Файл: Структура современного урока на примере преподавания экономики в образовательном учреждении.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура современного урока на примере преподавания экономики в образовательном учреждении

Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что понятие «современный урок» на данный момент является одной из самых актуальных тем и является предметом различных обсуждений. Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?” Этот вопрос интересует не столько нас, преподавателей, сколько самих учащихся.Урок определяется как структурообразующая единица учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Уроком является организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени происходит взаимодействие учителя и группы учащихся (класса) одного возраста, постоянного состава и с единой для всех программой обучения.

В данной организационной форме представлены все составляющие учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению. Общей функцией урока является целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Говоря о современном уроке, конечно, необходимо понимать различие традиционного от современного урока. В отличие от «традиционного» «современный» урок предполагает более широкое развитие познавательных возможностей учащихся. На современном этапе большинство учителей отдаёт предпочтение традиционному уроку. Существует множество возможных причин данного явления: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием большого числа инноваций. В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и современного уроков с точки зрения ученых. Они очень известны, но не предлагают ответа конкретному учителю-практику: почему на современном этапе так важно обучать ученика, отдавая предпочтение современным путям познания? Почему это необходимо не только для ученика, но и для самого учителя? Определенного ответа нет, так как:


Традиционный урок - фундамент для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок - это известные ученые и менее известные учителя- практики.

Традиционный урок - это отражение сегодняшнего дня: более половины учителей предпочитают проводить уроки в традиционной форме.

Большая часть педагогов не собирается менять свою деятельность: не хватает сил и времени самому изучать что-либо новое, да и не придают этому смысла. Традиционный урок - что-то родное, все близко и понятно.

При данной структуре комплекс дидактических средств меняется, и к уровню самостоятельной работы учащихся выдвигаются новые требования; их учебная деятельность все больше приобретает поисковый, творческий характер.

Современный урок - это абсолютно новый, но одновременно не теряющий связи с прошлым, оказывающий влияние на интересы живущего человека, насущный, то есть - актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Следует отметить, что сегодня образовательные учреждения становятся не столько источником информации, сколько помогают учиться; учитель сегодня не выступает только проводником знаний. На современном этапе, учитель - это личность, способствующая освоению творческой деятельности, ориентированной на самостоятельное получение и усвоение новых знаний. Учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, одновременно с педагогом принимает участие в постановке целей и задач каждого урока, выбирает план собственной работы, определяет средства и способы выполнения установленных целей. Все вышеизложенное помогает гибко варьировать структуру урока. Одновременно с этим варьирование структуры урока не должно быть поспешным. На каждом уроке учебный процесс состоит из конкретных логически связанных этапов, отражающие логику самого процесса обучения.

Целью данной работы является изучение вопросов связанных со структурой современного урока на примере преподавания экономики в образовательном учреждении.

Для выполнения поставленной цели данной работы требуется решить такие задачи как:

раскрыть особенности построения структуры современного урока;

дать понятие современному уроку;

изучить общие критерии современного урока;

охарактеризовать современные требования к уроку в свете ФГОС.



Объектом данной работы является современный урок.

Предметом исследования является механизмы и структура современного урока на примере преподавания экономики в образовательном учреждении.

Методы исследования. При проведении исследования был использован комплекс общенаучных и частных методов познания социально-правовых явлений, которые конкретизируются в виде таких методов, как историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, логический, структурно-правовой и др.

Структура работы представлена такими элементами как введение, основная часть работы, заключение, список использованных источников.

Список использованных источников содержит библиографическое описание материалов, которые были использованы в ходе исследования.
1. Особенности построения структуры современного урока
До пятидесятых годов урок определялся как феномен с очень жесткой структурой, который основывался на классической четырехзвенной структуре. Так, урок изучения новой информации и знаний состоял из нескольких этапов: организационный момент, проверка домашней работы, объяснение нового материала, новой информации, закрепление, подведение результатов и итогов урока, раздача задание на дом.

В 50-х годах начинается возникновение (и в дальнейшем совершенствуется) тенденции за ликвидацию регламентации последовательности этапов и границ между ними. Возникает и еще одно новшество - совершенствуются и развиваются идеи свободного формирования учебных занятий. В настоящее время, на основе анализа опыта работы учителей, работ знаменитых теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок обязать иметь свою структуру, но она не должна препятствовать творческой работе учителя.

