Файл: 1. Преступное деяние 1 Понятие преступного деяния.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с преданием, для доказательства совершения прелюбодеяния необходимы показания четырех свидетелей. Причем последователи ханифитского толка принимали показания только мужчин и лишь в течение года с момента преступления. Интересно отметить, что в настоящее время в Саудовской Аравии практически не встречаются случаи прелюбодеяния, доказанного свидетельскими показаниями, и суд применяет наказание за это преступление только на основе признания.

Кража (сарига) представляет собой тайное похищение чужого имущества. При этом виновный и потерпевший не должны находиться в родственных отношениях, а похищенное, в свою очередь, должно быть способно, принести пользу преступнику (т. е. его можно продать и обогатиться). Нельзя также украсть свою собственную вещь у другого (например, находящуюся в залоге) или вещь, в которой у виновного есть доля. В любом случае для образования кражи стоимость похищенного Должна превышать установленный минимальный предел (нисаб).

Грабеж (хараба) наказуется в зависимости от тяжести совершенного: если ему сопутствовало убийство, то наказанием является смертная казнь через обезглавливание с последующим выставлением тела распятым на кресте (такое выставление имеет место только в случае удачности грабежа самого по себе); грабеж без убийства влечет отсечение правой руки и левой ступни; грабеж, прерванный до его совершения, карается заключением вплоть до раскаяния.

Пьянство (или употребление алкоголя)

Запрет на употребление алкоголя основывается на общемусульманской доктрине о том, что единственно Аллаху принадлежат наши тела, а потому все вещества, причиняющие им вред и зло, являются не только хамром, но и харамом (нечестивым).

В исламе не сразу был установлен запрет на употребление алкоголя. Сначала было установлено, что от хамра исходит и добро, и зло. Ведь из одних и тех же плодов можно приготовить как полезные снадобья, так и одурманивающие вещества. «Из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток, пьянящий и хороший удел. Поистине в этом - знамение для людей разумных», - сказано в Коране (Сура 16, аят 69).

По истечению определенного времени было установлено, что мусульманам не следует одурманиваться перед совершением молитвы, т.к. помутненный разум человека не готов к восприятию высоких откровений. Такой подход вытекал из следующего коранического наставления: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны, так как не понимаете того, что говорите» (Сура 4, аят46).


«Не может быть сомнений в том, что волевые действия и поступки людей во всем их многообразии проистекают из внутренней мотивации. Все наши усилия суть отражения наших намерений и идей, попыток их осуществления; они подобны утвердительным ответам на наши наклонности и пожелания… Мы несем исключительную ответственность за наши поступки, ибо человек волен поступать в этой жизни, как ему заблагорассудиться, не считая себя простым винтиком общества или истории».

Разум, т.е. способность человека понимать, логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания - также одна из ценностей ислама. В исламе разуму придается исключительное значение. Ведь нести обязанности, отвечать за совершенные поступки может только лицо, находящееся в здравом уме. Инкриминировать лицу можно лишь деяние, которое он совершил в состоянии свободной воли. Разум - исключительный дар, которым наделен человек. Среди факторов, пагубно воздействующих на разум, особо выделяются одурманивающие вещества, потребление которых в исламе запрещено. Всякое одурманивающее вещество и средство, запрещенное исламом, называется хамр (запрещенное). К хамру в исламе отнесены наркотики и алкоголь.Воздействие алкоголя на общество очень хорошо известно, как и число совершаемых в состоянии опьянения преступлений, начиная с вождения автомобиля в нетрезвом виде, публичных беспорядков и семейных конфликтов и закачивая случайным поджогом собственного жилища, потерей чувства ответственности и грубым поведением.

Последнее преступление из категории худуд -- клеветничество (кадф). Оно заключается в ложном обвинении женщины в совершении прелюбодеяния или в указании на сомнительность отцовства ее ребенка. В дальнейшем юристы расширительно истолковали кораническое установление, сочтя, что потерпевшими здесь могут быть и мужчины. Что касается требования четырех свидетелей в подтверждение истинности обвинения, то здесь клеветничество граничит с прелюбодеянием: обвиняемый, представивший четырех свидетелей в подтверждение истинности своих слов, оправдывается, тогда как потерпевший становится, в свою очередь, обвиняемым и осуждается за прелюбодеяние; и наоборот, при недостаточности свидетелей в подтверждение прелюбодеяния все эти свидетели осуждаются за клеветничество.

2.2 Преступления категории кисас

Слово кисас (возмездие) происходит от слова хаос, которое означает «следовать по чьим-то следам», то есть «поступить с обидчиком или преступником так же, как он», «пролить его кровь, отомстив за преступление»



В эту группу правонарушений входят преступления, за которые шариат устанавливает точную санкцию - кисас, означающую возмездие, т.е. наказание, равное по тяжести совершенному противоправному деянию. В Коране сказано: «Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас…» (II, 190/194). «И воздаянием зла - зло, подобное ему» (XLII, 38/40).Преступления данной группы, преимущественно, посягают на жизнь и здоровье.

Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений.

Убийство - это умышленное или неосторожное причинение смерти другому человеку. Причинение смерти другому человеку - это лишение его жизни.

Убийство считается тяжким грехом и осуждается в Коране. Например, в нем говориться: «Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех» (V, 35/32).

Объектом убийства является человеческая жизнь. Началом жизни, в соответствии с украинским законодательством, считают начало физиологических родов.

У мусульман по поводу аборта существуют две крайние точки зрения. Некоторые мусульмане, выступая в защиту искусственного прерывания беременности на ранней стадии, утверждают, что внутриутробный плод, не достигший 16-недельного возраста, душой не обладает и поэтому, в случае крайней необходимости, аборт может быть сделан до истечения этого срока. Другие же утверждают, что никому не дано знать, чем по сути своей является дух или душа, ибо когда Пророка спросили об этом. Он по велению Аллаха ответил, что знание об этом всецело принадлежит только лишь Богу. Следовательно, внутриутробный плод, начиная с самого момента зачатия, наделен уже потенциальной жизнью, а потому его надлежит защищать, предоставив ему все права человеческой жизни.

Конечный момент жизни является биологическая смерть. Закон в равной мере защищает жизнь любого человека, независимо от его жизнеспособности, возраста и т.д. Следовательно, украинское законодательство, равно как и мусульманское запрещает эвтаназию. Мусульмане верят, что никто не имеет автоматического права на жизнь, это Божий дар. Если Бог пожелает иначе, то живое существо прекратит свою жизнь или же ему вообще не будет дарована жизнь. Даровать жизнь и отнимать ее -- привилегия Бога.


В священной книге мусульман сформулирован строгий запрет совершать противоправное убийство, а также установлено, хотя и в абстрактной форме, суровое наказание за него: «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке... А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему -- геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его и уготовал ему великое наказание!.» (IV, 94/92--95/93). «И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву» (XVII, 35/33). В теории мусульманского права считается, что данные общие положения Корана конкретизируются преданиями о Пророке, в которых зафиксирована точная мера наказания за убийство. В частности, Пророку приписываются такие слова: «За умышленное убийство -- возмездие». В соответствии с другим преданием Пророк допускал «законное» пролитие крови в трех случаях, включая умышленное убийство. Такое предписание сунны толкуется мусульманскими правоведами как установление за умышленное убийство строго определенной санкции -- смертной казни в качестве наказания, эквивалентного преступлению.

Шариат запрещает самолично вершить суд. Право кровной мести может быть реализовано лишь после вынесения официальным судебным органом обвинительного приговора, подтверждающего преднамеренный характер совершенного убийства.

Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам первого порядка, т.е. к смертным грехам. Именно дела человека, связанные с кровопролитием, в Судный день будут рассматриваться в первую очередь. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за другую жизнь, будет прибывать в аду вечно.

О форме этого искупления в Коране говорится следующее: «А кто убьет верующего по ошибке, то -- освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье, если они не раздадут ее милостынею. А если он из народа враждебного вам и верующий, то -- освобождение верующего раба. А если он из народа, между которым и вами договор, то -- пеня, вручаемая его семье, и освобождение верующего раба. Кто же не найдет, то -- пост двух месяцев последовательных как покаяние перед Аллахом» (IV, 94/92).

Телесные повреждения

Телесное повреждение - противоправное причинение вреда здоровью другого человека, выражающееся в нарушении анатомической целостности или физической функции органов и тканей человеческого тела.


Объектом телесного повреждения является здоровье человека. С объективной стороны телесное повреждение может быть причинено действием либо бездействием виновного. Виновный может использовать различные орудия и средства, факторы природы и т.п. При нанесении телесного повреждения путем бездействия речь идет о несовершении виновным действия, предотвратившего бы причинение вреда чужому здоровью, при условии, если он обязан был его совершить и имел возможность осуществить это (например, выгуливание злой собаки без намордника, в результате чего она покусала прохожего, причинив ему телесные повреждения).

2.3 Преступления категории тазир

Преступления та'азир образуют последнюю категорию преступлений по мусульманскому уголовному праву. На арабском слово та'азир (множественное число от тазир) имеет много значений, из которых применительно к уголовному праву наиболее точными будут «исправление», «назидание».

К числу преступлений та'азир относятся деяния, за которые ни Коран, ни Сунна пророка не предписывают определенного наказания, так что право выбора вида и меры наказания принадлежит судье.

В целом в категории та'азир выделяются четыре разновидности преступных деяний.

Первая разновидность охватывает преступления худуд и преступления кисас, за которые не может быть наложено соответствующее наказание из-за того, что отсутствует какой-либо существенный признак такого преступления. Так, как преступления из категории та'азир наказуются случаи покушения на преступления категории худуд или кисас: например, предшествовавшие прелюбодеянию действия сексуального характера, не связанные непосредственно с половым сношением, караются плетьми, а не соответствующим прелюбодеянию наказанием худуд; точно так же покушение на намеренное убийство (катлъ аль-`амд) наказывается как преступление та'азир, а не как преступление кисас.

Вторая группа преступлений та'азир также охватывает преступления худуд и преступления кисас, которые не могут быть наказаны соответственным образом из-за того, что доказаны они недостаточно либо связаны с исключительными обстоятельствами. Так, если прелюбодеяние доказано, допустим, тремя и меньшим числом свидетелей-мужчин либо двумя мужчинами и четырьмя женщинами, то наказание худуд за прелюбодеяние (т. е. радж или плети) исключается, однако возможно наказание та'азир.

Третью, самую большую группу преступлений та'азир образуют преступные деяния, за которые ни Коран, ни Сунна не предписывают определенного наказания (т. е. наказания худуд или кисас). К примеру, как преступления та'азир наказуются употребление свинины, лжесвидетельство, взяточничество.