Файл: 1 Назначение и условия работы детали (сборочной единицы, комплекта) Основные неисправности, причины их возникновения и способы предупреждения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Щелочные аккумуляторы так же, как и кислотные аккумуляторы, выпускаются заводами без электролита.

Кислотные аккумуляторы заливают электролитом, который должен быть приготовлен заранее, что дает ему возможность охладиться до нормальной температуры к моменту заливки. Плотность электролита при температуре 25° С должна составлять 1,280 ± 0,05 г/см3

При отсутствии дозатора необходимо контролировать уровень электролита над предохранительным щитком, который должен составлять 35--40 мм. После заливки последнего аккумулятора необходимо дать возможность электродам пропитаться электролитом в течение 4-6 ч. При пропитке электродов температура электролита вследствие взаимодействия его с окисью свинца отрицательного электрода в свинцово-кислотном аккумуляторе может повышаться.

Начинать первый заряд можно в том случае, если после пропитки электродов температура электролита не превышает 30° С. Во время заряда необходимо тщательно следить за температурой электролита, его уровнем, плотностью и напряжением на каждом аккумуляторе.

Температура электролита во время заряда не должна превышать 45° С. При превышении этой температуры зарядный ток необходимо уменьшить наполовину. В крайнем случае, если снижение величины зарядного тока не привело к падению температуры, процесс заряда следует прервать до тех пор, пока температура электролита не достигнет 35° С. Только после этого заряд, может быть продолжен.

В конце заряда плотность электролита не должна повышаться в течение последних 2 ч заряда. Напряжение аккумуляторов достигает величины 2,55-2,65 В и остается постоянным течение последних 2 ч заряда.

После первого заряда емкость новых аккумуляторов, как правило, бывает ниже номинальной. Она достигается только после проведения нескольких тренировочных циклов разряд-заряд. Первый разряд батареи можно проводить после того, как температура электролита снизится до 30-32° С. Разряд производится током 10-часового режима.

Во время первого разряда необходимо тщательно следить за напряжением аккумуляторов с тем, чтобы оно не опускалось ниже 1,8 В. Как только на одном или двух аккумуляторах напряжение достигнет минимально допустимого значения, разряд батареи прекращается. Последующие зарядные режимы проводятся током, величина которого составляет 0,2 номинальной емкости батареи. Если приведенная к температуре 30° С емкость, снятая после последующих разрядов
, достигнет 100% номинальной, тренировочные циклы можно прекратить.

Первый и последующие заряды аккумуляторов производят стабильным по величине током, равным одной четверти номинальной емкости аккумулятора. Первый заряд длится 12 ч. Во время проведения заряда необходимо тщательно контролировать температуру электролита и напряжение на каждом аккумуляторе. Температура электролита не должна повышаться более определенного значения, иначе активная масса пластин быстро разрушается. Максимально допустимая температура электролита из едкого кали равна 30°С, из едкого натра 40° С, а при добавке моногидрата лития 45° С.

При заряде напряжение быстро поднимется до 1,7 В, а затем медленно достигнет величины, равной 1,8 В. По окончании первого заряда необходимо откорректировать уровень электролита до нормы.

Первый и последующий разряды проводятся стабильным по величине током 5-часового разряда до достижения напряжения 1В на одном или каждом аккумуляторе всей батареи.

Второй цикл заряда производится аналогично первому. Третий цикл является контрольным. Если при контрольном разряде аккумуляторная батарея отдала номинальную емкость, то она может быть передана в эксплуатацию. Если же отданная емкость составляет менее 0,8 номинальной емкости, то батарее сообщаются еще два тренировочных и один контрольный циклы.

Между концом заряда и началом разряда при циклировании щелочных аккумуляторных батарей должен быть перерыв не менее 30 мин, но не более 2 ч.
8 Организация рабочего места

Монтаж, демонтаж и транспортировка снятых с вагона аккумуляторных батарей в аккумуляторном отделении осуществляется работниками аккумуляторного отделения.

