Файл: Человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своем развитии русская философия прошла ряд периодов, тесно связанных с исторической судьбой русского государства: 1 период. XI – XVII века. – Древняя и средневековая философия. 2 период. XVIII – первая четверть XIX вв. – Русское Просвещение. 3 период. Вторая четверть – конец XIX в. – Российский духовный Ренессанс. 4 период. 1917 – 1991гг. – Советский период русской философии. 5. период. С 1991г. – Постсоветский период русской философии.

К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п.

Основной вопрос русской философии — это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения.



Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.

1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.

2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления, что дало основание В.В. Зеньковскому говорить о панморализме русской философии. Следует заметить, что русские философы рассматривали нравственность не просто как особую сферу духовной жизни, то есть область идеального, но как особую реальность. Классическим примером в данном отношении является категория Добра в системе нравственной философии В.С. Соловьева, где Добро трактуется как некая онтологическая сущность, высшее основание, на которое опирается жизнь всего человечества.

3) Глубокий интерес к социальной проблематике. русская философия всегда развивалась в условиях острых социальных, политических, экономических процессов в России. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.

4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.

5) Религиозный характер
. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.

6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. В этом плане она достигла своих высот в ХIХ столетии в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, а имена Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого называются в ряду основоположников классической религиозной философии в России. Необходимо добавить, что в сокровищницу «золотого» века русской культуры вошло не только философское наследие великого русского мыслителя В.С. Соловьева, но и его поэтическое творчество, оказавшее огромное влияние на целое поколение поэтов.

7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, с человечеством в целом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. Наиболее яркое выражение эта тенденция нашла в философии всеединства В.С. Соловьева и его последователей, которая послужила естественным выражением идеалов и ценностей русской философии.

8) эта особенность стала основанием космического мироощущения русской философской мысли в целом и формирования своеобразного ее течения, получившего название «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.

Материю Ломоносов определяет как «протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части»; «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Действие и противодействие, притяжение и сила инерции, а также другие проявления тел целиком зависят от материи, а не от каких-либо сверхъестественных сил. Михаил Васильевич Ломоносов(1711 —1765) был выдающимся ученым-естествоиспытателем и мыслите­лем-материалистом, оставившим неизгладимый след в развитии естественнонаучной и философской мысли человечества. Ломоносов родился в семье рыбака-по­мора около Холмогор Архангельской губернии. В 1730 г. он пешком добрался до Москвы, где поступил в Сла­вяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. был направ­лен для продолжения образования в Петербургскую академию наук, а затем в Германию в Марбургский университет, где занимался механикой, физикой, хими­ей, горным делом, металлургией и другими науками. В это же время он изучал труды античных мыслителей, Декарта, Лейбница, X. Вольфа и других философов. Вернувшись в 1741 г. в Россию, Ломоносов начал ра­ботать в Петербургской академии, где сделал ряд науч­ных открытий мирового значения. Им были разрабо­таны и предложены многие проекты по освоению бо­гатств недр России, по развитию земледелия, промыш­ленности, торговли, мореплавания. Ломоносов был соз­дателем Московского университета.



Будучи сторонником просвещенной монархии, Ло­моносов вместе с тем осуждал отсталость крепостниче­ской России, болел за судьбу Родины, хотел видеть ее в ряду передовых стран мира. Его проект «О размно­жении и сохранении российского народа», в котором он пытался оградить народ от произвола власть иму­щих, сурово осуждая невежество, праздность, парази­тизм духовенства и т. п., проникнут прогрессивными, гуманистическими идеями.

18 век — это период, когда в России начинает возникать светская философия, появляются мыслители нерелигиозного толка, которые рассуждают о высоких материях.

Можно выделить три основных направления мысли:

1️⃣ Вольтерьянство — Просвещение в России, получивший свое название благодаря основателю французского Просвещения — Вольтеру. У него есть некоторый негативный смысл: это грубое, научное осмысление действительности, немного вульгарное — когда мы все отвергаем.

2️⃣ Православный поиск — поиск Бога на всех уровнях.

3️⃣ Масонство — религиозно-философское течение, а также тайное общество. Его целью было преодоление религиозных предрассудков и достижение закрепления вечного и всеобщего права.

???? Эти три направления мысли противоположны друг другу: вольтерьянство противоречит православию и масонству, а православие противоположно и масонству, и вольтерьянству. Но вместе с тем между ними возникали и «союзы»: и масонство, и православие выступают против расколдовывания мира*, к которому стремилось Просвещение.

*Расколдовывание мира — разрушение мира мифа, в котором все объясняется с помощью богов и потусторонних сил, и объяснение мира с помощью науки.

Григорий Саввич Сковорода удивительная личность — его одновременно называют родоначальником русской религиозной философии и украинским Сократом.

???? Григорий Сковорода (1724–1794) родился в Киевской губернии Российской Империи. Вел жизнь странствующего философа-богослова и не был привязан к какому-либо университету.

???? Он размышлял о морали, поиске истины, видимой и невидимой сущностях мира. Большинство своих философских сочинений Сковорода подобно Сократу написал в диалогической форме.

Согласно Сковороде, все сущее состоит из трех миров:

???? «Первый есть всеобщий мир обитательный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый — микрокосм, то есть мирик, мирок, или человек. Второй есть символический мир, иначе Библия».


⚰️ На могиле Григория Сковороды по его завещанию написано: «Мир ловил меня, но не поймал».

➡️ Философ считал, что все мирское, простые человеческие нужды и переживания пытаются захватить человека в свои сети, а он благодаря образу жизни странника и постоянному поиску смог избежать этого.

???? «Весь мир состоит из двоих натур: одна видимая, другая невидимая. Видимая называется тварь, а невидимая — Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит, везде и всегда был, есть и будет».

Подумайте, что хотел сказать Григорий Сковорода этими словами?

Поговорим о философских поисках Александра Николаевича Радищева (1749–1802), который известен прежде всего как писатель.

???? Александр Радищев переживал настоящий экзистенциальный кризис — после публикации повести «Путешествие из Петербурга в Москву» он был приговорен к смертной казни, которая в последние секунды была заменена ссылкой.

???? Радищев остро прочувствовал приближение смерти, свои размышления о ней он запечатлел в философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертности», который он написал в ссылке:

???? «Желающему вникать в размышления о смертности и бессмертии человека, я бы нелицемерный подал совет стараться быть часто при одре умирающих своей или насильственною смертию. А тому, кто сам находился в преддверии вечности, имея полный и ненарушенный рассудок, тому в совет бы я дал в суждениях своих о смертности и бессмертии человека быть гораздо осторожным. Первый научиться бы мог познавать, что есть смерть; другой, бывши ее близок, мог бы рассуждения свои сопровождать внутренним своим чувствованием; ибо верьте, в касающемся до жизни и смерти, чувствование наше может быть безобманчивее разума».

???? Это произведение — крик души человека эпохи Просвещения, времени, когда люди хотели верить в силу науки, которая все объяснит, докажет, что Бога и бессмертия души не существует.

Трактат будто поделен на две части????

1️⃣ Сначала Радищев объясняет, что человек — природное существо: он растет и умирает, как животные — эта идея полностью соответствовала духу Просвещения.

2️⃣ А после выражает все свои экзистенциальные переживания и утверждает
, что бессмертие души все-таки существует.

Представители философии России 9-13 век

Можно выделить следующие четыре основных этапа русской философии:

1) Ранняя русская философия IX – XVIII веков, которая охватывает:

а) период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

б) философию периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

в) философию XVIII века;

2) Философия XIX века, в котораявключала в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое, философию космизма и др.;

3) Русская (и советская) философия XX векапредставленная, главным образом, философией марксизма-ленинизма, философией космизма, естественно-научной философией и философией «русского зарубежья».

4) Постсоветская российская философия (конец ХХ – начало ХХI века).

Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Русиотносится к IX – XIII вв. Он соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философиибыли: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство, право и природа. Среди наиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются:

· Иларион (середина XI в.), который в основном произведении «Слове о Законе и Бла­годати», популяризировал и анализировал хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси;

· Владимир Мономах (1053 – 1125), который в основном произведении «Поучение», своеобразном философском морально-нравственном кодексе, дает поучения потомкам, анализирует проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

· Климент Смолятич (ум. после 1164), который в произведении «Послание пресвитеру Фоме», затрагивает философские проблемы ра­зума и познания;

· Филипп Пустынник (XI в.), который в произведении «Плач» за­трагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства