Файл: Российской федерации федеральное государтсвенное бюджетное образовательное учереждение.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физической культуры и спорта
Тема: ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Педагогика физической культуры
Студент: Прусаков Виктор Алексеевич /______________/
Группа: ПФ-23118
Специальность: 49.03.01 «Физическая культура» (направленность «Спортивная тренировка»)
Руководитель: доцент
Речкалова Ольга Леонидовна /_____________/
Дата защиты: 09.06.2020
Оценка:_____________
Курган 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 5
-
Воспитание личности 5 -
Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом 10 -
Определение понятия «воля» 15 -
Возрастные особенности воли 18
Глава 2.ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ФК И СПОРТОМ 23
2.1. Волевые усилия и их значение в спортивной подготовке 23
2.2. Морально-волевая подготовка спортсмена 24
2.3. Методы формирования волевых качеств 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ВЫВОДЫ 32
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
Искусство воспитания — уникальный, индивидуальный, сложный, всегда конкретный и неповторимый процесс. Наша цель — воспитание творческого человека яркой индивидуальности, цельной, многогранной, гармонично развитой личности. Личность — это результат «обработки» человека другими людьми в прочесе его жизни. Это результат не только общения, но и многочисленных других форм связи с людьми. В первую очередь — результат труда, реальной совместной с другими людьми деятельности [8].
Деятельность тренера — это в первую очередь педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы ученики, с которыми работает тренер, обстоятельства, личность самого тренера [2, 15].
Необходимым условием педагогического творчества является компетентность. Обязательное условие успешной деятельности тренера — высокая общая культура. Это понятие многогранно, оно включает в себя развитый интеллект, разносторонность интересов, эрудицию, общественную активность, скромность и такт, чувство меры, умение общаться, работать в коллективе, доброжелательность, оптимизм, чувство юмора и многое другое. Практика показывает, что наибольшие трудности в тренерской работе возникают в процессе воспитательного воздействия тренера на своих учеников. Конечно, позиция тренера, занята им в той или иной педагогической ситуации, во многом зависит от личности самого тренера, но знание некоторых закономерностей, условий эффективного воздействия на человека поможет тренеру более профессионально сориентироваться в возможных педагогических ситуациях [21].
Объект исследования - развитие волевых качеств в процессе физического воспитания
Предмет исследования – методика развития волевых качеств
Цель – изучить влияние личностных качеств в процессе физического воспитания
Задачи:
-
Изучить научно-методическую литературу по развитию волевых качеств -
Подобрать методики развития волевых качеств личности в процессе физического воспитания и занятий спортом
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
-
Воспитание личности
Понятие «личность» идет от глубокой древности. Этим словом называли маску, которую надевал актер во время представления, затем самого актера, играющего определенную роль. Употребляя этот термин в настоящее время, мы обычно имеем в виду данного конкретного человека и вместе с тем подчеркиваем его социальную сущность, те черты и качества, которые сформировались в ходе его жизни и деятельности в обществе. Новорожденный ребенок еще не является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся. Процесс становления личности сложен, противоречив, определяется множеством факторов, лежащих как в окружающей человека среде, так и в нем самом. И не каждый человек достигает того уровня развития, на котором он становится подлинной личностью, т. е. преобразователем обстоятельств и собственной судьбы. Успешность становления личности определяется тем, насколько в процессе воспитания сформированы основные личностные качества [1, 13].
Личность характеризуется более или менее широким кругом интересов. Разумеется, люди существенно различаются в этом отношении. Сама по себе широта интересов еще не свидетельствует о зрелости личности. Она может проявляться в привычке, заниматься всем понемногу и ничем как следует. Только при наличии основной жизненной цели разнообразные интересы человека приобретают особый смысл, начинают служить этой цели, делают личность по-настоящему богатой и интересной [18].
Таким образом, для личности высокого уровня развития характерно наличие главной цели, которая подчиняет себе все остальные стремления и помыслы. Личность — это человек, активно познающий не только окружающий, но и свой внутренний мир; он имеет более или менее объективное представление о самом себе, о своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях. Для такого человека характерны наличие перспективы, нравственных идеалов. Развитие личности может происходить только через усвоение социальных отношений и норм, управляющих ими, способов действий, системы научных понятий, моральных норм. Вне воспитания нет усвоения, следовательно, и развития. Ребенок, предоставленный сам себе, не в состоянии открыть способы действий с неизвестными предметами. Он не может самостоятельно осуществить постановку тех или иных задач и тем более создать у себя мотивы к соответствующей деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы управлять процессами усвоения [4, 17, 22].
Возможности воспитания личности огромны. Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных. На эту возможность указывают исследования по физиологии и психологии.
В мозгу человека осуществляется самый рациональный метод отбора информации для ее использования, чего не достигнуто пока ни в одной кибернетической системе. Каждый человек, и не только гениальный, обладает колоссальными потенциальными возможностями восприятия и творчества. Однако коэффициент полезного действия мозга, к сожалению, пока невысок. Возможность более высокого эффективного использования мозга зависит от ряда причин:
1)образованности человека,
2)воспитанности,
3)временного состояния личности [9].
