ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Бирский филиал
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра истории, философии и социально - гуманитарных наук
Направление подготовки
38.03.04. «Государственное и муниципальное управление»
«Логика»
Контрольная работа
на тему
«Логика как наука»
Выполнила:
Проверил:
Содержание
Введение………………………..……………………………..…………3
-
Определение логики как науки…..………………………..…...4-
Понятие логической формы и логического закона…………...4
-
-
Логические системы…………..………………………………...7 -
Основные этапы развития логики ……………………………..8-
Неклассические логики…………………………………….…..11
-
-
Особенности изучения логики………………………………...14
Заключение………..…………………………..………………………...15
Список литературы…………….……………………………………….17
Введение
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир, стремятся ее получить.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, метод эксперимента, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ и др.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов. Ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.
Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне. Однако человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно, помогает отделить главное от второстепенного, критически воспринять данные в разных книгах определения и классификации разнообразных понятий, подобрать формы доказательства своих истинных суждений и формы опровержения ложных. И это только некоторые из многих преимуществ, которые дает человеку изучение интереснейшей и древнейшей из наук – логики, т. е. науки о законах и формах правильного мышления.
-
Определение логики как науки
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «рассуждение». Он используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
Объектом изучения логики как науки является мышление.
Однако мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, физиологией, кибернетикой, педагогикой и др. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики?
Предметом логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Имеются различные определения этой науки, но большинство из них совпадает в том, что основной ее задачей является отделение правильных способов рассуждения (вывода, умозаключения) от неправильных. Правильные выводы называют также обоснованными, последовательными или логичными.
Логику можно, таким образом, определить как науку о законах и операциях правильного мышления.
-
Понятие логической формы и логического закона
Согласно основному принципу логики, правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него утверждений. Форму рассуждения можно определить как способ связи входящих в это рассуждение содержательных частей.
Например, следующие суждения: «Все караси – рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки – насекомые» имеют различное содержание, но одну и ту же форму: «Все S суть P». Она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, P (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть», «суть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире.
(Интерес формальной логики только к форме не означает абсолютного отвлечения от всякого содержания. Формальная логика, исследуя логическую форму, анализирует и содержание, с необходимостью присутствующее в ней. Полученная форма «Все S суть P» имеет некоторое содержание. Из нее мы узнаем, что у всякого предмета S есть признак Р. Это является «формальным содержанием»).
Правильным является следующий вывод, использовавшийся в качестве стандартного примера еще в Древней Греции:
Все люди смертны; Сократ – человек; следовательно, Сократ смертен.
Правильным будет и такое рассуждение:
Всякий человек – живое существо; Сократ – человек; значит, Сократ – живое существо.
Первые два утверждения – это посылки вывода, третье – его заключение.
Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Если же посылки или одна из них являются ложными, правильное рассуждение может давать в итоге как истину, так и ложь. Так же и неправильные рассуждения могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям. Покажем это на примере следующих умозаключений:
-
Все металлы – твердые тела.
Ртуть не является твердым телом.
-----------------------------------------
Ртуть не является металлом.
-
Все небесные тела – планеты.
Юпитер – небесное тело.
-----------------------------------------
Юпитер – планета.
В первом случае заключение получилось ложным потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Во втором же умозаключении, несмотря на первую ложную посылку, заключение является истинным суждением.
-
Все тигры – полосатые.
Это животное полосатое.
--------------------------------
Это животное – тигр.
-
Все ушастые тюлени – ластоногие.
Все ушастые тюлени – водные млекопитающие.
-----------------------------------------------------------
Все водные млекопитающие – ластоногие.
В третьем умозаключении обе посылки – истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что нарушено было одно из правил умозаключения. В четвертом случае обе посылки – истинные суждения, но заключение – ложное, т. к. нарушено правило построения умозаключения (в соответствии с правилом, вместо слова «все» должно стоять слово «некоторые»).
Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями и должны соблюдаться правила логики.
Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления – соблюдение правил и законов логики.
Основными формально-логическими законами считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.
Логические принципы действуют независимо от воли людей, они не созданы по их воле и желанию, а являются отражением связей и отношений вещей материального мира. Кроме формально-логических принципов, правильное мышление подчиняется также основным законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания отрицания.
-
Логические системы
В настоящее время логика представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Систему логических знаний можно представить следующей схемой:
Логика
формальная диалектическая
классическая неклассическая
традиционная математическая
(аристотелевская) (символическая)
Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления
, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.
Предметом специального изучения диалектической логики являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.
Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
-
Этапы развития логики
Формальная логика – одна из древнейших наук. Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии – единой науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. Стимулом для исследований в области логики явились запросы практики ораторского искусства – одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Развитие логической науки протекало по двум руслам, обособленным и не связанным между собой – в Древней Греции и в Индии. Индийская логическая традиция распространилась позднее в Китае, Японии, Монголии, Тибете, на Цейлоне и в Индонезии, а греческая – в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке.
В истории развития логики можно выделить два основных этапа. Первый – от древнегреческой логики до начала XX века. Второй – с этого времени до наших дней.
В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит (460 – 370 до н. э.), Сократ (469 – 399 до н. э.), Платон (428 – 347 до н. э.). Однако основателем науки логики считается величайший мыслитель древности – Аристотель (384 – 322 до н. э.). Аристотель впервые дал систематическое изложение логики. Он написал ряд сочинений по логике, которые впоследствии были объединены под общим названием «Органон». Законы правильного мышления – закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего – Аристотель изложил также в своем главном произведении «Метафизика». Логику Аристотеля называют «традиционной» формальной логикой. Она включает такие разделы, как понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения, логические основы теории аргументации, гипотеза.