Файл: Тема Анатомофизиологические особенности сердечнососудистой системы. Методика исследования сердечнососудистой системы. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 6. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Методика исследования сердечно-сосудистой системы.
План
1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
2. Методика исследования сердечно-сосудистой системы
3. Контрольные вопросы
4. Литература
Сердечно-сосудистая система
Анатомо-физиологические особенности нноворождённого сердце относительно велико и составляет 0, от массы тела. К 3 годам жизни масса сердна становится равной 0,5 4, т. е. начинает соответствовать сердиу взрослого. Детское сердце растет не равномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период полового созревания.
Сердце новорожденного имеет округлую форму, к 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого.
У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых.
Наибольшая частота сердечных сокращений отмечается у новорожденных ( 120-140 в мин.). С возрастом она постепенно уменьшается:
к году - 110-120 в 1 минуту;
к 5 годам - 100; к 10 годам - 90;
к 12-13 годам - 80-70 в минуту.
Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия. Поэтому пульс необходимо считать строго за 1 минуту в состолния покоя. Артериальное давление (АД) у детей более низное, чем у взрослых. Оно тем ниже, чем младше ребенок.
Примерный уровень максимального А у детей 1-го года жизни а можно рассчитать по формуле: 70 + N, где N - число месяцев, 70 - показатель систолического АД у новорожденного. У детей после года максимальное АД орентировочно рассчитывается по формуле: 80 2N, где N число лет. Диастолическое давление составляет 2 систолического давления. Для измерения АД у детей необходим кабор детских манжеток. Использование манжеты приводит и замижению казатилий.
- цианоз,
- сердцебиение,
Методика исследования сердечно-сосудистой системы
I. Жалобы, характерные для патологии сердечно-сосудистой системы:
- быстрая утомляемость,
- одышка (характер, связь с физической нагрузкой),
- боли в области сердца,
- кровохарканье.
II. Анамнез. При сборе анамнеза уделяют внимание
следующим моментам: течение беременности (особенно в
первом триместре), профессиональные вредности; время
появления первых симптомов (врожденная или приобретенная патология); простудные заболевания, очаги хронической инфекции; отставание в физическом развитии.
III. Осмотр. При осмотре обращают внимание на:
- положение в постели (вынужденное, полусидя, сидя);
- цвет кожи и видимых слизистых оболочек (бледность, цианоз общий, акроцианоз, мраморность, гиперемия);
- наличие отеков (локализация);
- деформацию пальцев рук и ног («барабанные палочки», «часовые стекла»);
- деформацию грудной клетки (сердечный горб);
- видимые пульсации (сердца и сосудов).
IV. Пальпация. При пальпации оценивают состояние
- области сердца, для этого определяют: расположение верхушечного и сердечного толчков, положив ладонь на область сердца (основание кисти обращено к грудине, а пальцы - к подмышечной области);
- пульса (четырьмя пальцами на лучевой или височной артериях), подсчет пульса производят в покое строго за 1 минуту.
V. Перкуссию можно проводить в положении больного лежа и стоя.
Правила проведения перкуссии сердца:
- определяют границы относительной сердечной тупости;
используют непосредственную илятлие перкутируют тихо;
перкуссию;
перкутируют от ясного легочного (деткие у ленному (сердце) звуку по межреберьим,
-палец располагают строго паралельной границе сердца;
-направляют перкуссионные удары стреди назад.
Правая граница определяется в два этапа:
сначала определить границу печёночный тупости, для этого палец-плессиметр поставить в 3 межреберье справа параллельно ребрам и перкутировать по среднеключичной линии; а
= затем определить правую границу сердца, для палец-плессиметр поставить на одно ребро выше найденной границы печеночной тупости, расположив перпендикулярно
ребрам, и перкутировать по направлению к грудине.
Левая граница: найти верхушечный толчок, на месте палец перпендикулярно к ребрам и перкутировать от средне подмышечной линии по направлению к средвеключичной линии.
Верхняя граница: палец расположить под ключицей параллельно ребрам и перкутировать по среднеключиной линии, смещая палец вниз до появления легкого притупления.
Возрастные границы относительной сердечной тупости
Граница | 0- 2 года | 2-7лет | 7-12лет |
Правая | правая парастер- нальная линия | Немного кутри правой парасте | Посередине между правой |
Левая | 1-2 см кнаружи от левой сред линии | | |
Верхняя | ІІ-ребро | ІІ межреберье | ІІІ ребро |
Верхушечный толчок | 1-2 см кнаружи от левой среднеклю- чичной линии в ІV межреберье | 1-2 см кнаружи от левой среднеклю- чичной линии в V межреберье | |
Аускультация сердца проводят пони болного лежа по спине боку, стоя Исследователь располагается справа от больного.
