Файл: Учебник Пожарная техника.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема № 4. Пожарная и аварийно-спасательная техника.
Вид занятия классно-групповое Отводимое время 90 (мин)

Цель занятия: совершенствование теоретических знаний

Литература, используемая при проведении занятия: Справочник РТП, Учебник «Пожарная техника», интернет ресурс.
Учебный вопрос № 1: Классификация пожарных автомобилей – 45 мин.
Пожарные автомобили создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин; плавательных и летательных ап­паратов; поездов. Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а также пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:

- основные;

- специальные.

Ранее существовал еще термин вспомогательные автомобили, которые обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др. теперь именуются как – автомобильная техника.

Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.

Основные пожарные автомобили

Специальные пожарные автомобили

Общего применения

Целевого применения

АЦ – автоцистерна

АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи

АВД – с насосом высокого давления

АПС – пожарно-спасательный


АА – аэродромные

АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения

АКТ – комбинированного тушения

АГТ – газового тушения АГВТ – газоводяного тушения

ПНС – насосная станция ППП – пеноподъемник


АЛ – автолестницы

АПК – автоподъемники коленчатые

АР – рукавные

ДУ – дымоудаления

ГДЗС – газодымозащитной службы

АСА – автомобили аварийно-спасательные

АШ – штабные



Учебный вопрос № 2: Назначение и тактико-технические характеристики – 45 мин.

Основные ПА:

1.1 ПА Общего применения - АЦ (предназначены для доставки личного состава, ПТВ и оборудования к месту ЧС, подачи огнетушащих веществ в зону горения при тушении пожаров в городах и населенных пунктах)(АЦ):

- Легкие (масса воды до 2т); <

                                                                                                  

- Средние (масса воды от 2т до 4т);

                                                                                                  

- Тяжелые (масса воды свыше 4т);

                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                

1.2 ПА целевого назначения:(предназначены для подачи спецогнетушащих веществ в зону горения)

- Аэродромные (AA)- предназначен для пожарно-спасательной службы на аэродромах. Обеспечивают тушение пожаров в самолётах и вертолётах, проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолётов, потерпевших аварию, а также тушение пожаров на объектах в районе аэропортов.

По назначению пожарные аэродромные автомобили разделяются на стартовые и основные.

Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи ВПП непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, бензобака, насосного отсека. На них используются подогреватели типа ПДЖ-600 (тепло производительность до 25 МДж) или электроподогреватели. Общая мощность электрообогревателей достигает на некоторых машинах 12 кВт. Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг. Кроме обычной комплектации ПТВ, характерной для любого основного пожарного автомобиля общего применения, стартовые автомобили дополнительно вывозят специальный инструмент и оборудование, необходимое для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на воздушных судах.



Основные пожарные автомобили (здесь речь идет именно о аэродромных пожарных автомобилях) располагаются в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги. К ним относятся АА-60(7310)160.01 и АА-60(7310)220 на шасси повышенной проходимости МАЗ-7310, а также АА-15/80-100/3 (790912)ПМ-539 на шасси МЗКТ-790912.

Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4-6 шт.), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами.

Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две дисковые пилы ПДС-400.

    - Газового тушения (АГТ)- Автомобили газового тушения (АГТ) предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов со значительными материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, электроустановках, кабельных тоннелях и др.

Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров. В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода СО2, азот N2 и др. Наиболее широко применяется СО2. В АГТ он в количестве 25 – 30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л.
     - Пожарная насосная станция (ПНС)- Пожарная насосная станция (ПНС) оборудована центробежным насосом производительностью 100 л/с и более, с приводом от двигателя шасси или от отдельного автономного двигателя. ПНС может быть использована для подачи воды из открытых водоёмов на значительные расстояния по магистральным рукавным линиям или металлическим трубопроводам, обеспечивать водой пожарные автоцистерны, автонасосы, лафетные стволы и другую технику, используемую для тушения крупных пожаров. ПНС может быть использована для заполнения искусственных водоёмов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавным автомобилем и передвижным лафетным стволом ПНС обеспечивает тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанах.


     - Автомобиль пенного тушения (АПТ)-это пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

     - Автомобиль комбинированного тушения (АКТ)- это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

     - Автомобиль насосно-рукавный (АНР)- это пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

     - AЦ технической службы (АЦТ)- Автоцистерна пожарная технической службы АЦТ-3-40/10 (5557) – предназначена для тушения пожаров и выполнения аварийно-спасательных работ на объектах МО РФ и в населенных пунктах.

Служит для: доставки к месту вызова боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного оборудования и инструмента, запаса воды и пенообразователя, средств связи и освещения;

подачи в очаг пожара воды и воздушно-механической пены через напорные рукава, ручные стволы, пеногенераторы; эвакуации людей с высоты до 10 м; проведения первоочередных аварийно-спасательных работ; освещение места пожара (аварии); разборки строительных конструкций и поднятия грузов с помощью крана.

Автоцистерна может производить следующие операции: подавать раствор пенообразователя из емкости; подавать воду из цистерны, водоема или гидранта водопроводной сети; работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.


Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования. Питание дополнительного электрооборудования осуществляется постоянным током с напряжением 24В и 12В от аккумуляторных батарей шасси. Пожарно-техническое вооружение на автоцистерне размещается на крышке кузова и в отсеках. ПТВ надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема.
     - Автомобиль службы спасения (АСС)- представляет собой многофункциональную тактическую единицу, используемую в различных комбинациях: как автоцистерну, автолестницу, автомобиль первой помощи и пожарно-спасательный автомобиль. Такое сочетание позволяет решать комплекс оперативных задач: доставка к месту пожара боевого расчета, запасы воды, пенопреобразователя, пожарно-технического вооружения и средств спасения, тушения пожара с помошью высоконапорной мотопомпы через рукав высокого давления с ручным солом, на высоте до 18 метров.

Управление движениями лестницы, двигателем шасси осуществляется с пульта управления, расположенного на поворотном основании. Управление движениями опор - с пультов, расположенных на задней стенке кузова.

Высоконапорная мотопомпа с двигателем внутреннего сгорания снабжена рукавной катушкой с рукавом длиной 50 м. Мотопомпа расположена в правом боковом отсеке. С противоположной стороны расположен электрогенератор мощностью 6 кВт с защитно-отключающим устройством (ОЗУ) и две кабельные катушки - 100 м и 25 м.

Электрогенератор служит для подключения осветительных приборов и электроинструментов.

Для проведения пожарно-спасательных работ автомобиль оснащен цистерной для воды и пенобаком. Для работы от гидранта автомобиль укомплектован пожарной колонкой, рукавами, переходниками и стволами.

Конструкция люльки позволяет осуществить сквозной проход через нее на лестницу.

В центральных отсеках автомобиля на выкатных поддонах размещены гидроинструменты, ручные инструменты и средства первой медицинской помощи.

Кабина автомобиля салонного типа удобна для размещения личного состава в количестве 6 человек. В ней же размещены четыре дыхательных аппарата.

Комплектность автомобиля пожарно-техническим вооружением и инвентарем может быть уточнена по согласованию с заказчиком.