Файл: Российской федерации федеральное государтсвенное бюджетное образовательное учереждение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра физической культуры и спорта

Тема: ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Педагогика физической культуры

Студент: Прусаков Виктор Алексеевич /______________/

Группа: ПФ-23118

Специальность: 49.03.01 «Физическая культура» (направленность «Спортивная тренировка»)

Руководитель: доцент

Речкалова Ольга Леонидовна /_____________/

Дата защиты: 09.06.2020

Оценка:_____________

Курган 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 5

    1. Воспитание личности 5

    2. Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом 10

    3. Определение понятия «воля» 15

    4. Возрастные особенности воли 18

Глава 2.ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ФК И СПОРТОМ 23

2.1. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке 23

2.2. Морально-волевая подготовка спортсмена 24

2.3. Методы формирования волевых качеств 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ВЫВОДЫ 32

СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

ВВЕДЕНИЕ
Искусство воспитания — уникальный, индивидуальный, сложный, всегда конкретный и неповторимый процесс. Наша цель — воспитание творческого человека яркой индивидуальности, цельной, многогранной, гармонично развитой личности. Личность — это результат «обработки» человека другими людьми в прочесе его жизни. Это результат не только общения, но и многочисленных других форм связи с людьми. В первую очередь — результат труда, реальной совместной с другими людьми деятельности [8].

Деятельность тренера — это в первую очередь педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы ученики, с которыми работает тренер, обстоятельства, личность самого тренера [2, 15].


Необходимым условием педагогического творчества является компетентность. Обязательное условие успешной деятельности тренера — высокая общая культура. Это понятие многогранно, оно включает в себя развитый интеллект, разносторонность интересов, эрудицию, общественную активность, скромность и такт, чувство меры, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, чувство юмора и многое другое. Практика показывает, что наибольшие трудности в тренерской работе возникают в процессе воспитательного воздействия тренера на своих учеников. Конечно, позиция тренера, занята им в той или иной педагогической ситуации, во многом зависит от личности самого тренера, но знание некоторых закономерностей, условий эффективного воздействия на человека поможет тренеру более профессионально сориентироваться в возможных педагогических ситуациях [21].

Объект исследования - развитие волевых качеств в процессе физического воспитания

Предмет исследования – методика развития волевых качеств

Цель – изучить влияние личностных качеств в процессе физического воспитания

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по развитию волевых качеств

  2. Подобрать методики развития волевых качеств личности в процессе физического воспитания и занятий спортом


ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

    1. Воспитание личности


Понятие «личность» идет от глубокой древности. Этим словом называли маску, которую надевал актер во время представления, затем самого актера, играющего определенную роль. Употребляя этот термин в настоящее время, мы обычно имеем в виду данного конкретного человека и вместе с тем подчеркиваем его социальную сущность, те черты и качества, которые сформировались в ходе его жизни и деятельности в обществе. Новорожденный ребенок еще не является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся. Процесс становления личности сложен, противоречив, определяется множеством факторов, лежащих как в окружающей человека среде, так и в нем самом. И не каждый человек достигает того уровня развития, на котором он становится подлинной личностью, т. е. преобразователем обстоятельств и собственной судьбы. Успешность становления личности определяется тем, насколько в процессе воспитания сформированы основные личностные качества [1, 13].



Личность характеризуется более или менее широким кругом интересов. Разумеется, люди существенно различаются в этом отношении. Сама по себе широта интересов еще не свидетельствует о зрелости личности. Она может проявляться в привычке, заниматься всем понемногу и ничем как следует. Только при наличии основной жизненной цели разнообразные интересы человека приобретают особый смысл, начинают служить этой цели, делают личность по-настоящему богатой и интересной [18].

Таким образом, для личности высокого уровня развития характерно наличие главной цели, которая подчиняет себе все остальные стремления и помыслы. Личность — это человек, активно познающий не только окружающий, но и свой внутренний мир; он имеет более или менее объективное представление о самом себе, о своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях. Для такого человека характерны наличие перспективы, нравственных идеалов. Развитие личности может происходить только через усвоение социальных отношений и норм, управляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм. Вне воспитания нет усвоения, следовательно, и развития. Ребенок, предоставленный сам себе, не в состоянии открыть способы действий с неизвестными предметами. Он не может самостоятельно осуществить постановку тех или иных задач и тем более создать у себя мотивы к соответствующей деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы управлять процессами усвоения [4, 17, 22].

Возможности воспитания личности огромны. Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных. На эту возможность указывают исследования по физиологии и психологии.

В мозгу человека осуществляется самый рациональный метод отбора информации для ее использования, чего не достигнуто пока ни в одной кибернетической системе. Каждый человек, и не только гениальный, обладает колоссальными потенциальными возможностями восприятия и творчества. Однако коэффициент полезного действия мозга, к сожалению, пока невысок. Возможность более высокого эффективного использования мозга зависит от ряда причин:

1)образованности человека,

2)воспитанности,

3)временного состояния личности [9].

