ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Путч 19-21 августа 1991 года
В марта 1990 года третий Съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью конституции «О руководящей и направляющей роли КПСС». Горбачёв был избран президентом СССР.
В июне на первом Съезде народных депутатов РСФСР Ельцина избирают председателем Верховного совета. У советников Ельцина возникает идея ввести в России институт президенства. Идея президенства не могла понравится только что избранному Верховному совету России, но и у центральной власти Верховного совета СССР появился мощный конкурент – Российская власть, которая фактически действовала практически на той же территории. Демократы вынесли этот вопрос на референдум, 70% россиян проголосовали «за», Верховному совету осталось назначить день выборов. Горбачёв отнёсся к этим событиям с видимым спокойствием, Михаил Сергеевич занимался новым союзным договором, намечался визит в Вашингтон. В США он и узнал об избрании Ельцина президентом России, Ельцин в первом же туре набрал 57,3% голосов. Для Горбачёва настало тяжёлое время, 6 лет у власти, а реформы буксуют, прилавки пустеют, ситуация в стране выходит из-под контроля, разрекламированная экономическая программа 500 дней провалена, а тут ещё захват ОМОНом телебашни в Вильнюсе, это провокация лишь подтолкнула распад Советского Союза. Горбачёв говорил, что для него события в Вильнюсе были неожиданностью, ему не верят. Ельцин же отправился в Прибалтику, а 19 февраля выступил в прямом эфире и прямо обвинил Горбачёва и в развале государства, и в обнищании народа.
17 марта 1991 года был проведён референдум, итоги оказались однозначными, в девяти республиках население высказывалось «за» сохранение СССР, но это были тщетные усилия, было ясно, что в прежнем виде СССР существовать не может, необходим новый союзный договор.
В апреле 1991 года в Ново – Огарёво начались переговоры с руководителями девяти Советских республик. В сложнейшие политической ситуации 1991 года, когда всё разваливалось, всё рушилось и экономика, и политика, а центробежные силы разрывали Советский Союз, Горбачёв старался сохранить хрупкое равновесие между интересами центральной власти и новыми требованиями со стороны республик.
К июлю подготовку нового договора почти закончили, Верховный совет СССР поддержал проект «О союзе суверенных государств».
2 августа Горбачёв выступил по телевидению и сказал
, что договор открыт для подписания с 20 августа нынешнего года, казалось было сделано всё, чтобы возродить новый Союз, но мало кто знает, что Михаил Сергеевич провёл секретную встречу с руководителями двух самых крупнейших республик бывшего Советского Союза, с Борисом Ельциным, которого назначили главным политическим оппонентом Горбачёва и Нурсултаном Назарбаевым, на тайной встрече 30 июня 1991 года на даче в Ново – Огарёво, три лидера договорились, что как только будет подписан союзный договор, мгновенно будут произведены выборы, создана новая команда для управления страной, а новый кабинет министров возглавит Нурсултан Назарбаев, прежние руководители СССР должны были уйти в отставку, но как говорил в интервью Горбачёв: «Я абсолютно уверен, что эта беседа зафиксирована органами гос.безопасности», спустя четыре дня Михаил Сергеевич Горбачёв с семьей отправляется на отдых в Форос, а 5 августа председатель КГБ Владимир Крючков на секретном объекте своего комитета собрал Олега Шейнина, министра обороны Дмитрия Язова, заместителя председателя совета обороны СССР Олега Бакланова и что самое интересное, на этой встрече присутствовал самый доверенный человек Михаила Сергеевича и его семьи – Валерий Болдин, начальник его личного секретариата. Прослушав информацию, товарищи поняли, что через две недели они будут вне игры, приговор Горбачёву был вынесен.
