Файл: Тема Анатомофизиологические особенности сердечнососудистой системы. Методика исследования сердечнососудистой системы. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 6. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Методика исследования сердечно-сосудистой системы.

План

1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

2. Методика исследования сердечно-сосудистой системы

3. Контрольные вопросы

4. Литература

Сердечно-сосудистая система

Анатомо-физиологические особенности нноворождённого сердце относительно велико и составляет 0, от массы тела. К 3 годам жизни масса сердна становится равной 0,5 4, т. е. начинает соответствовать сердиу взрослого. Детское сердце растет не равномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период полового созревания.

Сердце новорожденного имеет округлую форму, к 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого.

У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых.

Наибольшая частота сердечных сокращений отмечается у новорожденных ( 120-140 в мин.). С возрастом она постепенно уменьшается:

к году - 110-120 в 1 минуту;

к 5 годам - 100; к 10 годам - 90;

к 12-13 годам - 80-70 в минуту.

Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия. Поэтому пульс необходимо считать строго за 1 минуту в состолния покоя. Артериальное давление (АД) у детей более низное, чем у взрослых. Оно тем ниже, чем младше ребенок.

Примерный уровень максимального А у детей 1-го года жизни а можно рассчитать по формуле: 70 + N, где N - число месяцев, 70 - показатель систолического АД у новорожденного. У детей после года максимальное АД орентировочно рассчитывается по формуле: 80 2N, где N число лет. Диастолическое давление составляет 2 систолического давления. Для измерения АД у детей необходим кабор детских манжеток. Использование манжеты приводит и замижению казатилий.

- цианоз,

- сердцебиение,

Методика исследования сердечно-сосудистой системы

I. Жалобы, характерные для патологии сердечно-сосудистой системы:

- быстрая утомляемость,


- одышка (характер, связь с физической нагрузкой),

- боли в области сердца,

- кровохарканье.

II. Анамнез. При сборе анамнеза уделяют внимание

следующим моментам: течение беременности (особенно в

первом триместре), профессиональные вредности; время

появления первых симптомов (врожденная или приобретенная патология); простудные заболевания, очаги хронической инфекции; отставание в физическом развитии.

III. Осмотр. При осмотре обращают внимание на:

- положение в постели (вынужденное, полусидя, сидя);

- цвет кожи и видимых слизистых оболочек (бледность, цианоз общий, акроцианоз, мраморность, гиперемия);

- наличие отеков (локализация);

- деформацию пальцев рук и ног («барабанные палочки», «часовые стекла»);

- деформацию грудной клетки (сердечный горб);

- видимые пульсации (сердца и сосудов).

IV. Пальпация. При пальпации оценивают состояние

- области сердца, для этого определяют: расположение верхушечного и сердечного толчков, положив ладонь на область сердца (основание кисти обращено к грудине, а пальцы - к подмышечной области);

- пульса (четырьмя пальцами на лучевой или височной артериях), подсчет пульса производят в покое строго за 1 минуту.

V. Перкуссию можно проводить в положении больного лежа и стоя.

Правила проведения перкуссии сердца:

- определяют границы относительной сердечной тупости;

используют непосредственную илятлие перкутируют тихо;

перкуссию;

перкутируют от ясного легочного (деткие у ленному (сердце) звуку по межреберьим,

-палец располагают строго паралельной границе сердца;

-направляют перкуссионные удары стреди назад.

Правая граница определяется в два этапа:

сначала определить границу печёночный тупости, для этого палец-плессиметр поставить в 3 межреберье справа параллельно ребрам и перкутировать по среднеключичной линии; а

= затем определить правую границу сердца, для палец-плессиметр поставить на одно ребро выше найденной границы печеночной тупости, расположив перпендикулярно

ребрам, и перкутировать по направлению к грудине.

Левая граница: найти верхушечный толчок, на месте палец перпендикулярно к ребрам и перкутировать от средне подмышечной линии по направлению к средвеключичной линии.



Верхняя граница: палец расположить под ключицей параллельно ребрам и перкутировать по среднеключиной линии, смещая палец вниз до появления легкого притупления.
Возрастные границы относительной сердечной тупости

Граница

0- 2 года


2-7лет

7-12лет

Правая

правая парастер-

нальная линия


Немного кутри правой парасте

Посередине между правой

Левая

1-2 см кнаружи от левой сред

линии








Верхняя

ІІ-ребро

ІІ межреберье

ІІІ ребро

Верхушечный толчок

1-2 см кнаружи от

левой среднеклю-

чичной линии в ІV

межреберье


1-2 см кнаружи от

левой среднеклю-

чичной линии в V

межреберье






Аускультация сердца проводят пони болного лежа по спине боку, стоя Исследователь располагается справа от больного.