Большое влияние на использование возможностей человека оказывает его отношение к труду. Так, при положительном отношении человек активен и продуктивен, а при отрицательном наоборот. Отношения воспитываются. Следовательно, коэффициент полезного действия мозга прямо зависит от воспитанности человека [16].


Эффект воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости к воспитанию. В силу общественной природы личности сама личность обладает очень высокой чувствительностью к воспитанию. Каждый человек отражает общественное влияние, он — представитель определенных социальных типов, а вместе с тем каждый оригинален как личность. Чувствительность к воспитанию с возрастом изменяется. В последние годы мнение о высокой чувствительности детей к воспитанию установилось и во всей мировой психологической и педагогической литературе. Вот почему обычно этот возраст максимально используется для формирования личности, ее обучения. Такие утверждения исходят не только из научных оснований, также из опыта жизни людей [1, 5].

Однако когда говорят о чувствительности детей к воспитательным воздействиям, имеют в виду их легкую подражательность и внушаемость. Это и понятно — детское мышление еще не обладает развитым свойством критичности, а воля слаба и поэтому отсутствует какая-либо сопротивляемость воспитательным воздействиям. Мозг ребенка пластичен и не загружен впечатлениями, знаниями, а отсюда то, что воспринимается, легко укладывается и не подвергается вытеснению. Кроме того, ребенок очень эмоционален, а эмоции (особенно любопытство, удивление) способствуют восприимчивости и запечатлеваемое всего нового. По мере развития личности, ее моральных установок, мышления и воли, жизненного опыта восприимчивость к непосредственным воздействиям несколько слабеет. Становление самостоятельности и моральной воспитанности делает восприимчивость избранной. Личность теперь оказывается совсем нечувствительной к одним воздействиям и максимально чувствительной к другим. Чувствительность теперь зависит от характера социальных установок, интересов, потребностей и в целом от идейной позиции личности, ее характера. Так, люди с определившимися взглядами и моральными установками оказываются очень стойкими всякого рода аморальным воздействиям. Такие люди постоянно взвешивают собственные побуждения и внешние воздействия с личными убеждениями и отвергают то, что не соответствует их взглядам. И наоборот, аморальный человек оказывается нечувствительным к морали. В психологической и юридической литературе отмечается, что закоренелый преступник, рецидивист малочувствителен или совсем нечувствителен к нравственному воспитанию, так как укоренившиеся в нем криминальные установки служат прочным барьером на пути воспитательных воздействий.


Морально воспитанный человек, пусть то ребенок или взрослый, оказывается чувствителен к общественным требованиям, мнению коллектива, его воспитательным воздействиям. Чувствительность к воспитательным влияниям находится в прямой зависимости от социально-психологических факторов, и в частности, от авторитета, воздействующего, от коллективного мнения, от такта отношений и обращения воспитателя. Следовательно, восприимчивость к воспитанию различается не только в зависимости от возраста, но и от особенностей личности, характера ее направленности и  делом от ее воспитанности [8].

Эти различия существуют и их необходимо учитывать как в работе с детьми так и в работе с взрослыми. В зависимости от характера чувствительности люди могут быть подразделены на три типа.

Первый тип — внушаемый. Он отличается высокой чувствительностью ко всяким воздействиям. Для представителей этого типа прав тот, кто говорит последним. Отсюда несамостоятельность, как в убеждениях, так и в поведении. Высокая чувствительность определяется низкой критичностью к воздействиям и слабоволием. Такая чувствительность не обеспечивает прогрессивного развития личности, так как хорошие влияния быстро смываются плохими воздействиями. В здоровом коллективе человек этого типа оказывается неплохим исполнителем, лояльным по отношению к руководителю и другим людям. В аморальной группе он становится исполнителем аморальных или преступных замыслов лидера группы. Этот тип людей требует большего контроля за своими действиями и поступками со стороны педагога [10].

Второй тип — высокой избирательной чувствительности. Это самостоятельный человек со сложившимися взглядами и интересами. Он чрезвычайно восприимчив к тем влияниям, которые соответствуют его жизненным установкам, ценностным ориентациям. У него прочные барьеры к тем влияниям, которые противоречат его жизненной позиции. В смысле социальной направленности он может быть коллективистом или закоренелым индивидуалистом.

Третий тип (встречается реже) — это тип с низкой чувствительностью к любым воспитательным воздействиям. Это или нигилист, который все отрицает, подвергает критике (как правило, это разочаровавшиеся, безвольные люди), или недоразвитый в интеллектуальном отношении человек, к тому же апатичный, безразличный ко всему и в первую очередь к духовным ценностям [19].

Чувствительность к восприятию можно разбивать, но эта чувствительность должна быть избирательной. Для этого необходимо сформировать соответствующие социальные потребности и интересы, моральные представления и понятия, чувства. Сознание и чувство общественного долга, ответственность, коллективизм — вот те предпосылки, которые обеспечивают высокую восприимчивость к общественно значимым воспитательным воздействиям. Итак, чувствительность личности к воспитанию динамична, она зависит от ряда факторов: