Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие самооценочной активности и
самооценочного мышления в
профессиональной деятельности
Психология самооценки
Цель изучения темы:

формирование системного подхода к развитию самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.
Задачи темы:

получить представление о концепции стремления к компетентности;

освоить информацию о социально-психологических факторах, влияющих на качество самооценочного мышления;

овладеть информацией о механизмах формирования адекватной самооценки на разных этапах обучения и профессионального становления;

иметь представление об особенностях формирования персонального SWOT- анализа.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:

особенности формирования компетентности;

социально-психологические факторы, влияющие на качество самооценочного мышления;

механизмах формирования адекватной самооценки;

формировании персонального SWOT-анализа.
Уметь:

осуществлять анализ социально-психологических факторов, влияющих на качество самооценочного мышления;

выражать собственное критическое мнение о механизме формирования адекватной самооценки.
Владеть:

опытом применения знания при формировании собственного подхода к формированию адекватной самооценки;

опытом применения знания о механизмах формирования адекватного самооценивания в профессиональной деятельности.
Учебные вопросы темы:
1. Концепция стремления к компетентности.
2. Социально-психологические факторы, влияющие на качество самооценочного мышления.
3. Механизм формирования адекватной самооценки на разных этапах обучения и профессионального становления.
4. Персональный SWOT-анализ.

Вопрос 1. Концепция стремления к компетентности
Компетентность – это одно из ключевых понятий психологии управления.
Это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
Компетенция – это знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Понятие компетентности содержит различные взаимосвязанные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально- перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность.
В фокусе нашего внимания находится вопрос взаимосвязи компетенции и самооценки. И первый вопрос, который мы рассмотрим в данной теме – это процесс формирования компетенции. Возрастная психология дает ответ по поставленный вопрос.
У ребенка в его субъективной картине мира очень рано формируется компетентностная модель, внутри которой он пробует оценивать себя. С ростом умений устанавливать отношения с другими людьми формируется социальная компетентность. У ребенка в процессе оценивания себя по критерию «что я умею или не умею делать», подражания взрослым формируется физическая компетентность. Когнитивная компетентность формируется в результате развития способностей решать проблемы и достигать поставленные цели.
Вместе с развитием компетентности в структуре личности формируется нравственно-этическая составляющая, которая вырастает из ответов ребенка на вопрос «хороший ли я?». На основе полученных подкреплений со стороны взрослых или сверстников создается обобщенный «образ Я» – отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие. У ребенка в раннем детстве, когда отношение к нему родителей и их оценки играют ключевую роль, создаются неосознаваемые установки. С возрастом критерии самооценки у ребенка дифференцируются, становятся зависимыми от уровня притязаний и от степени трудности целей, которые ставят перед ним.
Компетенция формируется в течении всей жизни человека, и этот процесс связан с двумя компонентами:

оценкой внутренней или внешней своих личностных качеств, способностей, умений и т.д.,

стремлением к самопреобразованию – естественной потребности и ребенка, и взрослого, поскольку человек стремится к изменению линии своего поведения, а, следовательно, и перестройке самооценки.
При этом возникает проблема соответствия между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.
Отечественные и западные исследователи в области психологии управления указывают на формирование самооценки как индивидуального свойства личности, обеспечивающего компетентность. То есть самооценка как процесс, механизм обеспечивает формирование компетентности в определённой области.
Анализ исследований, в которых самооценка представлена в качестве составляющей какой-либо компетентности, приводит к мысли, что самооценка может рассматриваться как самооценочная компетенция – способность самостоятельно оценивать совокупности смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности по отношению к определенному кругу объектов

реальной действительности, необходимого для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Таким образом, самооценка в профессиональной деятельности, может быть отнесена к уровню ключевых компетенций. Поскольку, самооценка и отражает, и обеспечивает чувство собственной компетентности, способствующей оптимизации деятельности, внутренней гармоничности отдельных компонентов личности, степени их устойчивости, возникает необходимость определения самооценочной компетентности как особого свойства личности, выражающегося в обладании самооценочной компетенцией, включающей информацию о себе, в том числе и как субъекте собственной деятельности, его личную оценку в соотношении с иерархией внутренних ценностей и с соответствии с оценками, полученными со стороны.
Еще один аспект вопроса соотношения компетентности и самооценки – интеграция знаний и навыков. Роберт Стернберг в своей концепции практического интеллекта компетентность трактует не просто как обладание знаниями, но как возможность их гибкого применения. Например, измеряемые различными психологическими тестами аналитические, творческие и практические способности человека могут рассматриваться как формы развиваемой компетентности. Эти способности нужны при решении различных жизненных проблем. Формы приобретаемого опыта, пишет Стернберг, входящие в понятие
«практический интеллект» и влияющие на интеллектуальную деятельность индивида в целом, определяют и меру его компетентности. Понятие «практический интеллект» связано с понятием «социальная компетентность субъекта», которую определяют как «высший уровень социальной активности, в ходе которой происходит процесс освоения и развития социальной действительности». Сегодня в отечественной психологии многоуровневая модель социальной компетентности рассматривается как способность к интеграции знаний и навыков с последующим их использованием в условиях изменяющихся требований внешней среды.
Таблица 1.
Согласно последним исследованиям, в связи с изменением экономики и развитием информационных технологий 93 % работодателей находятся в поле поиска людей с ярко выраженными «мягкими» навыками (sofr-skills). Поиск исполнителей с высоким IQ (hard-skills) заменили запросом на поиск людей с высоким эмоциональным интеллектом (EQ), обладающих высоким самосознанием и самоконтролем; развитой социальной чуткостью и эмпатией; способных

управлять отношениями и брать ответственность на себя. Развитие эмоционального интеллекта позволяет формировать адекватную самооценку, за счет осознание и принятия своих сильных и слабых сторон
Рисунок 1. Модель эмоционального интеллекта
В модели эмоционального интеллекта заложена универсальная способность человека принимать и перерабатывать информацию. Обладая эмоциональным интеллектом как способностью, человек может с помощью вербальных и невербальных сигналов доносить, получать, перерабатывать и актуализировать информацию. Эмоциональный интеллект является составляющей частью метанавыков, характеризующих уровень развития рефлексии.
Метанавыки – это образ мышления, интегральный показатель «твердых» и
«мягких» компетенций, обеспечивающих результативность деятельности человека.
Вопрос 2. Социально-психологические факторы, влияющие на качество
самооценочного мышления
Специалисты в области психологии личности, социальной и возрастной психологии рассматривают компетентность как наиболее важный аспект формирования Я-концепции.
Профессиональная деятельность человека в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой, общения) состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию на содержание предмета деятельности. Освоение профессии предполагает включение ее предмет в содержание «Я-концепции» человека.
Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличие от другой. На уровне «Я-концепции» человека это переживается как рефлексивно обоснованные ограничения на свои профессиональные действия, знаменитое умение сказать себе и другим: «Это я не умею, это я умею плохо, это я умею посредственно». За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность для профессионального совершенствования – преодоление «Не умею».
Моделирование компетентности представляет одну из современных тенденций в области определения желательных качеств работника. Цель моделирования заключается в том, чтобы идентифицировать характеристику субъекта деятельности, которая будет отражать готовность персонала

осуществлять определенную деятельность, или будет соответствовать производственной культуре организации, например, Я-концепцию.
В этом контексте Я-концепция имеет несколько значений:

как некая неизменность, несмотря на развитие, «ядро», вкотором сосредоточена сущность человека;

как «хозяин», личность человека, который ответственен за его жизнь, контролирует поведение, мысли;

как психическая форма самоидентификации-индивидуализации человека на фоне окружающего мира и других людей;