Точки аускультации сердца,

1 точка - митральный клапан - верхушка сердца 4-5 межреберье)

2 точка - форма - 2 межреберье справа у края грудины

3 точка - легочная артерия - 2 межреберье слева у края грудины

4 точка - трёхстворчатый клапан - нижняя треть грудины справа у края грудины (IV межреберье)

5 точка (точка Боткина) - митральный клапан 3 межреберье слева у края грудины

Во время аускультации сердца определяют:

-громкость 1 и2 тонов;

-наличие систолического шума (либо диастолического) с определением его характера (функциональный, либо органический);

-измеряют артериальное давление на верхних и нижних конечностях

Верхушечный толчок - отражает удары верхушки сердца о стенку грудной клетки во время систолы, обнаруживается на небольшом участке. Оценивают высоту (силу)

= усиленный, ослабленный, отрицательный;

ширину = разлитой; локализованный, локализация

Сердечный толчок - колебания значительного участка грудной клетки в области сердца, отражающие механические воздействия на грудную клетку во время систолы не только верхушки
, но и стенок желудочков (при заболеваниях).

При аускультации сердца выслушиваются два тона:

систоле (сокращению желудочков) соответствует I тон + малая пауза, диастоле (расслаблению желудочков)

II тон + большая пауза. Над верхушкой сердца І тон сильнее II тона, он всегда совпадает с верхушечным толчком.

Дифференциальная диагностика сердечных шумов

Функциональные пробы дают дополнительную информацию о функциональных возможностях и резервах сердца. Проводятся для определения оптимальных физических нагрузок.

1. Клино-ортостатическая проба(проба Мартине).

Используют для оценки реакции сердечно-сосудистой системы больного на изменение положения тела (из горизонтального в вертикальное. Эта проба помогает решить вопрос: можно ли пациенту встать с кровати на самое короткое время. У здоровых детей при изменении положения тела частота пульса нарастает на 5—10 ударов в минуту, максимальное АД — на 5 мм рт.ст.

2. Дифференциальные функциональные пробы по Шалкову.

Пригодны для обследования детей, находящихся на разных режимах. До выполнения пробы, а затем сразу же после нее, через 3, 5 и 10 минут определяют частоту пульса, АД. При положительной реакции эти показатели увеличиваются на 20-25%, при отрицательной — 30-50% и более по сравнению с исходными данными. В норме восстановительный период длится до трех минут, у больных он удлиняется до 5-10 минут и более.

3. Проба Штанге(с задержкой дыхания).

Пациент делает три глубоких вдоха и на высоте четвертого (умеренного по глубине) вдоха задерживает дыхание. У здоровых детей пробу Штанге можно проводить лежа; сидя;

стоя: в 6 лет — 16 сек.; в 7 лет — 26 сек.; в 8 лет — 32 сек.; в 9 лет — 34 сек.; в 10 лет — 37 сек.; в 11 лет — 39 сек.; в 12 лет — 42 сек. При поражениях сердца время задержки дыхания обычно уменьшается.

3. Изменение во времени

Не исчезает, может усилиться. Может исчезнуть при устранении причины

4. Точки выслушивания

Выслушивается во всех точках

сердца с риnctum тах в канойли бо точке

Выслушивается чаще на веркушке и

в5 точке

5. Положение тела

Выслушивается при любом положении тела

Выслушивается лучше в положении лежа или лежа на левом боку

6. Проводимость

Проводится в подмышечную область и под левую лопатку. Не проводится за пределы сердца


7. Дополнительные исследования (ЭКГ, УЗИ, ФКГ, R- грамма)

Выявляют перегрузку какая-либо отделов сердца

Не выявляют перегрузку отделов сердца

МТ - малые аномалии развития сердца и сосудов, не влияющие на работу

сердца (дополнительные хорды клапанов, не краевое прикрепление хорды клапану.

пролапс митрального клапана и др.)

VII. Функциональные пробы дают дополнительную информацию о функциональных возможностях и резервах сердца. Проводятся для определения оптимальных физических нагрузок.

1. Клино-ортостатическая проба (проба Мартине).

Используют для оценки реакции сердечно-сосудистой системы больного на изменение положения тела (из горизонтального в вертикальное. Эта проба помогает решить вопрос: можно ли пациенту встать с кровати на самое короткое время. У здоровых детей при изменении положения тела частота пульса нарастает на 5-10 ударов в минуту, максимальное АД - на 5 мм рт.ст.

2. Дифференциальные функциональные пробы по Шалкову.

Пригодны для обследования детей, находящихся на разных режимах. До выполнения пробы, а затем сразу же после нее, через 3, 5 и 10 минут определяют частоту

пульса, АД. При положительной реакции эти показатели увеличиваются на 20-25%, при отрицательной - 30-50% и более по сравнению с исходными данными. В норме восстановительный период длится до 3 минут, у больных он удлиняется до 5-10 минут и более.

3. Проба Штанге (с задержкой дыхания).

Пациент делает три глубоких вдоха и на высоте четвертого (умеренного по глубине) вдоха задерживает дыхание. У здоровых детей пробу Штанге можно проводить:

лежа;

сидя;

стоя: в 6 лет - 16 сек.; в 7 лет - 26 сек.; в 8 лет 32 сек. ; в 9 лет - 34 сек. ; в 10 лет - 37 сек. ; в 11 лет 39 сек. ; в 12 лет - 42 сек.

При поражениях сердца время задержки дыхания обычно уменьшается.

Контрольные вопросы

1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы

2. Методика исследования сердечно-сосудистой системы

Литература

  1. Ваш семейный доктор//под редакцией Томи Смита. — М.: Мир, 1992.

  2. Детские болезни (учебная литература для студентов мединститутов под редакцией JI.A. Исаевой). — М.: Медицина, 1994.