Педагог на сегодняшний день полностью свободен в формировании структуры урока, лишь бы она не препятствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока меняется и в результате применения на уроках новых технологий обучения.[1]

Об уроке написано огромное множество книг, статей, диссертаций. Изменяются цели и содержание образования, возникают новые инструменты и технологии обучения, но какие бы не проводились реформы, урок продолжает оставаться вечной и основной формой обучения. Какие бы новации не внедрялись, только на уроке, как много лет назад, взаимодействуют участники образовательного процесса: педагог и ученик.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий контакта с прошлым, одним словом - актуальный. Анализируя все требования времени, можно сделать вывод, что из года в год изменяется подход к современному уроку. В чем же особенность современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?[2]


Общие критерии современного урока:

) Результативность. Общая оценка качества и результативности какого-либо урока представляется очень трудоёмкой задачей, поскольку она заключается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. На практике передовых учителей можно выявить некоторые главные черты высокопроизводительного, результативного урока: организация и поддержание качественного уровня образовательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; объем и прочность познавательной информации, полученной учениками; создание и тренинг вариантов умственных действий учащихся; вклад в организацию личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих инструментов личности, которые способствуют образовательному процессу; хороший, положительный уровень отношений между учителем и учеником. Результативность урока определяется экономным и разумным расходованием времени урока, использованием различного арсенала инструментов и способов обучения. Огромную роль здесь выполняют и индивидуальные качества учителя, основными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

) Структура урока. В соответствии с современными условиями, когда объем изучаемой информации велик, а время на её освоение ограничено, одним из основных и необходимых требований является поиск оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) составления содержания и выбора способов обучения. Это требование необходимо закрепить к каждому уроку. Рациональную структуру урока предоставляют: системное составление плана задач обучения, воспитания и развития; выявление в содержании урока и темы главного, основного; определение целеполагающей последовательности и объема материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашней работы; выбор самых необходимых методов, способов и инструментов обучения; разнообразный и индивидуальный подход к ученикам; организация необходимых учебно-материальных условий обучения.

) Активизация образовательной деятельности учащихся. Результативное усвоение информации определяет такую организацию образовательной деятельности учеников, при которой учебный материал является предметом активных мыслительных и практических действий любого учащегося. Для осуществления этого значимого принципа обучения в последние годы разработаны новые программы и учебники, в которых излагается учебный материал на уровне обобщений и углублённого проникновения в суть явлений, происходит поиск способов обучения, которые увеличивали бы активизирующее влияние на образовательный процесс (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.). Главная цель учителя - организовать комфортные условия в классе для общей работы в коллективе. В комплексе «актив - класс» в основу обучения внедряется обмен мыслями, мнениями, общее обсуждение возникших вопросов с коллегами и товарищами, происходит активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Всякий учащийся учится и учит, подчиняется и руководит.


) Дидактическая структура учебного материала. Одним из наиболее влиятельных способов активизации мышления учащихся признаётся проблемная организация урока, в фундаменте которого заложена проблемная ситуация - появление определенного вопроса и потребность получить конкретный ответ на него. В организации проблемных ситуаций ведущую роль играет педагог. Возможно, могут быть вовлечены пособия, задачники, дидактические материалы с перечислениями проблем-заданий, но проблемная ситуация - это определенное психологическое состояние учащегося, для организации которого нужен учет огромного количества факторов индивидуально-личностного характера. Педагог, который умеет принимать во внимание все эти факторы, организовать проблемные ситуации в головах учеников, не только предоставляет им знания и информацию, но и совершенствует их творческие способности.

) Самостоятельность и творчество в образовательной деятельности. Усиление роли самостоятельной работы учеников в образовательном процессе предполагает решение, как минимум, трех взаимодействующих задач: создать определенные педагогические условия, при которых учащиеся с необходимостью занимались бы самостоятельной работой; обучить учеников рациональным способам данной работы; научить самостоятельному использованию полученной информации в образовательной и практической деятельности. Успешное решение этих задач может быть только на основе конкретной, разработанной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко выявлены цели и место в образовательном процессе каждого типа самостоятельных работ, их взаимосвязи с иными методами обучения. В образовательном процессе используются следующие типы самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разные методы и формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы;; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др.[10]

Принципы построения структуры современного урока:

) Принцип деятельности - заключается в том, что учащийся, приобретая информацию не в готовом виде, а добывая её сам, изучает при этом содержание и формы собственной образовательной деятельности, осмысляет и принимает комплекс ее норм, активно принимает участие в их развитии, что помогает активному и успешному возникновению его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных навыков.