Большое влияние на использование возможностей человека оказывает его отношение к труду. Так, при положительном отношении человек активен и продуктивен, а при отрицательном наоборот. Отношения воспитываются. Следовательно, коэффициент полезного действия мозга прямо зависит от воспитанности человека [16].
Эффект воспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости от восприимчивости к воспитанию. В силу общественной природы личности сама личность обладает очень высокой чувствительностью к воспитанию. Каждый человек отражает общественное влияние, он — представитель определенных социальных типов, а вместе с тем каждый оригинален как личность. Чувствительность к воспитанию с возрастом изменяется. В последние годы мнение о высокой чувствительности детей к воспитанию установилось и во всей мировой психологической и педагогической литературе. Вот почему обычно этот возраст максимально используется для формирования личности, ее обучения. Такие утверждения исходят не только из научных оснований, также из опыта жизни людей [1, 5].
Однако когда говорят о чувствительности детей к воспитательным воздействиям, имеют в виду их легкую подражательность и внушаемость. Это и понятно — детское мышление еще не обладает развитым свойством критичности, а воля слаба и поэтому отсутствует какая-либо сопротивляемость воспитательным воздействиям. Мозг ребенка пластичен и не загружен впечатлениями, знаниями, а отсюда то, что воспринимается, легко укладывается и не подвергается вытеснению. Кроме того, ребенок очень эмоционален, а эмоции (особенно любопытство, удивление) способствуют восприимчивости и запечатлеваемое всего нового. По мере развития личности, ее моральных установок, мышления и воли, жизненного опыта восприимчивость к непосредственным воздействиям несколько слабеет. Становление самостоятельности и моральной воспитанности делает восприимчивость избранной. Личность теперь оказывается совсем нечувствительной к одним воздействиям и максимально чувствительной к другим. Чувствительность теперь зависит от характера социальных установок, интересов, потребностей и в целом от идейной позиции личности, ее характера. Так, люди с определившимися взглядами и моральными установками оказываются очень стойкими всякого рода аморальным воздействиям. Такие люди постоянно взвешивают собственные побуждения и внешние воздействия с личными убеждениями и отвергают то, что не соответствует их взглядам. И наоборот, аморальный человек оказывается нечувствительным к морали. В психологической и юридической литературе отмечается, что закоренелый преступник, рецидивист малочувствителен или совсем нечувствителен к нравственному воспитанию, так как укоренившиеся в нем криминальные установки служат прочным барьером на пути воспитательных воздействий.
Морально воспитанный человек, пусть то ребенок или взрослый, оказывается чувствителен к общественным требованиям, мнению коллектива, его воспитательным воздействиям. Чувствительность к воспитательным влияниям находится в прямой зависимости от социально-психологических факторов, и в частности, от авторитета, воздействующего, от коллективного мнения, от такта отношений и обращения воспитателя. Следовательно, восприимчивость к воспитанию различается не только в зависимости от возраста, но и от особенностей личности, характера ее направленности и делом от ее воспитанности [8].
Эти различия существуют и их необходимо учитывать как в работе с детьми так и в работе с взрослыми. В зависимости от характера чувствительности люди могут быть подразделены на три типа.
Первый тип — внушаемый. Он отличается высокой чувствительностью ко всяким воздействиям. Для представителей этого типа прав тот, кто говорит последним. Отсюда несамостоятельность, как в убеждениях, так и в поведении. Высокая чувствительность определяется низкой критичностью к воздействиям и слабоволием. Такая чувствительность не обеспечивает прогрессивного развития личности, так как хорошие влияния быстро смываются плохими воздействиями. В здоровом коллективе человек этого типа оказывается неплохим исполнителем, лояльным по отношению к руководителю и другим людям. В аморальной группе он становится исполнителем аморальных или преступных замыслов лидера группы. Этот тип людей требует большего контроля за своими действиями и поступками со стороны педагога [10].
Второй тип — высокой избирательной чувствительности. Это самостоятельный человек со сложившимися взглядами и интересами. Он чрезвычайно восприимчив к тем влияниям, которые соответствуют его жизненным установкам, ценностным ориентациям. У него прочные барьеры к тем влияниям, которые противоречат его жизненной позиции. В смысле социальной направленности он может быть коллективистом или закоренелым индивидуалистом.
Третий тип (встречается реже) — это тип с низкой чувствительностью к любым воспитательным воздействиям. Это или нигилист, который все отрицает, подвергает критике (как правило, это разочаровавшиеся, безвольные люди), или недоразвитый в интеллектуальном отношении человек, к тому же апатичный, безразличный ко всему и в первую очередь к духовным ценностям [19].
Чувствительность к восприятию можно разбивать, но эта чувствительность должна быть избирательной. Для этого необходимо сформировать соответствующие социальные потребности и интересы, моральные представления и понятия, чувства. Сознание и чувство общественного долга, ответственность, коллективизм — вот те предпосылки, которые обеспечивают высокую восприимчивость к общественно значимым воспитательным воздействиям. Итак, чувствительность личности к воспитанию динамична, она зависит от ряда факторов: