Файл: Работа определение соотношения двух сигнальных систем действительности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 654

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Утверждение



Ответ (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Мне свойственны четкость и порядок в делах

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

2. Я склонен любое дело доводить до конца

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

3. Я склонен анализировать свои поступки

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

4. Чаще всего начатое дело завершаю в срок

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

5. Мне свойственно совершать поспешные, необдуманные поступки

Нет

Пожалуй, нет

Когда как

Пожалуй, да

Да

6. Обычно перед уходом я проверяю, не забыл ли что-нибудь взять с собой

Очень часто

Часто

Когда как

Редко

Никогда

7. Перед тем как действовать, я стараюсь представить себе все последствия

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса к делу

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

9. В напряженной и ответственной ситуации, например, на экзамене, мне удается более сосредоточенно и успешно работать

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

10. Могу успешно

выполнить

домашнее задание и при отвлекающем шуме

Могу легко

Чаще всего могу

Когда как

Иногда могу, но с трудом

Совсем не могу



В эту шкалу собраны утверждения, выясняющие, насколько характерно спокойное ра­зумное обдумывание своих действий, умение предвидеть события. Эти черты соответству­ют развиваемой в дифференциальной психофизиологии представлениям о значении само­регуляции психической активности. При этом речь идет о целостной, личностной характе­ристике.
Шкала «ВОЛЯ» (10 утверждений)


Утверждение



Ответ (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы

Несомненно, да

Пожалуй, да

По обстоятель­ствам

Пожалуй, нет

Нет

2. Всегда стоит рискнуть, даже когда мало шансов на успех

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

3. Явно ощущаю в себе слабость воли

Нет

Пожалуй, нет

По обстоятель-­ствам

Пожалуй, да

Да

4. Я склонен любое дело доводить до конца

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

5. Я люблю дело, требующее напряжения ума и мускулов

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

6. Усилием воли я могу преодолеть любые трудности

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

7. Чаще всего начатое дело завершаю в срок

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса к делу

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

9. Из-за своей нерешительности я много теряю

Нет

Пожалуй, нет

Нечто среднее

Пожалуй, да

Да

10. Мне нравится преодолевать трудности в учебе и в других делах

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет



В целом все эти утверждения выявляют готовность к произвольному напряжению, уме­нию подчинять себя задачам деятельности и преодолевать возможные трудности, последова­тельность и настойчивость в достижении поставленных целей, решительность.
Шкала «АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»

(8 утверждений, выявляющих устойчивый стиль мышления)


Утверждение



Ответ (в баллах)

1

2

3

4

5

1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы

Несомненно, да

Пожалуй, да

По обстоятель-­ствам

Пожалуй, нет

Нет

2. Мне свойственны четкость и порядок в делах

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

3. Я склонен анализировать свои поступки

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

4. Предпочел бы иметь дело с математическими науками

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

5. Читая художественные произведения, пропускаю разные описания

Нет

Пожалуй, нет

Когда как

Пожалуй, да

Да

6. Стремлюсь быть знатоком в определенной области

Несомненно, да

Пожалуй, да

Нечто среднее

Пожалуй, нет

Нет

7. Перед тем, как действовать, я стараюсь представить себе все последствия

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет

8. Предпочитаю действовать по заранее продуманному плану

Несомненно, да

Пожалуй, да

Когда как

Пожалуй, нет

Нет



Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают расположен­ность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к четкости и продуманности действий, последовательность в переходах от одних этапов действий к другим. По своему содержанию один из полюсов этой шкалы можно назвать «аналитичностью» в отличие от противоположного полюса, характеризующего «синтетический» стиль познавательных воз­можностей.

Интерпретация полученных данных

Для получения обобщенных показателей выраженности сигнальных систе­м суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в соответственно сгруппированные шкалы. Дан­ные по четырем первым шкалам («Активность», «Эмоциональность», «Образная память», «Воображение») объединяются в один показатель выраженности первой сигнальной системы, а пока­затели по другим трем шкалам («Саморегуляция», «Воля», «Аналитическое мышление») груп­пируются в один показатель второй сигнальной системы. Причем, меньшие величины числовых значений указывают на большее развитие сигнальных систем.

1. Коэффициент сигнальности (КС) позволяет провести оценку относи­тельной выраженности каждой из сигнальных систем :
КС = (вторая с.с. – первая с.с.) / (вторая с.с. + первая с.с.) * 100

При этом, снижение КС свидетельствует об усилении преобладания второй сигнальной системы, а его увеличение – о преобладании первой сигнальной системы.

  1. Производный показатель (ПП) — обычная арифметическая сумма показателей двух сигнальных систем. Чем меньше величина этого показателя, тем выше уровень аналитико-синтетической деятельности, и наоборот.

Задание и отчетность. После тестирования испытуемых провести сравнительную оценку полученных данных. Сделать заключение об индивидуальных особенностях проявления соотношения первой и второй сигнальных систем.