Файл: Работа определение соотношения двух сигнальных систем действительности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Мне свойственны четкость и порядок в делах | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
2. Я склонен любое дело доводить до конца | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Я склонен анализировать свои поступки | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
4. Чаще всего начатое дело завершаю в срок | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
5. Мне свойственно совершать поспешные, необдуманные поступки | Нет | Пожалуй, нет | Когда как | Пожалуй, да | Да |
6. Обычно перед уходом я проверяю, не забыл ли что-нибудь взять с собой | Очень часто | Часто | Когда как | Редко | Никогда |
7. Перед тем как действовать, я стараюсь представить себе все последствия | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса к делу | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
9. В напряженной и ответственной ситуации, например, на экзамене, мне удается более сосредоточенно и успешно работать | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
10. Могу успешно выполнить домашнее задание и при отвлекающем шуме | Могу легко | Чаще всего могу | Когда как | Иногда могу, но с трудом | Совсем не могу |
В эту шкалу собраны утверждения, выясняющие, насколько характерно спокойное разумное обдумывание своих действий, умение предвидеть события. Эти черты соответствуют развиваемой в дифференциальной психофизиологии представлениям о значении саморегуляции психической активности. При этом речь идет о целостной, личностной характеристике.
Шкала «ВОЛЯ» (10 утверждений)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы | Несомненно, да | Пожалуй, да | По обстоятельствам | Пожалуй, нет | Нет |
2. Всегда стоит рискнуть, даже когда мало шансов на успех | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Явно ощущаю в себе слабость воли | Нет | Пожалуй, нет | По обстоятель-ствам | Пожалуй, да | Да |
4. Я склонен любое дело доводить до конца | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
5. Я люблю дело, требующее напряжения ума и мускулов | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
6. Усилием воли я могу преодолеть любые трудности | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
7. Чаще всего начатое дело завершаю в срок | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
8. Я могу работать сосредоточенно и в том случае, когда нет интереса к делу | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
9. Из-за своей нерешительности я много теряю | Нет | Пожалуй, нет | Нечто среднее | Пожалуй, да | Да |
10. Мне нравится преодолевать трудности в учебе и в других делах | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
В целом все эти утверждения выявляют готовность к произвольному напряжению, умению подчинять себя задачам деятельности и преодолевать возможные трудности, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей, решительность.
Шкала «АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
(8 утверждений, выявляющих устойчивый стиль мышления)
Утверждение | Ответ (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Я могу быть терпеливым и усидчивым при выполнении кропотливой умственной работы | Несомненно, да | Пожалуй, да | По обстоятель-ствам | Пожалуй, нет | Нет |
2. Мне свойственны четкость и порядок в делах | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
3. Я склонен анализировать свои поступки | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
4. Предпочел бы иметь дело с математическими науками | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
5. Читая художественные произведения, пропускаю разные описания | Нет | Пожалуй, нет | Когда как | Пожалуй, да | Да |
6. Стремлюсь быть знатоком в определенной области | Несомненно, да | Пожалуй, да | Нечто среднее | Пожалуй, нет | Нет |
7. Перед тем, как действовать, я стараюсь представить себе все последствия | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
8. Предпочитаю действовать по заранее продуманному плану | Несомненно, да | Пожалуй, да | Когда как | Пожалуй, нет | Нет |
Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают расположенность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к четкости и продуманности действий, последовательность в переходах от одних этапов действий к другим. По своему содержанию один из полюсов этой шкалы можно назвать «аналитичностью» в отличие от противоположного полюса, характеризующего «синтетический» стиль познавательных возможностей.
Интерпретация полученных данных
Для получения обобщенных показателей выраженности сигнальных систем суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в соответственно сгруппированные шкалы. Данные по четырем первым шкалам («Активность», «Эмоциональность», «Образная память», «Воображение») объединяются в один показатель выраженности первой сигнальной системы, а показатели по другим трем шкалам («Саморегуляция», «Воля», «Аналитическое мышление») группируются в один показатель второй сигнальной системы. Причем, меньшие величины числовых значений указывают на большее развитие сигнальных систем.
1. Коэффициент сигнальности (КС) позволяет провести оценку относительной выраженности каждой из сигнальных систем :
КС = (вторая с.с. – первая с.с.) / (вторая с.с. + первая с.с.) * 100
При этом, снижение КС свидетельствует об усилении преобладания второй сигнальной системы, а его увеличение – о преобладании первой сигнальной системы.
-
Производный показатель (ПП) — обычная арифметическая сумма показателей двух сигнальных систем. Чем меньше величина этого показателя, тем выше уровень аналитико-синтетической деятельности, и наоборот.
Задание и отчетность. После тестирования испытуемых провести сравнительную оценку полученных данных. Сделать заключение об индивидуальных особенностях проявления соотношения первой и второй сигнальных систем.