Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Смысловое чтение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, с учётом  авторской программы «Смысловое чтение» Рабочая программа 1-4кл.: М.В. Беденко-2-е изд.-М.,»Вако»,2016г.

Рабочая программа ориентирована на:

1. Беденко М.В. «Смысловое чтение», тетрадь-тренажёр 1-4 классы - М.: ВАКО , 2018.

2.Жиренко О.Е. Смысловое чтение: методические рекомендации. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2017.

Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности отводится в

1 классе - 33 часа, во 2, 3, 4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю). Общее количество учебного времени составляет 135 часов.

Промежуточная аттестация осуществляется в виде теста.

Реализация рабочей программы в полном объеме достигается при необходимости за счет использования современных педагогических технологий, в том числе дистанционных.

Срок реализации рабочей программы 4 года.

Цель программы:

Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основные задачи:

1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);


4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Формы и методы работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс – кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, урок-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр диафильмов, видеофильмов.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) основных общеобразовательных школ, занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- осознание важности чтения и литературы как средства по

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Предметные умения:

Обучающийся научится:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:


- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:

Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.

Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий

Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в проектах, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, составляется портфолио. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
«Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).


Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–10 лет, читательских предпочтений младших школьников.