Файл: Цели, задачи, основные категории товароведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Логистический - рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как основной объект материальных и товарных потоков.

1.4 Категории товароведения


К основным категориям товароведения относится категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.

Продукция – это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. В широком смысле слова это не только продукты человеческой деятельности, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности) называется товаром.

Изучением товаров занимаются многие дисциплины, при этом в определение товара вносятся различные уточнения, показывающие особенности точки зрения, с которой товар рассматривается. В соответствующих главах Вы познакомились с определением товара, принятым в учете и маркетинге.

Поскольку в товароведении основными документами, описывающими потребительские свойства товаров, является нормативно-техническая документация, фармакопейные статьи, фармакопейные статьи предприятий, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения. В частности, принятого и введенного в действие ГОСТа «Торговля. Термины и определения».

В соответствии с ГОСТом, в торговле, ТОВАРОМ является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

На фармацевтическом рынке сложилось понятие «товары аптечного ассортимента» обобщающее группы товаров, реализуемых через розничные и оптовые аптечные организации. В первую очередь это лекарственные средства, лекарственные препараты, в том числе гомеопатические и изделия медицинского назначения.

Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.


Лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению. (ФЗ «О лекарственных средствах». Ст. 4.)

Товары «основного» ассортимента, которые традиционно реализуются из аптек и составляют основу Перечней обязательного ассортимента, жизненно необходимых и важнейших ЛС, препаратов отпускаемых бесплатно и на льготных условиях. Большая часть данного ассортимента реализуется только из аптечных организаций, поэтому эти товары условно можно назвать фармацевтическими товарами.

В связи с расширением товарной номенклатуры аптечных организаций в них появилась значительное число продукции, «дополнительного» ассортимента или парафармацевтических товаров. Например, за рубежом к этой группе относятся в основном косметические и санитарно-гигиенические средства. В нашей стране в настоящее время нет четкого представления о том, что следует считать парафармацевтическими товарами. И толкование этого термина колеблется от «наборов реагентов для радиоиммунологического анализа, изотопов, используемых в медицинской практике, разрешенных к применению для диагностических целей» до перечней групп товаров, которые могут реализовываться из фармацевтических организации, включающих все кроме ЛС.

Обобщив различные мнения по данному вопросу и практический опыт аптечных организации, считаем, что в к парафармацетическим следует относить лишь те товары, которые отпускаются населению для ухода за различными частями тела, личной гигиены, профилактики заболеваний, поддержания здорового образа жизни и некоторые другие.

Товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций, но которые в основном реализуются лечебно-профилактическим учреждениям, НИИ, другим предприятиям или частным предпринимателям, занимающимся медицинской деятельностью.

Изделия медицинского назначения – это зарегистрированные в установленном законодательством порядке, медицинские приборы, вспомогательные медицинские средства, предметы ухода за больным, иная продукция, используемая для решения проблем, связанных со здоровьем.

Парафармацевтические товары - товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения, предназначенные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела. К ним относятся косметические товары, санитарно-гигиенические средства, соки, минеральные воды, диетическое и  детское питание, очковая оптика, справочно-просветительская литература.



Товар характеризуется потребительскими свойствами, обуславливающими способность товара удовлетворять конкретные потребности. Эти свойства проявляются только в процессе потребления. Потребительские свойства делятся на: социальные (спрос, возможность возникновения дополнительного социального эффекта, свобода продвижения товара от производителя к потребителю); функциональные (терапевтическая эффективность, широта, глубина, скорость наступления терапевтического эффекта), эргономические (антропометрические, физиологические, психологические), эстетические (эстетические показатели упаковки и маркировки), свойства безопасности (побочные действия, противопоказания).

Потребительные свойства товара обуславливают потребительную стоимость товаров. В зависимости от характера потребления различают индивидуальную и общественную потребительную стоимости.

Индивидуальная - это потребительная стоимость продуктов труда, созданных для личного потребления.

Общественная - свойственная продуктам труда, которые созданы для удовлетворения общественных потребностей.

Совокупная общественная потребительная стоимость образуется из единичных потребительных стоимостей.

Качество товаров - это совокупность потребительных свойств, обуславливающих их способности удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением. Показатель качества товаров - это количественная характеристика применительно к конкретным условиям производства и потребления, регламентируется НТД. Контролируется квалиметрическими методами.