17 августа Крючков перед начальником седьмого управления КГБ СССР Расщеповым поставил задачу спланировать операцию, предусматривающую задержание и доставку на военный объект «Завидово» президента России Бориса Ельцина. На даче в деревне «Машкино» к 15 августа 1991 года была рождена аббревиатура ГКЧП, там же был разработан проект указа «О передаче власти Горбачёва Янаеву», там же были написаны обращение к Советскому народу, обращение к народам мира и Поставление номер один «О введение чрезвычайного положения» и другие документы, тогда же и началась работа комитета гос.безопасности по изготовлению печати ГКЧП, формированию групп по отключению связи в Форосе, то есть техническая разработка деталей.
17 августа на одном из объектов комитета гос.безопасности, который носил условное название «АБЦ» встретились Павлов, Бакланов, Шейнин, Язов, Болдин, Крючков, во встречи принимали участие также заместители министра обороны СССР Ачалов и Варенников, заместитель председателя комитета гос.безопасности Грушко, премьер министр СССР Павлов подробно рассказал о положении в экономики, глубоком кризисе, в который страна уже вползала и который ожидается в самое ближайшее время ещё в больших масштабах. На этой встрече сформировали делегацию, которая должна была отправится к Горбачёву – Шейнин, Бакланов, Болдин и Варенников, на следующий день визитеры поехали на аэродром «Чкаловский», тем временем один из крупнейших лидеров мира Горбачёв отдыхал на объекте «Заря», дальше произошли всем известные события - выключили все телефоны, отняли ядерный чемоданчик, взлётную полосу, с которой должен был взлететь президентский самолет перекрыли тягачами, дачу блокировали, всё это было сделано тихо и не привлекло ничьё внимание, но заговорщикам надо было действовать быстро. К делегации которая летела в Форос присоединился генерал Плеханов, который отвечал за охрану всех государственных и партийных деятелей, начальник личной охраны
президента подчинялся непосредственно Плеханову, делегация из Москвы прошла к Горбачёву беспрепятственно. Первым, по плану заговорщиков, разговор с Горбачёвым должен был начать секретарь ЦК КПСС Олег Шейнин, а потом каждый бы добавил своё, но Горбачёв перехватил инициативу, решив что Бакланов здесь старший спросил его, с чего они объявились в Форосе, задуманный порядок нарушился, Бакланову пришлось начинать первым, он, а в след за ним Олег Шейнин от имени ГКЧП предложили президенту передать временно свои функции вице-президенту Геннадию Янаеву с целью навести порядок в стране, Горбачёв напомнил, что на 20 августа назначено подписание союзного договора. «Подписание не будет» - возразил Бакланов, Ельцин будет арестован, Горбачёв находясь в шоке отказался подписывать документы о передачи власти.
18 августа в 20:00 в Кремль, в кабинет к Павлову пришли Крючков, Пуго, Язов, Лукьянов, привезли Янаева, из Фороса вернулись Шейнин, Болдин, Бакланов и делегация доложила, что Горбачёв болен и принимать решение не в состоянии, его надо срочно лечить, в качестве лекарства Янаев Горбачёву прописал отречение от власти.
19 августа 1991 года рано утром по радио и телевидению было объявлено о прекращении полномочий Горбачёва и о создании государственного комитета по чрезвычайному положению во главе ГКЧП стояли вице-президент Янаев, министр обороны Язов, его первый заместитель Бакланов, председатель КГБ Крючков, министр внутренних дел Пуго, премьер-министр Павлов, а также Стародубцев. Ельцин на кануне поздно ночью прилетел из Казахстана, где встречался с Назарбаевым, о ГКПЧ узнал утром, в 8 часов к нему в Архангельское к нему приехали Полторанин, Бурбулис и Собчак, приехали совершенно беспрепятственно, Ельцин прибыл в белый дом к 11 часам, он ехал по улицам Москвы, лавирую между танками, едва появившись в Белом доме, президент России сразу дал пресс-конференцию уже собравшимся там журналистам, он тут же зачитал заявление, подписанное им, Председателем Верховного совета Хазбулатовым и Премьер-министром Силаевым.
В ночью с 18 на 19 августа отстранён от власти законно избранный президент страны, какими бы причинами не оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с реакционным, антиконституционным переворотом, потом журналистов попросили покинуть Белый дом, так как в Москву входят танки.
