Файл: Экономическая теория xx века, изучая обобщенные закономерности функционирования, организации и развития, абстрагировалась от многих конкретных факторов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Введение

Экономическая теория XX века, изучая обоб­щенные закономерности функционирования, организации и развития, абстрагировалась от многих конкретных факторов. Формирование региональной науки началось после Второй ми­ровой войны одновременно во многих странах как развитие теорий размещения, обобщенных американским ученым У Айзардом (W. Izard — в первых переводах У Изард [8]]. В своих трудах он подчеркивал междисциплинарность новой науки, использующей знания экономики, гео­графии, экологии, социологии, политологии, психологии, юриспруденции. Процесс форми­рования региональной экономики как нового научного направления завершился к 1966 г., и его основатели, У Айзард и его ученик Т. Райнер (T. Reiner], дали ей следующее определение: «Региональная наука — это новая область об­щественных наук, которая использует теории и открытия других общественных дисциплин. Она делает упор на изучение пространствен­ного аспекта человеческой деятельности и его значения для понимания общественного пове­дения и общественных форм. Цель этого изуче­ния — выявление пространственных взаимос­вязей не только между людьми и их деятель­ностью, но и между людьми или естественной, или преобразованной географической средой. В своих теоретических построениях региональ­ная наука широко использует математические модели. Использование слова "региональная” предполагает системный подход к простран­ству, рассматриваемому как обиталище чело­века, а слово "наука” выражает намерение при­менять к анализу критерии точных методов ис­следования и развивать теоретические схемы и идеи общего характера» [Цит. по: 7, с. 67].

Из последних публикаций по методологии региональных исследований, на наш взгляд, интерес представляют статьи группы уче­ных Пермского университета О. В. Лосевой, А. Р. Сулейманова, А. А. Шудренко, А. X. Авезова, М. Ф. Баранской и др. Объединяет перечислен­ные работы системный подход к анализу реги­она как социально-экономической системы, ко­торый позволяет выделить основные элементы, горизонтальные и вертикальные связи между ними. Пермская научная школа синтезирует ие­рархический и институциональный анализ для управления конкурентоспособностью и разви­тием национальной и региональной экономи­ки, моделирования процессов воспроизводства, интеллектуального предпринимательства и ин­ституционального строительства [3]. В совре­менных условиях инновационное развитие яв­ляется необходимым и достаточным условием обеспечения конкурентоспособности региона, для этого требуется формировать и укреплять его интеллектуальный потенциал. Методология оценки интеллектуального потенциала включа­ет цели, принципы и подходы, которые на уров­не региона содержат совершенствование инно­вационной деятельности, индивидуально-лич­ностные и производственно-отраслевые ком­поненты [10]. Субъективно-ориентированный подход к исследованию инновационной дея­тельности в регионе дает возможность строить инфраструктурно-этапную матрицу регулятор­ной инновационной деятельности и определить общественные потребности в инновации на всех этапах ее жизненного цикла [19]. Управление устойчивым инновационным развитием регио­на требует стратегических ориентиров, форми­рование системы их показателей, которые мо­


гут быть получены, в том числе, на основе си­туационного анализа [1]. Ситуационный анализ позволяет отслеживать и совершенствовать на­циональные и федеративные отношения в ре­гионе, учитывать состояние экономики, уровни жизни населения, коррупции, информационную безопасность и другие социальные показатели [17]. Ближе всего к методологии, используемой в данной работе, является системный подход группы авторов, которые рассматривают «реги­он как целостную, управляемую социально-эко- лого-экономическую систему, целью которой является обеспечение высокого качества жизни населения» [4, с. 544].

Перечисленные подходы обладают доста­точной универсальностью, но для региона важ­но также рассматривать его различные функ­циональные аспекты, особенно для многопро­фильных, имеющих не одну, а несколько бюд­жетообразующих отраслей и неоднородное по национальному составу население.

В данной работе используется методоло­гия системного подхода, включающего иссле­дование структуры региона и его элементов как инвариантной части и функций как вари­ативной, в сочетании с методами маркетинга для анализа и управления.

Цель исследования — выявить общие ме­тоды анализа состояния региона, определить его функции в инновационном устойчивом раз­витии.