Точки аускультации сердца,
1 точка - митральный клапан - верхушка сердца 4-5 межреберье)
2 точка - форма - 2 межреберье справа у края грудины
3 точка - легочная артерия - 2 межреберье слева у края грудины
4 точка - трёхстворчатый клапан - нижняя треть грудины справа у края грудины (IV межреберье)
5 точка (точка Боткина) - митральный клапан 3 межреберье слева у края грудины
Во время аускультации сердца определяют:
-громкость 1 и2 тонов;
-наличие систолического шума (либо диастолического) с определением его характера (функциональный, либо органический);
-измеряют артериальное давление на верхних и нижних конечностях
Верхушечный толчок - отражает удары верхушки сердца о стенку грудной клетки во время систолы, обнаруживается на небольшом участке. Оценивают высоту (силу)
= усиленный, ослабленный, отрицательный;
ширину = разлитой; локализованный, локализация
Сердечный толчок - колебания значительного участка грудной клетки в области сердца, отражающие механические воздействия на грудную клетку во время систолы не только верхушки
, но и стенок желудочков (при заболеваниях).
При аускультации сердца выслушиваются два тона:
систоле (сокращению желудочков) соответствует I тон + малая пауза, диастоле (расслаблению желудочков)
II тон + большая пауза. Над верхушкой сердца І тон сильнее II тона, он всегда совпадает с верхушечным толчком.
Дифференциальная диагностика сердечных шумов
Функциональные пробы дают дополнительную информацию о функциональных возможностях и резервах сердца. Проводятся для определения оптимальных физических нагрузок.
1. Клино-ортостатическая проба(проба Мартине).
Используют для оценки реакции сердечно-сосудистой системы больного на изменение положения тела (из горизонтального в вертикальное. Эта проба помогает решить вопрос: можно ли пациенту встать с кровати на самое короткое время. У здоровых детей при изменении положения тела частота пульса нарастает на 5—10 ударов в минуту, максимальное АД — на 5 мм рт.ст.
2. Дифференциальные функциональные пробы по Шалкову.
Пригодны для обследования детей, находящихся на разных режимах. До выполнения пробы, а затем сразу же после нее, через 3, 5 и 10 минут определяют частоту пульса, АД. При положительной реакции эти показатели увеличиваются на 20-25%, при отрицательной — 30-50% и более по сравнению с исходными данными. В норме восстановительный период длится до трех минут, у больных он удлиняется до 5-10 минут и более.
3. Проба Штанге(с задержкой дыхания).
Пациент делает три глубоких вдоха и на высоте четвертого (умеренного по глубине) вдоха задерживает дыхание. У здоровых детей пробу Штанге можно проводить лежа; сидя;
стоя: в 6 лет — 16 сек.; в 7 лет — 26 сек.; в 8 лет — 32 сек.; в 9 лет — 34 сек.; в 10 лет — 37 сек.; в 11 лет — 39 сек.; в 12 лет — 42 сек. При поражениях сердца время задержки дыхания обычно уменьшается.
3. Изменение во времени
Не исчезает, может усилиться. Может исчезнуть при устранении причины
4. Точки выслушивания
Выслушивается во всех точках
сердца с риnctum тах в канойли бо точке
Выслушивается чаще на веркушке и
в5 точке
5. Положение тела
Выслушивается при любом положении тела
Выслушивается лучше в положении лежа или лежа на левом боку
6. Проводимость
Проводится в подмышечную область и под левую лопатку. Не проводится за пределы сердца
7. Дополнительные исследования (ЭКГ, УЗИ, ФКГ, R- грамма)
Выявляют перегрузку какая-либо отделов сердца
Не выявляют перегрузку отделов сердца
МТ - малые аномалии развития сердца и сосудов, не влияющие на работу
сердца (дополнительные хорды клапанов, не краевое прикрепление хорды клапану.
пролапс митрального клапана и др.)
VII. Функциональные пробы дают дополнительную информацию о функциональных возможностях и резервах сердца. Проводятся для определения оптимальных физических нагрузок.
1. Клино-ортостатическая проба (проба Мартине).
Используют для оценки реакции сердечно-сосудистой системы больного на изменение положения тела (из горизонтального в вертикальное. Эта проба помогает решить вопрос: можно ли пациенту встать с кровати на самое короткое время. У здоровых детей при изменении положения тела частота пульса нарастает на 5-10 ударов в минуту, максимальное АД - на 5 мм рт.ст.
2. Дифференциальные функциональные пробы по Шалкову.
Пригодны для обследования детей, находящихся на разных режимах. До выполнения пробы, а затем сразу же после нее, через 3, 5 и 10 минут определяют частоту
пульса, АД. При положительной реакции эти показатели увеличиваются на 20-25%, при отрицательной - 30-50% и более по сравнению с исходными данными. В норме восстановительный период длится до 3 минут, у больных он удлиняется до 5-10 минут и более.
3. Проба Штанге (с задержкой дыхания).
Пациент делает три глубоких вдоха и на высоте четвертого (умеренного по глубине) вдоха задерживает дыхание. У здоровых детей пробу Штанге можно проводить:
лежа;
сидя;
стоя: в 6 лет - 16 сек.; в 7 лет - 26 сек.; в 8 лет 32 сек. ; в 9 лет - 34 сек. ; в 10 лет - 37 сек. ; в 11 лет 39 сек. ; в 12 лет - 42 сек.
При поражениях сердца время задержки дыхания обычно уменьшается.
Контрольные вопросы
1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы
2. Методика исследования сердечно-сосудистой системы
Литература
-
Ваш семейный доктор//под редакцией Томи Смита. — М.: Мир, 1992. -
Детские болезни (учебная литература для студентов мединститутов под редакцией JI.A. Исаевой). — М.: Медицина, 1994.