Файл: История и развитие Синьцзяна (Белая книга).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IV. КАК ВОЗНИК ВОПРОС О «ВОСТОЧНОМ ТУРКЕСТАНЕ»

В средневековье в арабских географических книгах появилось понятие «Туркестан», которое означало «владения тюрков» и подразумевало земли к северу от реки Сир и сопредельные с ними восточные земли Средней Азии. По мере исторической эволюции и самоопределения современных национальностей Средней Азии географическое название «Туркестан» к XVIII веку почти исчезло, в книгах того периода его в основном не использовали. В начале XIX столетия вместе с углублением системы колониализма и экспансии в Средней Азии со стороны империалистических держав вновь появилось и слово «Туркестан». В 1805 году русский миссионер Димковский в своем отчете о деятельности миссии тоже использовал название «Туркестан», описывая с географической точки зрения Среднюю Азию и Таримскую впадину в Синьцзяне Китая. А так как история, язык и обычаи этих двух районов отличались, и политическая принадлежность у них была разная, то он называл «Восточным Туркестаном» Таримскую впадину в Синьцзяне Китая, находившуюся на востоке от «Туркестана», называл эти земли и «китайским Туркестаном». В середине XIX века Россия аннексировала одно за другим три ханства в Средней Азии — Хивинское, Бухарское и Кокандское, в районе Хэчжун учредила «туркестанское наместничество», поэтому некоторые люди на Западе стали называть этот район «Западным Туркестаном» или «русским Туркестаном», а синьцзянские районы Китая — «Восточным Туркестаном».

В начале XX столетия ничтожное число синьцзянских раскольников и религиозных экстремистов под влиянием мирового религиозного экстремизма и национального шовинизма, основываясь на высказываниях старых колонизаторов, решило политизировать нестандартное географическое название «Восточный Туркестан» и выдумало некую «идейно-теоретическую концепцию» о «независимости Восточного Туркестана». Ее последователи всюду разглагольствовали о том, что, мол, «Восточный Туркестан» испокон веков является самостоятельным государством, его национальность имеет почти десятитысячелетнюю историю, будто «это наилучшая в истории национальность»; они подстрекали к тому, чтобы все тюркоязычные и исповедующие ислам нации объединились и создали «теократическое» государство; отрицали историю создания великой родины всеми национальностями Китая, призывали «дать отпор всем национальностям нетюркской национальности», уничтожить «иноверцев», они разглагольствовали о том, что Китай «на протяжении трех тысяч лет является врагом Восточного Туркестана», и т. д. и т. п. После появления так называемой концепции о «Восточном Туркестане» раскольники всех мастей затеяли возню вокруг вопроса о «Восточном Туркестане», пытаясь осуществить несбыточные надежды о создании «государства Восточного Туркестана».


С начала XX века и по конец 40-х годов силы за «Восточный Туркестан» при подстрекательстве и поддержке иностранных враждебных сил не раз учиняли беспорядки. В ноябре 1933 года Сабит Дамолла создал в Кашгаре некую «Исламскую Республику Восточный Туркестан», но все национальности Синьцзяна выступили против, и через менее три месяца она распалась. В 1944 году против гоминьдановского господства восстали «три революционных района» (Или, Тачэн и Алтай), будучи частью движения демократической революции китайского народа, раскольник Алихан Туле (бывший советский узбек) захватил власть в начальный период «трех революционных районов», создал в Инине некую «Республику Восточный Туркестан» и назначил себя «председателем». В июне 1946 года руководители «трех революционных районов» Ахмаджан и Абасов свергли Алихана Туле, «Республика Восточный Туркестан» была реорганизована и переименована в Сенат Илийского округа, что нанесло сокрушительный удар по раскольническим силам.

После мирного освобождения Синьцзяна силы за «Восточный Туркестан» не смирились со своим поражением. Бежавшая за границу кучка синьцзянских раскольников совместно с раскольниками внутри страны при поддержке международных антикитайских сил в удобный момент развернули раскольническую деятельность. Особенно с вступлением в 90-е годы двадцатого столения под влиянием религиозного экстремизма, сепаратизма и международного терроризма внутренние и внешние силы за «Восточный Туркестан» перешли к раскольнической подрывной деятельности, основными методами которых стали теракты. Некоторые организации за «Восточный Туркестан» во всеуслышание заявляют, что посредством терактов достигнут цели раскола. В Синьцзяне Китая и соответствующих государствах силы за «Восточный Туркестан» задумали и осуществили жестокие теракты — взрывы, убийства, поджоги, отравления и нападения, нанесли серьезный ущерб безопасности жизни и имущества различных национальностей Китая и социальной стабильности, поставили под угрозу безопасность и стабильность в соответствующих странах и районах.

После инцидента «11 сентября» в мире все более крепнут призывы к борьбе против терроризма и сотрудничеству. Силы за «Восточный Туркестан», чтобы избежать своего незавидного положения, вновь подняли крик о защите «прав человека», «свободе вероисповедания» и «интересах национальных меньшинств», состряпали слухи, будто, «китайское правительство, пользуясь случаем, наносит удары по национальным меньшинствам», тем самым они мутят воду и обманывают международную общественность в попытках избежать ударов со стороны международных антитеррористических сил.




V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИНЬЦЗЯНА ПОСЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО КИТАЯ

До образования КНР национальная экономика Синьцзяна представляла собой натуральную экономику, где основными субъектами были сельское хозяйство и скотоводство, промышленность была крайне отсталой, не было ни километра железных дорог, не было ни заводов и рудников, многие районы испытывали дефицит зерна, народ жил в страшной нищете. 25 сентября 1949 года Синьцзян был мирно освобожден, а 1 октября 1955 года был создан Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Так в истории развития Синьцзяна была открыта новая страница. За 50 лет экономика и различные социальные сферы Синьцзяна получили стремительное развитие.

Стремительный рост народного хозяйства. В 2001 году валовой продукт в Синьцзяне достиг 148,548 млрд. юаней, по сопоставимым ценам это в 42,9 раза больше против 1952 года, среднегодовой рост составил 8 процентов. ВВП на душу населения со 166 юаней в 1952 году повысился до 7913 юаней в 2001 году. Финансовые доходы в 2001 году составили 17,807 млрд. юаней, увеличились в 102,9 раза против 173 млн. юаней в 1955 году — год создания СУАР. Индустриальная структура непрерывно регулируется и оптимизируется, в 2001 году удельный вес первой, второй и третьей индустрий в ВВП составил соответственно 19,4, 42,4 и 38,2 процента, по сравнению с 1955 годом удельный вес первой индустрии снизился на 35 процентных пунктов, удельный вес второй индустрии повысился на 16,3 процентного пункта, третьей индустрии — на 18,7.

Заметное повышение общей производительности сельского хозяйства. За 50 с лишним лет, особенно за годы реформ и открытости, в Синьцзяне обрела первоначальные масштабы оросительная сеть сельскохозяйственных угодий, повысился уровень модернизации. К 2001 году суммарная мощность парка сельскохозяйственной машины составила 8,8085 млн. кВт., количество потребления химических удобрений (в перечете на стопроцентно эффективные компоненты) составило 832,9 тыс. тонн, потребление электроэнергии в деревнях — 2,545 млрд. кВт-ч; общая посевная площадь в Синьцзяне достигла 3404,12 тыс. гектаров, расширилась против 1955 года в два раза; производство зерновых, хлопка и сахарной свеклы составил соответственно 7,96 млн. тонн, 1,57 млн. тонн и 4,55 млн. тонн, увеличившись против 1955 года соответственно в 5,4, 62,5 и 4551,2 раза. Обретшие новую славу турфанский виноград, курлэские груши и хамийские дыни поставляются в большом количестве на внутренний и внешний рынки, в последние годы стремительно развивается специфическое садоводство и растениеводство. Непрерывно развиваются на основе науки и техники слияние сельского хозяйства и скотоводства и современное скотоводство, в 2001 году поголовье скота достигло 46,0378 млн. голов, в 2,8 раза больше против 1955 года. Синьцзян уже стал самой крупной в Китае базой поставок товарного хлопка, хмеля и томатной пасты, главной базой скотоводства и производства свекловичного сахара.


Стремительный рост промышленного потенциала. В начальный период Нового Китая в Синьцзяне было всего 363 предприятия, годовое производство которых составляло 98 млн. юаней. В 2001 году во всем автономном районе насчитывалось 6287 волостных предприятий и категорией выше, добавленная стоимость промышленности составила 45 млрд. юаней; производство основной промышленной продукции увеличилось в несколько раз, выработано 19,4695 млн. тонн сырой нефти, 28,1961 млн. тонн угля, 302,7 тыс. тонн пряжи, 19,762 млрд. кВт-ч электроэнергии, что по сравнению с 1955 годом увеличилось соответственно в 591,78, 43,68, 81,8 и 359,3 раза; выработано 419,8 тыс. тонн сахара заводского производства, 1,3183 млн. тонн стали, 9,8129 млн. тонн цемента, 729 тыс. тонн химических удобрений. В огромной степени возрос промышленный потенциал, значительно повысился технический уровень, в определенных масштабах сформирована охватывающая почти все сферы модернизированная промышленная система, главной силой которой является промышленность по переработке сельскохозяйственной и побочной продукции, а основным субъектом — сырьевая промышленность, охватывающая нефтяную, нефтехимическую, металлургическую, угольную, электроэнергетическую, текстильную, строительных материалов, химическую, фармацевтическую, легкую и пищевую отрасли.

Заметные успехи в ирригационном строительстве. На основе особенностей «экологии оазисов и орошаемого сельского хозяйства» в Синьцзяне в больших масштабах развернулось полеводческо-ирригационное строительство, всесторонне ведется общее обуздание реки Тарим, 4 раза перебрасывались из озера Бостэн в нижний бассейн 1,05 млрд. кубометров воды. Закончено строительство крупных современных ирригационных объектов, множества каналов и сооружений по предотвращению утечки воды, главные среди них — Кызылское водохранилище и гидроузел Улувати в Хотане. В результате во всем районе стремительно увеличились объем проводной воды, емкость водохранилищ и площадь эффективного орошения. К 2000 году построено 485 водохранилищ общей емкостью более 6,716 млрд. кубометров, рост соответственно в 162 и 200 раз против 1949 года, общая площадь орошаемых земель достигла 3,388 млн. гектаров; возведено 5129 км противопаводковых дамб, что в 17,7 раза больше против 1949 года, когда их было всего 289 км.