Танки в Москву действительно вошли, четкой задачей перед ними поставлено не было, кроме того что они должны пресекать действия экстремистских сил. Приблизительно через час Ельцин вышел на площадь и взобравшись на танк зачитал обращение, чуть позже он издал указ, который объявил ГКЧП вне закона, в ответ ГКЧП издал свой указ, в котором объявлял указы Ельцина недействительными. Наконец лидеры ГКЧП решили объясниться с общественностью и созвали пресс-конференцию в МИД СССР, командующий прибалтийским военным округом получил в директиве ГКЧП приказал воинским частям не выходить за пределы гарнизонов и не поддаваться на провокации, главком ВМФ Чернавин получил приказ блокировать порты в связи с чрезвычайным положением и главком ВВС Шапошников отдал приказ не поднимать в воздух ни одного самолёта без его личного приказа.
Выполняя приказ ГКЧП о введение в Москве чрезвычайного положения, приказ министра обороны Язова, командующий ВДВ генерал Павел Грачёв обеспечивал прибытие в столицу 106-й тульской воздушно десантной дивизии и взятие под охрану стратегически важных объектов столицы, командиру дивизии он отдал какой-то странный приказ «торопиться неспеша» из этого следовало, что Грачёв пытался предугадать чья возьмёт, тогда ещё никто не догадывался, что глав.ком ВВС Евгений Шапошников с радостью обнаружил в Павле Сергеевиче своего единомышленника и они уже вели между собой телефонные разговоры, Грачёв тогда рассчитал всё точно, как и Шапошников скрыто игнорируя приказы министра обороны, он дал понять засевшим в Белом доме, что никаких силовых мер против них принимать не будет. Выдвинув десантников к Белому дому с целью блокирования стратегического объекта, затем когда ситуация стала меняться в пользу ГКЧП, Грачёв превратил их из блокировщиков в защитников.
А 20 августа в Белом доме устроена новая пресс-конференция, которая на этот раз ввёл Владимир Лукин, на площади перед Белым домом собралось около 200 тысяч человек. Поздно вечером, 20 августа в Белый дом явился офицер КГБ и принёс план подготовки штурма здания, который якобы должен был начаться в 2 часа ночи, на дверях кабинетов срочно стали менять таблички, чтобы сбить врага с толку, часть депутатов собралась в зале совета национальностей и провела там всю ночь, но штурм так и не состоялся, потом командиры Альфа утверждали, что Белый дом они штурмовать отказались. С балкона Белого дома отдавал команды Рудской, в случае чего огонь открывать без предупреждения, в 23 часа колонна БМП выдвинулась на патрулирование, БМП и солдат начали забрасывать камнями, палками и бутылками, трое москвичей при этом погибли. Коллегия министерства обороны приняла решение вывести войска из Москвы, это произошло с 8 до 9 часов утра 21 августа 1991 года, а в 10 часов весь ГКЧП срочно прибыл в министерство обороны, Крючков, Бакланов, Шейнин, Плеханов настаивали на продолжении борьбы, произошла грязная перебранка, гкчиписты срочно выехали в аэропорт «Внуково» и полетели в Крым.
В Москве армия уходила, Верховный совет России требовал возбудить против ГКПЧ уголовное дело.
Ельцин также принял решение лететь в Форос и освобождать Горбачёва.
Первыми в Форос прибыли гкчиписты, но Горбачёв дождался истинных спасителей посланцев Ельцина. Руцкой забрал Горбачёва и всю его семью.
Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву вместе с Руцким и Силаевым на самолёте. Гкчиписты по прилёту в Москву были арестованы.
Когда 23 августа Горбачёв приехал в Белый дом на сессию Верховного совета, его встретили плакатами «в отставку», его время истекло, у страны появились другие герои. После путча наступило время Ельцина. Августовский путч спровоцировал развал СССР, союзные республики заявили о своей независимости.