как внутреннее сознание личностью самой себя.
Родственность всех перечисленных значений заключается в том, что за ними стоит одна реальность, выраженная одним именем Я.
Я-концепция, или образ Я, напрямую зависит от уровня развития самосознания. Человек с низким уровнем развития самосознания обладает интуитивным ощущением себя и того, что с ним происходит. Высокий уровень самосознания проявляется в осмысленном, осознанном представлении о себе. Он предполагает наличие у человека рефлексии, постоянного диалога с самим собой, наблюдения и самоанализа своих чувств, поступков, действий. Только в этом случае формируется целостная концепция «Я».
Чем глубже самосознание индивида, тем эффективнее он действует, поэтому расширение самосознания и дальнейшее его углубление в познании самого себя является условием успеха в труде, учебе, средством поддержания отношений с обществом.
В качестве компетенций, выступающих своеобразными гарантами эффективности, выступают глубинные качества, спрятанные в сердцевине личности:

психофизиологические свойства или особенности – являющиеся основой для наиболее качественного выполнения той или иной работы (например, скорость реакции для летчика, или эмоциональная устойчивость для менеджера, эмоциональная восприимчивость для социального работника);

мотивы, т.е. то, что нацеливает и придает знаниям и опыту действенный характер;

установки и ценности личности, составляющие Я-концепцию. Такая позиция также может быть представлена уровневой моделью (рис. 2)
Компетенции всегда содержат намерение, с помощью которого мотив или свойства будут работать на результат.
Рисунок 2. Уровневая модель

Люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Если выбранная профессия соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации.
Профессиональная Я-концепция – представление личности о себе как о профессионале. В ней можно выделить реальную и идеальную составляющие.
Реальная профессиональная концепция себя – это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.
Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию.
Рассматривая профессиональную самооценку как образование, от которого в значительной степени зависит профессиональная успешность личности, можно выделить в ней операционно-деятельностный и личностный аспекты.
Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний).
Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального».
Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласованна. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата; б) самооценку потенциала.
Самооценка результата связана с оценкой достигнутого в общем и парциальном аспекте и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями.
Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности.
Вопрос 3. Механизм формирования адекватной самооценки на разных этапах
обучения и профессионального становления
Опыт адекватного самооценивания имеет крайне важное значение во всей последующей жизни человека. Формирование его не носит стихийный или случайный характер. Как доказали многочисленные исследования данного вопроса, для появления адекватной самооценки необходимо предпринимать оправленные шаги. Это целенаправленный, планомерный, систематический, скрупулёзный процесс, и, что самое важное, требующий значительных временных затрат. Адекватная самооценка – это результат. Она может и должна формироваться в условиях конкретной профессиональной деятельности, в отрыве от которой, или скажем, абстрактно, самооценка как правило носит искаженный характер.
Основой для формирования адекватной самооценки является



идентификация, в значительной степени профессиональная идентификация, о чем мы говорили при рассмотрении предыдущего вопроса;

рефлексия, о механизме формировании которой мы поговорим сейчас.
Рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику. Это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.
Профессиональная рефлексия – это соотнесение себя, возможностей своего
«Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями. Эти представления подвижны, они развиваются. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач будут способствовать активизации познавательной деятельности и систематической работе по повышению сотрудниками своей профессиональной компетентности.
Можно выделить следующие основополагающие принципы работы в этом направлении:
1. Целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях профессиональной деятельности способствует улучшению качества знаний, умений и навыков специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность.
2. Изучение и развитие профессиональной рефлексии специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей профессионала и специфики его профессиональной деятельности.
3.
Основная стратегия должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
4. Ключевым фактором развития рефлексивной компетенции является наличие обратной связи между сотрудником, его коллегами, руководителем и организационным психологом.
«Петля обратной связи» – совокупность взаимосвязанных логических причинно-следственных отношений, которые вызывают усиление или ослабление условий или поведения в рамках коммуникативной системы.
«Петля обратной связи» базируется на следующих положениях:

действия должны оцениваться таким образом, чтобы были понятны критерии оценки;

оценки должны учитывать возможности роста сотрудника;

оценка должна создавать условия для ответной реакции на затраченные усилия;

процедура оценивания должна вызывать рефлексию как на сам процесс деятельности, так и на ее когнитивные аспекты.
Построение «петли обратной связи» – суть стратегии управления процессом, в центре которой оказывается система, стимулирующая деятельность.
Сознательно, то есть рефлексивно опираться на свои «сильные стороны» и минимизировать свои «слабые стороны» в профессиональной деятельности