой уплачиваются взносы, и продолжительности страхового стажа, т.е. периода, в течение которого уплачиваются взносы. Тем самым в формуле реализуется один из базовых принципов пенсионного страхования: зависимость размера пенсии от размера зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы на страховую пенсию. Логика здесь простая: больше взносов - больше пенсия. Необходимо также отметить, что размер ИПК у каждого застрахованного лица, в силу неодинакового размера зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы в ПФР, разный.


Индивидуальный пенсионный коэффициент определяется ежегодно и учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, исходной точкой установления и исчисления страховой пенсии является исчисление ИПК за каждый год трудовой деятельности застрахованного лица. Принципы и порядок его определения установлены Федеральным законом.

При определении величины ИПК в расчет принимаются все периоды, в течение которых формировались его пенсионные права независимо от законодательной базы, на основе которой они устанавливались. Таких периодов выделено два: период до 2015 года и период с 2015 года. Следовательно, у застрахованных лиц, которые до 2015 года частично заработали свои пенсионные права и продолжат их формирование с 2015 года до выхода на пенсию (уже по новой формуле), индивидуальный пенсионный коэффициент, используемый для исчисления страховой пенсии, будет представлять собой сумму ИПК за период до 2015 года и ИПК за период после 2015 года. Этот общий ИПК увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, определение величины ИПК за конкретный год производится по формуле

ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за период после 2015 года; вСП - коэффициент повышения размера страховой пенсии по различным основаниям, установленным законодательством.

Данная формула будет действовать на протяжении всего переходного периода (до 2025 года). К этому времени отпадет необходимость в определении индивидуального пенсионного коэффициента за период до 2015 года, так как все застрахованные лица, частично сформировавшие свои пенсионные права ранее 2015 года, выйдут на пенсию. Формула его расчета, следовательно и пенсии, упростится.

Учитывая, что законодательные базы, на основе которых формировались пенсионные права застрахованных лиц в период до 2015 года и после 2015 года, разные, то и правила, по которым устанавливается величина ИПК в каждом из этих периодов, тоже разные.

Таким образом, можно сделать вывод, что положения нового закона о страховых пенсиях мало чем отличаются от положений об условиях назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности ранее действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».