Стремительный взлет транспорта. В Синьцзяне до образования Нового Китая люди переезжали с места на место и перевозили грузы в основном за счет тягловой силы, был пробел в современном транспорте. За 50 с лишним лет Нового Китая в Синьцзяне произошли огромные перемены в транспорте. В конце 1962 года была проложена железная дорога из Ланьчжоу до Урумчи, таким образом было покончено с историей, когда в Синьцзяне не было железных дорог; в 1984 году началось движение по железной дороге протяженностью 476 км от Турфана до западного участка в Курле на юге Синьцзяна, в 1990 году построена западная ветка железной дороги Ланьчжоу—Синьцзян — 460 км от Урумчи до Алашанькоу, ставшая вторым крупным мостом Азия—Европа; в 1994 году началось движение по вторым путям железной дороги Ланьчжоу—Синьцзян, а в 1999 году были уложены рельсы на протяжении 975 км и пущены поезда от западного участка в Курлэ до участка в Кашгаре; к 2001 году протяженность действующих железнодорожных магистралей достигла 3010,4 км. В 1949 году в Синьцзяне было всего несколько примитивных дорог, протяженность автодорог составляла всего 3361 км, а к концу 2001 года протяженность шоссейных дорог во всем районе достигла 80,9 тыс. км, из них 428 км скоростных автострад, 230 км первоклассных шоссе и 5558 км второклассных шоссе; шоссе через пустыню Такла-Макан стало первой столь протяженной шоссейной дорогой в мире, построенной в зыбучих песках; в настоящее время уже создана сеть шоссейных дорог, центром которых является Урумчи, а каркасом — 7 автострад, на востоке они соединили Синьцзян с Ганьсу и Цинхаем, на западе — со
странами Средней и Западней Азии, на юге — с Тибетом, причем соединены с 68 шоссейными дорогами разных провинций страны, с различными городами и уездами. В гражданской авиации Синьцзяна построено и расширено 11 аэропортов в Урумчи и других городах, открыты международные авиалинии от Урумчи до Алматы, Ташкента, Москвы и Исламабада, работают 92 линии чартерных рейсов до Сянгана, межпровинциальных рейсов и внутрирайонных рейсов, уже образована сеть авиаперевозок с центром в Урумчи, соединяющая Синьцзян с 65 крупными и средними городами Китая и 12 районами, округами и городами, протяженность авиалиний — 161,8 тыс. км.

Инфраструктура связи идет в ногу с уровнем развития всей страны. Сегодня в Синьцзяне уже построены цифровые микроволновые электролинии — от Урумчи через Куйтунь и Болэ до Или, от Куйтуня через Карамай до Алтая, от Турфана через Курлэ, Аксу и Кашгар до Хотана; цифровые микроволновые системы на юге и севере Синьцзяна, четыре магистрали оптико-волоконного кабеля от Сианя через Ланьчжоу, Урумчи, Инин до пограничного города Хоргоса; второй оптико-волоконный кабель от Урумчи через Турфан, Курлэ, Жоцянь, уходящий в Манъай за пределы Синьцзяна, оптико-волоконный кабель Азия—Европа; оптико-волоконные кабели от Урумчи до различных главных округов и городов на юге и севере Синьцзяна. Все уезды и города автономного района оборудованы прямой междугородной телефонной связью, число абонентов уже достигло 2,626 млн. Стремительно развиваются сети цифровой и мультимедийной связи, создана широкополосная сеть АТМ, покрывшая все округа и города СУАР, ведется строительство городской широкополосной сети IP. Значительно увеличилась мощность сети мобильной связи, покрывающей весь Синьцзян, во всем автономном районе емкость коммутаторов мобильной связи достигла 2,924 млн. абонентов.

Стремительно развивается внешняя торговля. Оживлению внешней торговли Синьцзяна способствовали такие гибкие методы, как валютная торговля, мелкая приграничная торговля, обработка давальческого сырья заказчиков, компенсационная торговля и шоп-туры для туристов. К 2001 году Синьцзян поддерживал торговые отношения со 119 странами и районами мира, 22 серии товаров имеют более тысячи видов продукции, среди них экспорт по 10 видам составляет свыше 10 млн. долларов США, общий объем экспорта внешней торговли всего автономного района достиг 1,77 млрд. долларов. Непрерывно улучшается и структура экспортных товаров, сделан шаг от первичной продукции со сравнительно низкой добавленной стоимостью к продукции со сравнительно высокой добавленной стоимостью — машиностроительной электронной продукции, приборам высокой точности и другим, в настоящее время удельный вес промышленной продукции в торговом экспорте повысился до 67 процентов. В Синьцзяне, как в важном регионе по осуществлению государственной стратегии открытости приграничных районов, уже сложилась всесторонняя, многоуровневая и широкомасштабная внешняя открытость вдоль границ, евразийского контимоста и магистралей, которая расширяется в сторону внешнего мира и остальных регионов страны, Синьцзян уже стал передней линией открытости Китая Западу.