Основные аспекты регионального анализа

В регионоведении используется такое по­нятие, как «узловой регион»: «Узловые регио­ны представляют собой ареалы, характеризу­ющиеся сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации» [6, с. 23]. В социально-экономи­ческой географии узловыми регионами явля­ются административные области, сферы вли­яния поселений, зоны сбыта и сырьевые зоны промышленных предприятий, участки почто­вых отделений, поликлиник, школ и т. д. В со­циально-экономической географии зона пред­ставляет собой территорию, в пределах кото­рой имеет место однозначность показателей по их интенсивности.

В нашем исследовании мы понимаем тер­риторию как узловой регион, а как ключе­ вой целевой показатель рассматриваем ин­новационность его состояния и развития. Универсальность такого подхода заключает­ся в том, что в качестве рассматриваемой тер­ритории можно выбирать любую географиче­скую часть административной единицы или объединенные части нескольких администра­тивных единиц, включая районы, области и го­сударства. Выделенные территории могут слу­жить инновационными зонами, включать не­который центр, генерирующий идеи, проекты и технологии, а также зоны влияния данного центра, способствующие усилению показате­ля инновационности. В рамках административ­ной единицы центр не обязательно может со­впадать с административным центром: это мо­жет быть технопарк, академгородок, крупное научно-производственное объединение, реша­ющее задачи одной предметной области и име­ющее узкую специализацию.



Современные экономисты применяют раз­личные подходы к анализу регионов, используя доминирующую для целей концепцию или па­радигму. В трудах классиков региональной эко­номики регион рассматривался с точки зрения существующих природных ресурсов, населения, производства и потребления товаров и услуг, но не изучался как субъект экономических отно­шений, носитель особых экономических инте­ресов. А. Г. Гранберг отмечает четыре наиболее распространенных концепции региона: регион- квазигосударство, регион-квазикорпорация, ре­гион-рынок, регион-социум [7, с. 83].

Регион как квазигосударство самостоя­тельно регулирует свою экономику, аккуму­лирует большую часть финансовых ресурсов и выступает как достаточно самостоятельный субъект национальной экономики, регулируя свои взаимоотношения с другими регионами и центром. Использование данной концепции приводит к применению к региону законов ма­кроэкономики, определению его как «мезоуро- вень», и, как следствие, к доминированию в ис­следованиях производственных факторов, за­нятости, доходов.

Регион как квазикорпорация сосредото­чивает крупную собственность, выступает как агент рынка и конкурент другим регионам, на экономическое положение региона большое влияние оказывают размещенные на его тер­ритории филиалы и штаб-квартиры корпора­ций, их ценовая и кадровая политики, а так­

же системы доходов. Данный подход фактиче­ски осуществляется в региональной налоговой политике государства, когда перенос штаб- квартиры корпорации, а фактически — смена юридического адреса — приводит к уходу из регионов крупного налогоплательщика, пере­распределению доходов (центром или другим регионом] при сохранении непосредственно производства.

Регион как рынок с определенными гра­ницами уделяет большее внимание предпри­нимательскому климату, специфическим для данного региона сегментам рынка и позволя­ет применять маркетинговые методы анализа к деятельности региона в целом.

Подход к региону как социуму позволяет исследовать институциональные факторы, та­кие как систему власти, культурные традиции, местную законодательную базу, а также вос­производство и размещение трудовых ресур­сов, здравоохранение и образование.

На мировое развитие, в том числе регио­нальное, оказывает влияние научно-техниче­ский прогресс, данное влияние рассматрива­ет А. А. Пшунетлев [14]. Он показал, что име­ется шесть важных аспектов влияния, к числу которых относятся: 1] продукция региональ­ной экономики на внешних рынках обеспечи­вает, в зависимости от ее доли, либо устойчи­вое равновесие в регионе, либо его нарушение;


  1. изменяется структура населения, его чис­ленность, увеличивается доля пожилых людей, возрастает трудовая миграция; 3] относитель­но медленная реакция капитала, чем трудово­го фактора, требует осторожности в формиро­вании инвестиционной политики, что может привести к замедлению экономического роста; 4] изменяется структура занятости; 5] отмеча­ется более быстрый рост доходов относитель­но снижения численности населения; 6] суще­ствуют регионы, на которые научно-техниче­ский прогресс оказал негативное влияние, на­пример лишив традиционных рабочих мест.