Качество лекарственных средств - соответствие лекарственных средств государственному стандарту качества лекарственных средств (Закон “О лекарственных средствах” ст. 4).

В международном аспекте качество товаров рассматривается как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.1.). Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде Требований к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.3).

Показатели качества представляют собой количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара) и классифицируются по следующим признакам:


·        по количеству характеризуемых свойств (свойства единичные - выражение простых свойств товара или комплексные - выражение сложных свойста товара);

·        по способу выражения (в натуральных единицах или в баллах);

·        по методу определения (органолептический, инструментальный, социологический, экспертный);

·        по области применения;

·        по стадии определения.

Управление качеством товаров осуществляется путем контроля качества.

Реализация товаров в аптечной организации является одной из основных функций, поэтому деятельность, связанная с оценкой и сохранением потребительских свойств товаров или товароведческая деятельность, имеет важное значение в выполнении основных задач аптечных организаций. Оценка потребительских свойств и количественных характеристик товаров производится на всех этапах их движения. Товароведческая деятельность включает проведение товарной экспертизы, товароведческой экспертизы и отдельных товароведческих операций (приемка, хранение, подготовка к реализации, контроль качества и т.п.). Для осуществления товароведческой деятельности разработаны специальные процедуры проведения, которые могут быть регламентированы и закреплены в документах, на государственном, отраслевом или учрежденческом уровне.

Товарная экспертиза - особый вид деятельности при оценке качества товаров. Под товарной экспертизой понимают оценку экспертом основополагающих характеристик товара по их соответствию установленным требованиям и/или товарной информации, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений и выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом.

В зависимости от требований к товару различают следующие виды товарной экспертизы: товароведческую, санитарно-гигиеническую, ветеринарную и экологическую.

Товароведческая (товароведная) экспертиза. Товароведческая экспертиза - это оценка потребительских свойств товара по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям с помощью измерений и/или опроса и товарной информации. Является обязательным видом товарной экспертизы, остальные ее дополняют и не всегда являются необходимыми. Среди товаров аптечного ассортимента есть группа товаров, например, лекарственное растительное сырье, биологически активные добавки и др., требующих гигиенической оценки Приказ Минздрава РФ от 20.07.1998 N 217 (ред. от 27.10.2000) "О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.1998 N 1587)

1.5 Объекты и субъекты товароведения


Объектами  товароведной деятельности являются товары. Товары, как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики:   ассортиментную,   качественную, количественную, стоимостную.

В задачи товароведческой экспертизы входит оценка этих характеристик (каждая из которых проверяется с помощью экспертизы соответствующего названия).

Ассортиментная характеристика товаров - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональные и/или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Определить принадлежность товара к определенной группе и пр. можно с помощью Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Государственных Реестров ЛС т ИМН и других классификаторов. Ассортиментная экспертиза как самостоятельный вид используется лишь в некоторых случаях (при возникновении разногласий между поставщиком и получателем, при необходимости установления соответствия товара ранее представленным образцам или договорам купли-продажи), чаще всего она является составной частью качественной экспертизы.

 Качественная характеристика товаров -  совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Качественная экспертиза имеет несколько разновидностей, в практике аптечных организации используются: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза комплектности (для ИМН и медицинских товаров), экспертиза по договорам (оценка качества товаров, предусмотренная договорами купли-продажи и другими).

Качественная характеристика рассматривает потребительские свойства - назначение, эффективность, доступность, безопасность, экологичность и др.

Эффективность лекарственных средств – характеристика степени положительного влияния лекарственных средств на течение болезни. Безопасность лекарственных средств – характеристика лекарственных средств, основанная на сравнительном анализе их эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью. (ФЗ «О лекарственных средствах», ст. 4).

Качественные характеристики товаров имеют решающее значение для потребительских предпочтений. Оценить качественные характеристики можно с помощью различных методов, предусмотренных в нормативно-технической документации (ФС. ФСП, ГОСТы, ОСТы, ТУ). Информация, содержащаяся в осноКоличественные характеристики товаров -  совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Основными количественными характеристиками являются общие (масса, длина, объем и пр.) и специфичные (размерные характеристики). Количественная экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии и/или количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц. Единичный экземпляр - отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с сиропом). Комплексные упаковочные единицы - совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками, конвалюта и пр.). Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку; в качестве таких признаков могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного документа. Оценка количественных характеристик проводится в соответствии с нормативно-технической документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке.