Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наконец, четвертой разновидностью преступлений та'азир являются такие действия, которые нарушают исламские нормы морали. Как указывается в литературе, «ничто в шариате не исключает возможности для мусульманского кадия (судьи по шариату) объявить преступным и, как следствие, наказуемым деяние, нарушающее общественное благосостояние мусульманского общества, даже хотя бы шариат и рассматривал такое деяние как правомерное (т. е. как дозволенное (мубах или джа'из). -- Г. Е.)»'. Примером деяния, которое может быть наказано как преступление категории та'азир, служит ношение вызывающей одежды при внешнем соблюдении исламских правил одеяния.
В современном мусульманском уголовном законодательстве преступления та'азир в основном кодифицированы. К примеру, в Иране в 1996 г. был принят закон из 231 статьи, посвященный преступлениям та'азир и составленный на основе шиитских правовых текстов. Преступность и наказуемость преступлений та'азир (в отличие от преступлений худуд и кисас, остающихся незафиксированными в законодательных актах) определяется по уголовному кодексу Эмиратов и иным уголовно-правовым актам. Исключение составляет лишь Саудовская Аравия, где перечень преступлений та'азир и предписанные за них наказания содержатся в трудах ученых-юристов и лишь часть преступлений 'та'азир (связанных с такими современными сферами жизни, как налогообложение, денежно - кредитное регулирование и т. д.)
Заключение
Уголовное право ислама - довольно сложная, запутанная и противоречивая отрасль мусульманского права. Теоретически оно не знает принципов судебного прецедента, в силу чего со временем превратилось в собрание огромного множества самых разнообразных норм, возникших в различные исторические эпохи.
Итак, под преступлением по мусульманскому праву понимается любое неправомерное в юридическом смысле поведение, которое не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару. Выделяя три категории преступлений: против Аллаха, против отдельных лиц и мелкие правонарушения категории тазир, Пророк с исключительной суровостью относился к религиозным правонарушениям, оберегая зарождавшуюся религию. Таким образом, можно отметить тесную связь мусульманского уголовного права с религией ислама, но это вовсе не означает, что они сливаются друг с другом. Поэтому мусульманское уголовное право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе (мусульманское право в узком, собственном смысле). Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем, мусульманское уголовное право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.
Исходя из вышесказанного, представляется возможным сделать следующий вывод: мусульманское уголовное право, а именно содержание его важнейших институтов: преступления и наказания, по всем своим характерным особенностям не соответствует общей направленности развития человеческой цивилизации.
Список литературы
1). Коран, сура 2 «Корова», айат 217; сура 8 «Военные трофеи», айат 57
2). Сунна Абу-Дауда, книга 38 «О наказаниях худуд», хадис
3).Уголовный кодекс Объединённых Аравбских Эмиратов 2007, ст.1
4). Боронбеков С.Основные ценности ислама - объекты охраны шариата.//Государство и право, 2003, №2, с.92-100.
5). Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 656с.
6). Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности : Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.; Изд-во Междунар. Отношения, - С. 26.
7).Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть : учеб-ник для бакалавров / В. Е. Сафонов, Е. В. Миряшева. -- М. : Издательство Юрайт, 2013. -- 22 с. -- Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
8). Общие принципы исламского права Жолымбет Башиев Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказания. - Алматы: Жети жаргы, - 80 с.
9). Сайид Муджтаба Мусуави Лари. Воскресение умерших. Наказание и жизнь после конца света. Лекции по исламской догматике. Кн.3, Баку, С.156
10). Сюкияйнен ЛР. Мусульманское право. С. 183
11).Уголовное право зарубежных стран. Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. М.: 2009 - 336 с
12).Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. - Спб., 2012.С. 119
13).Максуд Р. Ислам//http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/maksud.htm