А. Г. Гранберг пишет: «Эволюция теории региона отражает повышение роли "нематери­альных” целей и факторов экономического раз­вития, возможности междисциплинарных зна­ний и перехода региона на модель устойчиво­го (эколого-социо-экономического] развития» [7, с. 84]. При этом он отмечает, что «регион как подсистема информационного общества или регион как участник интернационализации и глобализации экономики» также может быть объектом исследования, при этом на первый план выходят такие его характеристики, как инновации, телекоммуникации и компьютер­ные сети, развитие промышленно-технологи­ческих комплексов. Информационная парадиг­ма региональных исследований развивает те­орию диффузии инноваций, которая, согласно ее основателю, Т. Хегерстранду (T. Hagerstrand], бывает трех типов: диффузия расширения (равномерное распространение по всем на­правлениям от точки возникновения], диффу­зия перемещения (распространение в опреде­ленном направлении] и диффузия смешанного типа. С данной теорией тесно связана теория регионального жизненного цикла, в соответ­ствии с которой региональная экономическая политика должна создавать благоприятные ус­ловия для развития инноваций в менее разви­тых регионах, размещая там научно-производ­ственные и образовательные объединения.

Необходимость системного подхода при исследовании региона отмечал В. Василенко. Системный подход при этом осуществляется при построении цепочки «структура — свой­ства — признаки — черты — мера (средство из­мерения]». Он определяет регион и его струк­туру следующим образом: «Отталкиваясь от региона как территории, в качестве его струк­туры можно использовать совокупность участ­ков земной и водной поверхностей (площа­дей] в определенных границах. В качестве ос­новных свойств региона могут быть определе­ны освоенность и насыщенность территории» [5, с. 6]. Под «освоенностью» понимается на­сыщенность территории инфраструктурны­ми и
экономическими элементами, при этом учитываются связи между экономическими объектами, а под «насыщенностью — множе­ство экономических объектов (предприятий, организаций и элементов социальной сфе­ры], на которых сосредоточена или на кото­рые направлена экономическая деятельность. При этом В. Василенко подчеркивает, что «че­рез насыщение территории обеспечивается ее экономическое развитие» [5, с. 7]. В рассматри­ваемой им методологии экономической ди­агностики региона определяющим является ресурсный подход, поскольку «развитие тер­ритории непосредственно обусловлено си­стемной организацией воспроизводства ре­сурсов — трудовых, природных, материальных

(капитальных], организационных (предпри­нимательских], информационных, научно-тех­нических и других» [5, с. 7].

В качестве основных элементов социально­экономического развития региона можно рас­сматривать следующие два основных вида ре­сурсов: материальные (включающие трудовые и природные ресурсы, а также средства произ­водства и бюджетные ресурсы — инвестиции и финансы] и нематериальные (ресурс времени, интеллектуальные и информационные ресур­сы]. Для каждого из указанных ресурсов необ­ходимо создавать региональный мониторинг, позволяющий принимать решения при реали­зации региональной политики. Хозяйственная система региона в данном случае представле­на схемой движения потоков энергетических и природных ресурсов и сопровождающих их по­токов информации. Ресурсный подход к эконо­мике в целом характерен для западноевропей­ских экономистов, считающих, что главная роль экономической системы — это распределение ресурсов между конфликтующими опросами. Данный подход позволяет осуществлять реаль­ное социальное и экономическое планирова­ние на региональном уровне, поскольку позво­ляет согласовывать поставленные задачи с име­ющимся ресурсным потенциалам и тем самым ставить перед регионом более достижимые це­ли развития. Однако эффективность использо­вания региональных ресурсов и планирование их использования возможны только при над­лежащем контроле. Механизмы управления ре­сурсами могут эффективно работать только в условиях строгого контроля ресурсного потре­бления, предшествующего ему мониторинга потребностей субъектов потребления каждого ресурса, а также нормативной базы потребле­ния для конкретного вида экономической де­ятельности. Особенно это касается топливно­энергетических ресурсов и пресной воды [2].