Файл: История и развитие Синьцзяна (Белая книга).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История и развитие Синьцзяна (Белая книга)

russian.china.org.cn   26-05-2003

Синьцзян-Уйгурский автономный район (сокращенно: Синьцзян) находится на северо-западной окраине Китая, занимает срединное положение в Евразии, площадь — 1,6649 млн. кв. км, или одна шестая часть территории Китая. Синьцзян имеет сухопутную границу протяженностью 5600 км, сопределен с 8 странами, в древности являлся главным коридором на Шелковом пути. По статистическим данным 2000 года, население Синьцзяна составляло 19,25 млн. человек, из них 10,9696 млн. человек не ханьцы. Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из них уйгуры, ханьцы, казахи, хуэйцы, монголы, киргизы, сиботяне, таджики, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские. Синьцзян — один из пяти автономных районов национальных меньшинств Китая.

Издревле Синьцзян является районом компактного проживания многих национальностей и сосуществования многих религий, с династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 24 г. н. э.) неотъемлемая часть единого многонационального Китая. За 50 с лишним лет Китайской Народной Республики все национальности Синьцзяна в сплоченном содружестве и общими усилиями написали славную страницу развития, строительства и защиты рубежей, в социальном облике Синьцзяна произошли грандиозные изменения.

I. СИНЬЦЗЯН ИЗДРЕВЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ РАЙОНОМ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

С древних времен Синьцзян населяли многие племена и национальности. Лишь с династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) имеются ясные летописи о национальной принадлежности населения Синьцзяна, в те времена его в основном населяли саки, жоучжи, усуни, цяны, гунны и ханьцы.

Сайки кочевали в районе от бассейнов рек Или и Чухэ на востоке до реки Сир на западе. Жоучжи вытеснили их на запад, поэтому часть из них обосновалась на северном берегу Сира, а часть двинулась на юг к Памиру и рассеялась по многим местам. В период Воюющих царств (475 — 221 гг. до н. э.) обширный район от Хэсийского коридора до Таримской впадины был местом деятельности самой процветающей и самой мощной на стыке династий Цинь (221 — 206 гг. до н. э.) и Хань национальности жоучжи. Приблизительно в 176 году до нашей эры она не раз подверглась нападению гуннов и вынуждена была уйти в бассейн Или, откуда вытеснила саков. Усуни первоначально населяли район Хэсийского коридора. В конце династии Цинь — начале династии Хань они постоянно подвергались нападению со стороны жоучжи, в результате примкнули к гуннам, а потом при поддержке последних напали на жоучжи и вытеснили их из бассейна Или. Цяны первоначально населяли районы среднего и верхнего течения Хуанхэ. В периоды Весны и Осени (770 — 476 гг. до н. э.) и Воюющих царств часть цянов через Хэсийский коридор двинулась вдоль гор Циляньшань и Куньлунь на запад, оставив свой след в Синьцзяне. Приблизительно в 176 году до нашей эры гунны вторглись в Синьцзян. Хань — одна из национальностей, которая сравнительно рано поселилась в Синьцзяне. В 101 году до нашей эры армия династии Хань начала колонизацию пустующих пограничных земель в Луньтае, Цюйли и других районах, расширив впоследствии свои действия на все районы Синьцзяна. Эти земли стали местами самых ранних поселений ханьцев в Синьцзяне; после учреждения в 60 году до нашей эры управления наместника западного региона в Синьцзян стали непрерывно приезжать ханьские чиновники, военные и купцы.


Период Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий (220 — 589 гг.) был временем ускоренного процесса ассимиляции этногрупп Китая, различные национальности постоянно мигрировали, множество древних национальностей поселилось в Синьцзяне, например, жоужань, гаочэ, яда, туюйхунь. Предками жоужань была древняя национальность дунху, населявшая северные степи. В начале V века жоужань процветала в монгольских степях, в 402 году она установила мощную власть и стала воевать с династией Северная Вэй (386 — 534 гг.) за владение в западном регионе. Гаочэ или чэлэ, телэ вначале кочевала в районе Байкала и бассейнов рек Аргунь и Тула. В 487 году вождь племени гаочэ Фуфуло Афучжило и его брат Цюнци во главе более 100 тыс. соплеменников двинулись на запад и к северо-западу от Чэшицяньбу (ныне древний город Цзяохэ в Турфане) и основали государство Гаочэ. Яда берет свои истоки в Сайбэе (в древности так назывался район к северу от Великой стены), в конце V века она пришла в район Таримской впадины, на юге атаковала жоучжи и установила свою власть, причем, преодолев Памирское нагорье, одно время контролировала часть районов на юге Синьцзяна. Свои истоки туюйхунь берет от сяньбэй (древняя национальность в Китае), в начале IV века переселилась на запад из района к востоку от реки Ляохэ, постепенно ставила под контроль районы национальностей чжи и цянь сегодняшней южной части провинции Ганьсу и провинций Сычуань и Цинхай и установила там свою власть.

В период династий Суй (581 — 618 гг.) и Тан (618 — 907 гг.) важную роль в истории Синьцзяна сыграли древние национальности тюрки и тубо. Тюрки — древняя национальность, которая в VI — VIII веках кочевала на северо-западе и по северным степям Китая. В 552 году вождь тюрков Тумэнь победил жоужань и установил свою власть в районе к северу от пустыни на Монгольском плато. Затем власть распалась на восточных и западных тюрков. Между ними не прекращалась борьба за ханский трон. В середине VIII века исчезли ханства восточных и западных тюрков, а потомки тюрков растворились среди других национальностей. Тубо являются предками тибетцев, в конце VI века они обосновались на Цинхай-Тибетском нагорье, затем захватывают Цинхай и начинают борьбу с династией Тан за владение в западном регионе. В 755 году в Танской империи вспыхнул на Центральной равнине мятеж Ань Лушаня и Ши Сымина, династия Тан перебросила из западных территорий свои многочисленные войска во внутренние районы страны. Воспользовавшись этим, тубо захватывает часть районов Южного и Северного Синьцзяна.



В 840 году в Синьцзяне поселилась большая диаспора уйгуров. Национальность уйгуры раньше назывались хуэйхэ, она являлась одним из племен национальности телэ (древняя национальность в Китае). Первоначально она обитала в бассейне рек Селенга и Аргунь, затем перекочевала на север от реки Тула. В 744 году окрепшие уйгуры установили свою власть в северной части Гоби. К тому же уйгуры дважды направляли войска на помощь центральному правительству династии Тан в ликвидации мятежа Ань Лушаня и Ши Сымина. В 840 году Уйгурский каганат распался при частых стихийных бедствиях, из-за распрей внутри господствующей группировки и нападений со стороны киргизов, большая часть уйгуров переселилась на запад. Часть из них поселилась в границах нынешних районов Джимсар и Турфан, впоследствии было создано Уйгурский каганат в Гаочане; часть уйгуров перекочевала в степи Средней Азии, разместилась в Средней Азии и районе Кашгар, потом вместе с национальностями карлуки и ягма основала Караханскую династию. С этих пор районы вокруг Таримской впадины подпали под господство Уйгурского каганата и Караханской династии, поселившиеся на западе уйгуры ассимилировались с местным населением, что заложило основу для формирования национальности уйгуров.

В 1124 году Елюйдаши из императорской семьи династии Ляо (916 — 1125 гг.) во главе своих подданых двинулся на запад, покорил Синьцзян и установил власть Западная Ляо, тем самым в Синьцзяне поселилось множество киданей (древняя национальность в Китае). В начале XIII века Чингисхан со своим войском покорил Синьцзян и раздал завоеванные земли своим сыновьям и внукам, продолжалась ассимиляция уйгуров, которая слилась с киданями и монголами.

Ойратами в династию Мин (1368 — 1644 гг.) называли монголов, проживающих в западной части Гоби. Вначале они обитали в бассейне верхнего течения Енисея, но потом непрерывно расширяли свои владения в среднем течении Орчис и бассейне Или. В начале XVII века постепенно образовались племена джунгар, турбот, хухут и тургу. В 70-х годах XVII века джунгары захватили бассейн Или, стали главными среди четырех племен и установили господство в Южном Синьцзяне.

После 60-х годов XVIII века правительство династии Цин (1644 — 1911 гг.) во имя укрепления границ Синьцзяна перекинуло с Северо-Востока в Синьцзян офицеров и солдат из маньчжуров, сиботян и солунов (дауров), которые стали новыми членами сообщества национальных меньшинств Синьцзяна. Затем в Синьцзяне поселились русские и татары. К концу XIX века Синьцзян уже населяли 13 национальностей — уйгуры, ханьцы, казахи, монголы, хуэйцы, киргизы, маньчжуры, сиботяне, таджики, дауры, узбеки, татары и русские. Так образовалась новая панорама компактного проживания национальностей, среди которых главными стали уйгуры.


II. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МНОГИХ РЕЛИГИЙ В СИНЬЦЗЯНЕ

Как важный канал и узел в экономическом и культурном обмене между Востоком и Западом Синьцзян издревле является районом сосуществования многих религий. До проникновения ислама в Синьцзян вдоль Шелкового пути уже распространялись многие религии — зороастризм, буддизм, даосизм, манихейство и несторианство, которые процветали в различных районах вместе с первобытной местной религией. После проникновения ислама в Синьцзяне продолжали сосуществовать различные религии, к тому же к ним прибавились еще христианство и католичество.

До проникновения извне других религий древние местные жители Синьцзяна исповедовали первобытную местную религию, которая затем развилась в шаманство. Некоторые национальные меньшинства в Синьцзяне по сей день в разной степени исповедуют первобытную религию и шаманство и связанные с ними обычаи.

Возникший приблизительно в IV веке до нашей эры в древней Персии зороастризм, который в Китае называют сяньцзяо (поклонение огню), проник из Средней Азии в Синьцзян. С эпохи Южных и Северных династий до династий Суй и Тан поклонение огню было широко распространено в различных районах Синьцзяна, но особенно в Турфанском районе. В тот период гаочанские власти создали специальные органы и назначили чиновников для усиления контроля над этой религией. Некоторые национальности Синьцзяна, исповедующие сегодня ислам, раньше исповедовали зороастризм.

Приблизительно в I веке до нашей эры зародившийся в Индии буддизм проник в Синьцзян через Кашмир. Вскоре при всемерном насаждении господствующими правителями буддизма в различных районах он стал главной религией в Синьцзяне. В период расцвета буддизма в оазисах вокруг Таримской впадины было возведено множество буддийских храмов и монастырей, сложилось множество общин монахов и монахинь, возникли такие знаменитые буддийские центры, как Юйтянь, Шулэ, Цюцы и Гаочан. В Синьцзяне буддизм достиг своих высот в скульптуре, живописи, музыке, танцах, в зодчестве монастырей и традициях каменных пещер, он оставил богатое и ценное культурное наследие, обогатив китайскую и мировую сокровищницу культуры и искусства.

Приблизительно в V веке процветавший во внутренних районах даосизм был принесен ханьцами в Синьцзян. Но распространялся он не широко, в основном в Турфане и Хами, где компактно проживали ханьцы. И лишь в династию Цин он распространился во всех районах Синьцзяна.


Приблизительно в VI веке из Персии через Среднюю Азию в Синьцзян проникло манихейство. В середине IX века уйгуры, государственной верой которых было манихейство, после переселения в Синьцзян способствовали развитию этой веры в Синьцзяне. Исповедующие манихейство уйгуры построили в Турфанском районе множество монастырей, пробили каменные пещеры, перевели каноны, обогатили искусство фресками, распространяя таким образом догмы и культуру манихейства. До и после проникновения манихейства в Синьцзяне появилось несторианство (раннее течение в христианстве), но оно не смогло распространиться широко и процветало в династию Юань (1206 — 1368 гг.) лишь по той причине, что множество уйгуров приняли эту веру.

В конце IX века и начале X века в южные районы Синьцзяна из Средней Азии проник ислам. В середине X века Караханская династия развязала против княжества Юйтянь религиозную войну — войну ислама с буддизмом, продолжавшуюся более 40 лет. В начале XI века после распада княжества Юйтянь, ислам распространился по всему Хотанскому району. В середине XIV века Чагадайское ханство (вассал, основанный вторым сыном монгольского хана Чингисхана в западном регионе) стало насильно насаждаться ислам, который стал главной религией монголов, уйгуров, казахов, киргизов и таджиков Чагадайского ханства. В итоге в начале XVI века ислам пришел на смену буддизму и стал главной религией в Синьцзяне.

После того как ислам стал главной религией уйгуров и других национальностей, в Синьцзяне постепенно исчезали зороастризм, манихейство и несторианство, которые раньше исповедовали эти национальности, но по-прежнему существовали буддизм и даосизм. Более того, начиная с династии Мин большое развитие получил тибетский буддизм, ставший вместе с исламом главной религией в Синьцзяне. В конце XVII века вождь исламской секты «байшань» Апак ходжа ламаистскими силами уничтожил своих политических врагов — Караходжа, в результате рухнуло Ярканское ханство (местная власть с центром в нынешнем Шачэне, установленная потомками монгольского хана Чагадая в 1514 — 1680 гг.). Это свидетельствовало о том, что ламаизм в то время имел большое влияние. Примерно с XVIII века в Синьцзян пришли христианство и католичество, сравнительно большое развитие имели буддизм, даосизм и шаманство. На севере и юге Тяньшаня появилось множество монастырей и храмов этих религий, некоторые мусульмане даже перешли в католичество и лоно других религий.

Исторически религии в Синьцзяне непрерывно эволюционировали, однако после того как в Синьцзян извне проникли различные религии, там всегда сохранялось сосуществование многих религий. Сегодня в