Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа
На тему: Цели, задачи, основные категории товароведения
Содержание
Введение 2
Глава 1. История развития товароведения 3
1.1 Возникновение товароведения 3
1.2 Этапы развития товароведения 4
Глава 2 Цели и задачи 6
1.1 Определение, цели, задачи 6
1.2 Основные принципы товароведения и их характеристики. 8
1.3 Подходы к товароведению 9
1.4 Категории товароведения 10
1.5 Объекты и субъекты товароведения 16
Заключение 21
Список литературы 23
Введение
Товароведение как научная дисциплина возникло и формировалось вместе с развитием товарного производства. Товароведение изучает факторы, определяющие качество товаров, потребительские свойства товаров, разрабатывает методы измерения свойств и оценки уровня качества товаров, определяет условия и методы сохранения качества товаров при перевозке, хранении, эксплуатации, исследует причины их физического и морального износа. Наряду с этим, товароведение занимается исследованием текущего ассортимента товаров, разработкой рациональной структуры ассортимента, основных направлений его развития и совершенствования, разрабатывает научную классификацию товаров, которая необходима для изучения огромной массы товаров, обращающихся на рынке, а также для стандартизации и кодирования продукции. Товароведение в своем развитии опирается и взаимосвязано с такими науками, как экономика, физика, химия, биология, эстетика, маркетинг и др. При переходе к рыночным отношениям выявилась значимость товароведных знаний в коммерческой деятельности, усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, это и определяет актуальность темы работы. Товароведение формировалось в силу потребностей человека, оценки товаров, качестве, пользе здоровью, ценности на рынке и т.д.
Предмет исследования – методы, применяемый в товароведении.
Цель работы: изучить основные категории товароведения. Цели, задачи.
Задачи:
-
Изучить историю товороведения -
Дать определение товароведению -
Расмотреть все категории товароведения -
Узнать цели и задачи товароведения
Глава 1. История развития товароведения
1.1 Возникновение товароведения
Товароведение возникло в 16 в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра Товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 в Падуанском университете (Италия). В России одним из первых пособий по Товароведению была "Торговая книга" (1575). Как самостоятельная учебная дисциплина Товароведение начало вводиться в коммерческих средних и высших учебных заведениях в конце. 18 в. В некоторых странах (Великобритании, США) Товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров.
Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XVI в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров, в которой подробно рассказывалось о привозных товарах из других стран.Основоположниками научного Товароведения в России были М. Я. Киттары (1825-80), П. П. Петров (1850-1928), Я. Я. Никитинский (1854-1924). Под редакцией последних в 1906-08 вышел учебник по Т. "Руководство по товароведению с необходимыми сведениями из технологии", в котором рассматривались строение, состав, свойства и технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве.
В 20 в. содержание Товароведения в разных странах дифференцировалось. В СССР наиболее широкое развитие получило Товароведение товаров народного потребления. Оно непрерывно расширялось за счёт изучения новых групп товаров (швейных изделий, трикотажа, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода). Изучение строения и свойств материалов выделилось в самостоятельные научные дисциплины - материаловедение (по отраслям промышленности). Центральной задачей Товароведения стало качество товаров и все вопросы, связанные с ним. Ведущее место в развитии Товароведения современного периода занимают Ф. В. Церевитинов (1874-1947), В. С. Смирнов (1881-1958), Н. И. Козин (1887-1975), - А. А. Колесник (р. 1905), Б. Ф. Церевитинов (р. 1905) и др.
Особая заслуга в становлении отечественного товароведения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товаров. В России и за рубежом стали открываться коммерческие учебные заведения. В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н. А. Архангельский, М. С. Алексеев, И. Кутянин, М. Б. Сергеев, Н. В. Чернов и др.
1.2 Этапы развития товароведения
1 Этап.
Товарно-описательный (середина 16 начало 18 веков). Характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств. Создание руководста с описанием свойств и методов использования различных видов товаров. Товары описывались в алфавитном порядке. В 1549 г. в Падуанском университете (Италия) была образована первая кафедра товароведения, где преподавалось товароведение растительных, животных и фармацевтических материалов.
2 Этап.
Товарно-технический (начало 18 - начало 20 веков). По мере накопления описательной информации и развития естественно-научных методов оценки качества товаров возникает и развивается научное направление в товароведении. Этому способствовало развитие естественных наук (физики, химии, биологии).
Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние на содержательную часть товароведения. В ней начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров и методах их исследования. В России промышленное производство инструментов (1721 г.), создание перечня выпускаемых инструментов (1738 г.). В 1764-1765 - создание кафедры “Лекарствоведения” МГУ.
3 Этап.
Товарно-формирующий (начало 20 века). Разработка научных основ формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством и ассортиментом.
В 1922 была пересмотрена номенклатура хирургических инструментов и были утверждены типы хирургических инструментов для промышленного производства. В 1940 году медико-инструментальная промышленность выпускала 736 наименований изделий. в 1950 - 900, в 1967 году - 4000.
Кафедры медицинского товароведения в России начали организовываться в начале 40 годов и это было связано с задачами военного времени и необходимостью обеспечения медицинским инструментами и оборудованием полевых лечебно-профилактических учреждений. Фармацевтическое товароведение было введено в учебный план по фармации в начале 80-х годов по предложению ученых Пятигорского фармацевтического института.
Глава 2 Цели и задачи
1.1 Определение, цели, задачи
Товароведение - это наука о характеристиках товара, определяющих их потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик.
предметом фармацевтического товароведения как науки и учебной дисциплины является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента. Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Например, у человека есть потребность быть здоровым, эта потребность удовлетворяется различными способами: можно не иметь вредных привычек (курение, употребление алкоголя и пр.), можно бегать по утрам, можно принимать витамины, т.е. вести здоровый образ жизни. Однако, когда человек заболевает, удовлетворить потребность в здоровье можно только с помощью различных врачебных вмешательств, лечебных процедур и лекарственных средств.
Цель фармацевтического товароведения заключается в изучении основополагающих характеристик товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
-
Решение вопросов теории потребительной стоимости и качества товаров как основы дальнейшего развития всего товароведения. -
Решение вопросов, связаных с разработкой научных основ управления качеством товаров на различных этапах продвижения -
Систематизация товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования. -
Четкое определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость товаров. -
Изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование. -
Товароведная характеристика конкретных товаров.
Товароведение включает в себя два раздела:
-
Общая часть. -
Частное товароведение.
В общем товароведении рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для характеристики любого товара и частных разделов товароведения.
В частном товароведении изучается обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров, анализируется состояние и перспективы развития конкретного рынка.
В системе здравоохранения частное товароведение подразделяется на медицинская и фармацевтическое товароведение.
Медицинское товароведение изучает потребительские свойства медицинских товаров, то есть те свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине в соответствии в его назначением в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, медицинские приборы, медицинские аппараты, медицинское оборудование).
Фармацевтическое товароведение – это дисциплина, занимающаяся изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.
Товароведение связано с фундаментальными дисциплинами - физикой, химией, биологией, микробиологией - знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительных свойств товаров, их изменений при производстве и хранении. Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для организации и экономики фармации, фармацевтической химии, технологии лекарств, фармакогнозии.
1.2 Основные принципы товароведения и их характеристики.
Первый принцип товароведения - безопасность. Это принцип который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).
Принцип эффективности - заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуотации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.
Принцип совместимости - определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий.
Взаимозаменяемость - это принцип, определяемый пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.
Систематизация - это принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодирование товаров.
1.3 Подходы к товароведению
Системный - рассмотрение предмета товароведения как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем (характеристик), объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
Маркетинговый - рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средство удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход предполагает изучение потребительных свойств в тесной взаимосвязи с конъюнктурой потребительского рынка. Как следствие этого должна принципиально измениться методология создания новых товаров. В настоящее время она, как правило, состоит в следующем, например, для лекарственных средств для лечения той или иной болезни или ее предупреждения делается попытка создания нового лекарственного вещества синтезом или извлечением из растительного сырья или других объектов, затем начинается подбор технологичной для этого лекарственного вещества лекарственной формы и упаковки с одновременной разработкой методов фармацевтического анализа.
Использование современного маркетингового подхода начинает определять другой подход к проблеме создания нового фармацевтического продукта или модернизации известного. Начальным этапом этого подхода становятся маркетинговые исследования, в результате которых определяются потребительные стоимости будущих товаров, расходы, связанные с их разработкой и производством, экологические вопросы. Проведение этих исследований должно вестись целенаправленно, в тесной взаимосвязи с производством при особом внимании к нормативно-технической документации (ФС, ВФС, ГОСТ, ОСТ, ТУ и др.) и рекламно-информационной литературе.