При деповском ремонте вагонов аккумуляторным батареям производится следующий объём обязательных работ: демонтаж с вагона на
монтаж на вагон; химический анализ электролита; промывка аккумуляторных элементов; дефектация резиновых чехлов; циклирование аккумуляторных батарей; подсчёт ёмкости аккумуляторной батареи; измерение сопротивления изоляции аккумуляторной батареи; дефектация аккумуляторного ящика, ремонт, нейтрализация и покраска.

Аккумуляторный отделение относится к участку по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов, который предназначен для выполнения деповского и заводского ремонта, технического осмотра и 6-месячной ревизии.

Аккумуляторное отделение пассажирского вагонного депо предназначено для ремонта, восстановления и заряда аккумуляторных батарей, а также подвагонных аккумуляторных ящиков.



В состав отделения входят следующие участки:

ремонтное отделение;

зарядное отделение;

зарядно-разрядный пункт.

В ремонтном отделении производится дефектация и ремонт поступивших в отделение аккумуляторных батарей, резиновых чехлов, перемычек и гаек.

В зарядном отделении производится заправка аккумуляторных батарей электролитом, восстановление плотности и их зарядка.

В зарядно-разрядном пункте производится циклирование отремонтированных аккумуляторных батарей и подготовка к работе новых аккумуляторных батарей.

9 Техника безопасности при ремонте, сборке, испытании сборочной единицы

Производить заливку аккумуляторов, используя приспособления с электрическим сигнализатором уровня электролита, допускающим возможность возникновения искры.

При обслуживании аккумуляторов с открытыми заливочными отверстиями пользоваться металлическим инструментом (отвёрткой, ключами), а также размещать на поверхностях аккумуляторов вывернутые пробки или другие металлические предметы. Случайное замыкание минусового вывода аккумулятора с его баком вызывает искру с возможным последовательным взрывом газовой смеси над открытым заливочным отверстием;

Пользоваться переносными ручными светильниками с неисправными или отсутствующими защитными колпаками и кожухами, а также имеющими нарушенную изоляцию токоподводящих проводов и другие неисправности, создающие угрозу короткого замыкания или искрения.

При эксплуатации батарей необходима надёжная вентиляция аккумуляторных отсеков, исключающая скопление взрывоопасной газовой смеси.

Состояние изоляции токонесущих проводов, переходных уплотнений и втулок должно полностью исключать возможность короткого замыкания или касания заземлённых частей локомотива оголёнными участками электрической цепи.

Места электрических соединений должны иметь надёжный контакт. Гайки и винты крепления межэлементных перемычек и токонесущих проводов во время эксплуатации батареи должны быть туго затянуты. Сечение токонесущих проводов и шин, а также необходимые зазоры между шинами (перемычками) и корпусами аккумуляторов должны соответствовать требованиям чертежей.

Перед началом осмотра аккумуляторной батареи на электроподвижном составе необходимо выключить её рубильник и вынуть предохранители. Приступать к работе с аккумуляторами можно только через 5-8 минут после открытия крышки аккумуляторного ящика.


Во избежание поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторной батареи необходимо пользоваться инструментом с изолированными ручками и в резиновых перчатках. При вывёртывании пробок необходимо остерегаться выброса скопившихся газов и электролита через отверстия в крышках аккумуляторов.

Во время проведения работ по ремонту и обслуживанию аккумуляторов и батарей нельзя класть на поверхность аккумуляторов инструмент, обтирочный материал, осветительные приборы и другие предметы.

Обтирочные материалы, применявшиеся для очистки аккумуляторов, после окончания работы, сразу убираются в ведро, ящик или иное специально отведённое место.

Помещения для приготовления, регенерации и заливки электролита, заряда и хранения аккумуляторов должны иметь:

надёжную вентиляцию;

исправное, отвечающее технике безопасности, электрическое освещение;

необходимые предостерегающие надписи.

Рабочие места должны быть обеспечены медицинскими аптечками, обязательно имеющими в своём составе 5%-ный раствор борной кислоты и вату.

Все ёмкости для хранения щелочей, электролита и дистиллированной воды должны быть снабжены соответствующими надписями или бирками с информацией о содержимом данной ёмкости и иметь плотно закрывающиеся крышки. Стеклянные бутыли или иные стеклянные ёмкости должны быть помещены в специальные корзины или другую предохраняющую тару.

Транспортировку с концентрированным электролитом со склада в цех и внутри цеха нельзя производить одному рабочему без применения специальных тележек. При отсутствии указанных тележек переноска бутылей с концентрированным электролитом допускается только двумя рабочими с обязательным применением носилок с бортами.

Перед подъёмом корзины или другой тары с бутылью необходимо проверить прочность днища тары.

Брать твёрдую щёлочь руками не допускается. Для перемещения её из одной посуды в другую необходимо использовать щипцы или стальной совок (ложку).

При необходимости размельчения кусков твёрдой щёлочи необходимо накрыть щёлочь какой-либо материей.

Приготовление, регенерацию и заливку электролита производить в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и галошах (или резиновых сапогах).

В случае попадании щёлочи на кожу или одежду нужно быстро удалить её, не втирая в кожу. Поражённый участок необходимо срочно промыть водой, затем 5%-ным раствором борной кислоты и снова водой.


Допускается вместо раствора борной кислоты в этом случае использовать раствор уксусной кислоты (одна объёмная часть уксусной эссенции на 80 частей воды). Если щёлочь попала в глаза, следует срочно промыть их водой, затем 5% раствором борной кислоты (приготовленной специально для глаз) и обязательно обратиться к врачу.

По окончании работы с аккумуляторами, электролитом или щелочами, все инструменты и индивидуальные средства защиты, применяющиеся во время работы, промыть водой.

Слив продуктов отхода аккумуляторного цеха в общую канализационную сеть, водоём и реки не допускается. Необходимо для этой цели иметь специальный сливной колодец или очистное устройство.
Заключение

Данный курсовой проект выполнен в соответствии с заданной темой и дает полное комплексное решение по вопросам организации ремонта аккумуляторной батареи пассажирского вагона.

В работе были раскрыты основные виды и причины неисправностей аккумулятора, методы их устранения и обнаружения. Приведены примеры приборов для диагностики технического состояния аккумулятора, которые используются ведущими вагоноремонтными предприятиями России. Описаны основные типы технического обслуживания и ремонта аккумуляторов, их сроки и периодичность.

Рассмотрен технологический процесс ремонта аккумуляторной батареи. Описаны все необходимые операции при выполнении ремонта аккумулятора и применяемое при этом основное технологическое оборудование.

В последнем разделе рассмотрены основные вопросы по технике безопасности во время выполнения ремонта аккумуляторной батареи пассажирского вагона.

Исходя из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что тема курсового проекта полностью раскрыта, и цель достигнута.

Литература

Основные источники:

  1. Конструкция механической части вагонов, Быков Б.В., Куликов В.Ф., 2016.

  2. Быков Б.В., Пигарев В.Е. Технология ремонта вагонов :Учебник для сварных специальных учебных заведений ж/д транспорта – М.: Желдориздат, 2015г.

  3. Нестандартное оборудование вагоносборочного оборудования производства. Лукашук В.С. Конструкция, проектирование, расчет. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ» , 2018 г.


Дополнительные источники:

  1. Техническая диагностика вагонов. Часть 1. Теоретические основы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей вагонов – 2017.

  2. Техническая диагностика вагонов. Диагностирование узлов и деталей вагонов при изготовлении, ремонте и в условиях эксплуатации, 2018.

  3. Курс лекций по транспортной безопасности – Смирнова Т.С М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2019.