Файл: 1. Преступное деяние 1 Понятие преступного деяния.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Содержание

1. Преступное деяние

1.1 Понятие преступного деяния

1.2 Структура преступного деяния

2. Классификация (категоризация преступлений)

2.1 Преступления категории худуд

2.2 Преступления категории кисас

2.3 Преступления категории тазир

Заключение

Список литературы

Введение

В последнее время исследователи все чаще обращаются к изучению мусульманского права, в том числе и уголовного. Интерес к этой проблеме представляется вполне закономерным, если учесть, что в течение последних 10 лет ислам превратился в мощный фактор международной общественной и политической жизни. Ныне более чем в 30 странах мира из 100 мусульманских ислам объявлен официальной государственной религией и основным источником права.

Мусульманское уголовное право для человека, воспитанного в европейской правовой традиции представляет особый интерес еще и вследствие значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами: романо-германской и англо-саксонской.

Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право вообще, и мусульманское уголовное право в частности, заключается в его религиозной природе. Мусульманское право - религиозная правовая система, основанная на исламе. Но, следует отметить, что мусульманское уголовное право и уголовное право мусульманских стран - это не одно и то же, что четко подчеркивает Р.Давид в своей работе «Основные правовые системы современности».

Поэтому уголовном праве определяется е тем, что в системе мусульманского права отсутствует самостоятельный раздел об уголовном праве, и уголовно-правовые нормы «разбросаны» среди других частей мусульманского права.

Изучение мусульманского уголовного права было построено на анализе учебников, научных статей монографий философов, ученых-юристов. В этих работах раскрывается понятие преступления, его структура,основные виды преступлений. К ним относятся труды таких ученых как Сюкияйнена Л.Р.Чернокова А.Э., Максуда Р., Сайида Муджтаба Мусуави Лари и др.

Предметом исследования Коран, Сунна Абу-Дауда, книга 38 «О наказаниях худуд», хадис, Уголовный кодекс Объединённых Аравбских Эмиратов 1987, ст.1

Целью данной курсовой работы является исследование учения о преступлении в мусульманском уголовном праву. В соответствии с поставленной целью на решение выдвигаются следующие задачи:


1. Раскрыть понятие преступления в мусульманском уголовном праве.

2. Рассмотреть основные структурные элементы преступления.

3. Проанализировать основные критерии для классификаций преступлений.

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики, а также комплекс общенаучных и специальных методов познания: сравнительно-правовой, логико-аналитический, системно-структурный.

Структура и содержание исследования обусловлены её целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Во введении работы определены: наименование, предмет, объект, актуальность темы, а также ставятся цели и задачи исследования.

В первой главе исследуются понятие преступного деяния с позиции мусульманского уголовного права, в том числе раскрывается его структура

Во второй главе приводятся критерии классификации преступлений, а также основные виды преступлений.

В заключение работы даются основные выводы, полученные в ходе исследования.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Здесь излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

1. Преступное деяние

1.1 Понятие преступного деяния

При изучении мусульманского уголовного права многие учёные в приложении к общему понятию преступлению сталкиваются с двумя сложностями.

Первая из них сводится к практически полному отсутствию в уголовно-правовой доктрине сколь-нибудь общего учения о преступлении. Вторая сложность сводится к чрезвычайной преплетённости, взаимосвязанности в мусульманском уголовном праве вопросов преступления, с одной стороны, и наказания. А также процессуального доказывания преступления, с другой.

В исламе под грехом понимают совершение запрещённого и несовершение обязательного действия. За грех положены либо каффара либо наказание. Под киффарой понимается именно религиозное покаяние.

Соответственно преступление по мусульманскому уголовному праву можно определить, как грех, посягающий на чьи-либо права, за который последует соответствующее наказание.

«Принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха. Поэтому по мнению мусульманских юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая,, земная” санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару».



«Все деяния человека, согласно мусульманскому праву ( шариату ), делятся на пять категорий:

1. Обязательные ( фард ) либо для всех мусульман без исключения ( пятикратная молитва ), либо в зависимости от должностных обязанностей (действия муэдзина в мечети).

2. Желательные ( мандуб ) - это похвальные деяния, которые вознаграждаются в следующий жизни, но неисполнение которых не наказывается ( добровольная молитва сверх всяких предписаний ).

3. Дозволенные ( джаиз ) - поступки, не влекущие за собой одобрения или порицания.

4. Недостойные ( махрух ) - неприемлемые поступки, но и ненаказуемые ни в этом мире, ни на том свете ( небрежность в отправлении обязанностей верующего )

5. Запретные ( махзур ) - наказуемые деяния и помыслы в обеих жизнях ( на земле и на небе)».

К обязательным относятся действия, необходимость совершения которых прямо предписывается шариатом, а к запрещённым относятся такие действия, совершение которых не дозволяется либо никогда, либо без каких-либо условий.

1.2 Структура преступного деяния

мусульманское право преступный религиозный

Изложение общего понимания преступного деяния по мусульманскому праву

Представляет из-за отсутствия сколь общего учения о преступлении.

В современном исламском мире уголовное право во многих странах можно отнести к «гибридным» уголовно-правовым системам, для которых характерно смешение мусульманской уголовно-правовой традиции и традиции континентального (реже -- общего) права. Соответственно, в таких странах абстрактное учение о преступлении сравнительно развито, покоясь на постулатах континентальной правовой традиции.

В мусульманском уголовном праве можно выделить несколько элементов одним из таких элементов является внешний, объективный, физический его элемент. В отсутствие обобщенных конструкций точность и подробность изложения объективного компонента преступления имеет важно значение, так как мусульманское уголовное право подробно формулирует соответствующие правила, которые в свою очередь тесно переплетаются с рядом доказательственных норм.

Другим элементом преступного деяния по мусульманскому уголовному праву является психический элемент, элемент намерения, 'амд, в совершении преступления

Соответственно каждое преступное деяние связывается с определенным ему намерением. При этом неосторожно совершённое деяние либо вовсе не рассматривается как преступное, либо (как в посягательствах на жизнь и здоровье) карается исключительно денежным наказанием.


Стоит также отметить то, как оценивается, доказывается намерение по мусульманскому уголовному праву. В особенности этот аспект мусульманской уголовно-правовой доктрины разработан ханифитским мазхабом. В соответствии с его учением всякое намерение должно оцениваться объективно, по внешнему стандарту, т. е. исходя из того, было ли бы деяние намеренным в иной аналогичной ситуации. Если ответ будет положителен, то и в данной ситуации намерение можно считать доказанным независимо от реальных устремлений виновного.

В частности, к намеренному убийству по мусульманскому уголовному праву (согласно учению ханбалитского и ханифитского мазхабов) относятся все случаи убийства, совершенного с использованием орудия, способного убить, независимо от того, намеревался ли виновный в реальности причинить смерть потерпевшему или же просто хотел напугать его либо просто нанести рану. Такой объективный стандарт оценки намерения, 'амд, позволяет квалифицировать как намеренное убийство в том числе и случаи неосторожного (в привычном понимании этого слова) причинения смерти.

2. Классификация (категоризация преступлений)

Согласно мусульманскому уголовному праву преступление может относиться к одной из трёх категорий: худуд, кисас, таазир.

Критерий для отнесения преступления к одной из данных категорий по сути своей двойной: он связан, с тем, чьи конкретно права нарушаются данным деянием, и насколько определено предписанное за последнее наказание

В мусульманской юриспруденции выделяются три группы прав, которые могут быть нарушены в результате совершения преступного деяния. К ним относятся следующие: права Аллаха, права индивида, права Аллаха в сочетании с правами индивида.

Соответственно из данного деления на 3 группы прав можно увидеть определённую закономерность:

1) к преступлениям худуд относятся те, что посягают на права

Аллаха либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы божественного);

2) к преступлениям кисас относятся те, что посягают на права индивида либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы человека);

3) к преступлениям тазир относятся те, что посягают на права индивида.

«С процессуальной точки зрения различие сводится к тому, что единственным инициатором уголовного преследования в случае совершения уголовного - правового деяния худуд выступает государство; в случае совершения преступлений категории кисас таким лицом выступает сам потерпевший или его родственники, а в случае преступлений тазир - только государство».


2.1 Преступления категории худуд

Смысл понятия худуд можно представить как «границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом». К преступлениям данной категории относятся такие деяния, наказание за совершение которых, точно, определено в Коране или Сунне и изменить которое правоприменитель не вправе.

С содержательной точки зрения к преступлениям худуд относятся те, которые посягают на права аллаха либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида, где доминантой являются интересы божественного.

Вопрос о том, какие преступления относятся к данной категории до сих пор, является дискуссионным. Например, представители школ маликитской Ибн-Джази и Мохаммедом мусадом и шафиитской Аль-Газали предлагагают относит к преступлениям данной категории следующие: ересь, восстание, прелюбодеяние, кража, грабёж, пьянство и клеветничество

Согласно точки зрения другого представителя маликитской школы, Ибн-Рушида, преступлений худуд пять : прелюбодеяние, кража, грабёж, пьянство и клеветничество.

Юрист шафиитской школы Аль-Маварди предлагает относить следующие преступления: прелюбодеяние, кража, пьянство и клеветничество.

Одним из первым следует рассмотреть такое преступление как ересь (вероотступничество).

Ересь (ридда) имеет место тогда, когда мусульманин отвергает ислам или её догматы. Такое отвержение может иметь место с обращением мусульмана в другую религию, в случае поклонения идолам и т.п.

Вероотступнику предоставляется время одуматься и вернуться в Ислам ; его упорный отказ влечёт уголовное наказания вероотступника: «Но если кто из вас от веры отречётся / И примет смерть неверным (Богу), / Деяния их станут тщетой. / И в ближней жизни, и в далёкой; Они все станут обитателями Ада и в нём останутся навечно»

Вторым по серьёзности преступлением выступает восстание. Данное преступление имеет место лишь в том случае, когда человек сам или в группе лиц пытается умышленно и насильственным путём свергнуть главу мусульманской общины - имама.

Основание к наказуемости восстания смертной казнью усматривается в Коране, в айатах которого содержатся достаточно расплывчатые указания на необходимость решительной борьбы с сеющими смуту в общине (т. е. вплоть до их физического уничтожения при безуспешности иных мер): «И если ты в войне их одолеешь, / То, (проявив к ним должную суровость за измену), ты от себя прогонишь тех, / Кто может следовать по их стопам (измены)...»

Прелюбодеяние (зина) по мусульманскому уголовному праву - это вступление в половое сношение с лицом другого пола, не являющимся его законным супругом. Применительно к мужчинам допускается половое сношение с наложницей, находящейся в правомерном обладании. Это преступление имеет две разновидности: собственно прелюбодеяние ( половая связь между женатыми лицами) и блуд (половая связь между лицами, не являющимися супругами).